Петербургский театральный журнал
16+

13 декабря 2013

О РЕПЕРТУАРАХ

Репертуар Александринского театра. 1917–2012. Премьеры и возобновления.
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека.
Автор-составитель Ю. П. Рыбакова. Составители О. В. Мокина, С. Ю. Спирина, Е. Г. Федяхина. Научный консультант А. А. Чепуров.
Санкт-Петербург, издательство «Чистый лист», 2013.

13 декабря в Александринском театре прошла презентация книги «Репертуар Александринского театра. 1917–2012».

Я работаю (пока еще, до февраля) в Зубовском институте, где идет интенсивный разгром искусствознания под девизом «оптимизации» и с благословения Министерства культуры. А время от времени, как раз в законные выходные дни, когда и. о. директора Зубовского института думает, что все сотрудники, нерадивые в будни, гуляют, хожу в Театральную или другие библиотеки. Там хорошо не только то, что твои занятия уважают, — там находишься в кругу близких, единомышленников. Тебя никто не проверяет и акты на прогулы не составляют — и не потому, что не имеют полномочий, а потому, что понимают, что ты работаешь не пятой точкой перед компьютером «от и до», а по собственному хотению. Всегда.

В Театральной библиотеке тем более близкий круг. По стендам, выставочным шкафам, по маленьким экспозициям на стенах видно, как неугомонен этот научный конвейер, как он связан с сегодняшним днем, как любовно отражает все события, юбилеи, как бдительна здесь память и как стойка вера в силу искусства. И искусствознания. Точнее — театроведения.

Время от времени сотрудники библиотеки преподносят очередные свои научные, исследовательские и даже сувенирные (календари, например, по эскизам костюмов, хранящимся в библиотеке) «дары». Последний из них — «Репертуар Александринского театра. 1917–2012». У этого издания (тираж для близких — 300 экз.) долгая история. Сегодняшняя молодежь, студенты СПбГАТИ, могут не поверить: капитальный библиографический труд начинался с пробной, почти студенческой работы! Впрочем, для тех, кто думает о карьере исследователя, это вдохновляющий пример для подражания. Итак, две выпускницы ЛГУ, Юлия Рыбакова и Мирра Лещинер (Прицкер), начали составление «Летописи Ленинградского академического театра им. А. С. Пушкина» в 1956 году. Первое издание вышло как приложение к книге «Советский театр. Документы и материалы» в 1968 году. А дальше Юлия Петровна Рыбакова занялась творчеством Веры Федоровны Комиссаржевской, защитила диссертацию, написала не один труд по избранной теме и, наконец, вернулась к «Летописи». Но теперь это был огромный, почти столетний фрагмент истории Александринки. Замечательно не только то, что «Репертуар» завершен. Замечательно, что Юлия Петровна во вступительном слове предлагает идти дальше — к «созданию репертуара первого российского театра с момента его основания», а продолжением станет только что изданный «Репертуар Александринского театра. 1917–2012».

Для тех, кто помогал Ю. П. Рыбаковой, нигде и ничего готового не лежало. Автор-составитель пишет: «Часто в массовых сценах спектакля принимали участие учащиеся и слушатели Театра-студии… вспомогательный состав… Их имена не всегда удавалось установить, поэтому в некоторых случаях указаны только фамилии». Боже мой! Извиняться за то, что кому-то, ленивому и равнодушному, показалось бы пустой тратой времени и сил! А получился драгоценный свод фамилий с инициалами, названий, дат, развернутой информации о каждом спектакле. Когда состоялась премьера, кто постановщик и режиссер, список действующих лиц и исполнителей, посезонно — от «Смерти Иоанна Грозного», возобновление 9 октября 1917 г., до «Литургии ZERO», премьера 10 октября 2012 г. Всего пронумеровано и описано 657 спектаклей (большой и малой сцен) за 95 лет существования театра. Плюс премьеры Театра-студии — с 1924-го по 1929-й. Плюс два указателя — имен и заглавий.

Юлия Петровна, человек творчески не остывающий, может быть, и не взялась бы привести «Репертуар» к победному финалу, если бы не команда ее помощников. Из Театральной библиотеки — О. В. Мокина и Е. Г. Федяхина; из Александринки — С. Ю. Спирина, Э. П. Смирнова; если бы не научное партнерство А. А. Чепурова. Если бы, скажу так, отвлекаясь от сухой информации, не каждодневная преданность профессии всех участников этого дела. Если бы не животворящий дух учреждения, которое, казалось бы, призвано мирно почивать на библиотечных томах, тщательно оберегая их от посягательств студенческой саранчи и изредка прибегающих к ее сокровищам ученых мужей и жен (в смысле женщин).

Я восхищаюсь тем, что удается делать Театральной библиотеке, несмотря на обстановку вокруг и сверху, несмотря на приближающийся Год культуры, ибо в нашей стране не знаешь, чем это может обернуться для культуры. И боже сохрани нашу Театральную библиотеку от «репертуара», по которому сейчас идут «спектакли» в Зубовском институте.

Напоследок вот еще что: «Репертуар Александринского театра. 1917–2012» посвящен Исааку Израилевичу Шнейдерману. Он подвигнул молоденьких Юлию Рыбакову и Мирру Лещинер на кропотливую, неблагодарную с виду работу: копание в архивах, поиски в газетах и журналах, разбор и учет хроник и предыдущих летописей, и прочее, прочее — где только не ищет архивист и составитель летописей! Но, думаю, не только потому, что он дал толчок этому долговременному собирательству. У Шнейдермана учились и мы. Он был одним из педагогов, который никогда особенно не посвящал нас в «те» годы, когда многие, в том числе и он, становились поневоле исполнителями в спектаклях разгромов и вранья. Мы догадывались, сами находили следы нерадостных ролей наших педагогов. Мы им сострадали. Прощали. Думали, что с нами такого не повторится. Думаю, что не повторится. Имя Шнейдермана в посвящении «Репертуара Александринского театра» — знак и благодарности, и солидарности.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога