Петербургский театральный журнал
16+

7 декабря 2013

ОМСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ…

В Омском ТЮЗе сложилась критическая ситуация.

Культуру трясет не по-детски. Активность чиновников никак не может найти себе достойного применения. Товарищи из Министерства культуры Омской области! У вас в городе, в театральной столице Сибири (и одном из театральнейших городов России) вы можете и должны гордиться не только Театром драмы.

Полмесяца назад мы с Александрой Лавровой побывали в Омске, посмотрели и «обсудили на труппе» пять спектаклей ТЮЗа. Две постановки, «Двенадцатая ночь» и «Мой милый Плюшкин», просто исключительно интересны и хороши. Остальные («Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Принцесса Кру», «Золотой Петушок») — добротны, во многих моментах творчески любопытны и все вместе охватывают полный возрастной спектр адресной аудитории. Вообще афиша театра говорит о его культуре, о продуманной репертуарной политике.

Главный режиссер Борис Гуревич работает второй сезон. Но он знаком с театром давно, ставил здесь. Надо сказать, что и Владимир Ветрогонов, работавший тут до него, держал театр в хорошей профессиональной форме, чему мы также были свидетелями. Сохранилась и традиция, восходящая еще к Делегатскому собранию Ленинградского ТЮЗа времен Корогодского: здесь работают со своими зрителями, которые становятся настоящими театралами, активом адресной аудитории. Их нельзя не заметить в антракте, когда они обсуждают увиденное, в изданиях театра публикуются их опыты осмысления спектаклей.

«Двенадцатая ночь». Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Прежде всего, хотелось по возвращении написать большую статью, «в бумаге», о своих художественных впечатлениях в Омском ТЮЗе. О шекспировском спектакле Бориса Гуревича: здесь найден редкий и необходимый баланс поэзии и авторской скептической иронии. Мастерский, артистичный спектакль, в котором есть моменты, когда искушенная публика должна бы аплодировать именно благодаря эффекту попадания в фокус великой комедии. Режиссура спектакля спаяна с работой хореографа Виктора Тзапташвили и художника Марии Брянцевой. Пластичность — свойство спектакля в целом, потому выразительные хореографические акценты, остроумные метаморфозы сценографии не ведут к самоцельной декоративности. Все посвящено мощной шекспировской теме — о слепоте страсти, о шутках рока с людьми, и о том, как по-разному любовь проявляет людей. Актерский ансамбль спектакля выразителен. Дмитрий Пономарев — шут Фесте — верный камертон этого ансамбля, в его руках ключи и поэзии, и иронии. Мальволио, которого играет Сергей Дряхлов, — огромная победа спектакля. Артист не комикует и не бьет на жалость, играет в строгом рисунке, здесь все построено на чувстве собственного достоинства и преданности его своей Даме! Очень хороша сцена амбициозных мечтаний Мальволио. Это смешно, но не только смешно: ведь записные шутники сэр Тоби, Мария, Эндрю Эгьючик, Фабиан ловят Мальволио не на чем другом, как на любовном мотиве — каков бы он ни был.

Спектакль построен музыкально, его мотивы внятно сопряжены. Любовь тут до поры издевается над всеми, но в финале мир приходит к гармонии. Да, Омский театр совладал с архитектоникой шекспировской комедии, вывел на сцену чудесную когорту актеров и актрис, не потерявшихся при встрече с поэтическим строем шекспировской пьесы.

Диапазон у труппы нешуточный: от Шекспира до Фриша, а есть еще Пушкин, Гоголь. «Мой милый Плюшкин» — случай особый. Пьеса Виктора Ольшанского — фантазия в семи картинах на один-единственный мотив из «Мертвых душ» Гоголя, но какой существенный, какой необходимый для аудитории этого театра!

У Гоголя именно в связи с Плюшкиным явление заплесневелого, конченного персонажа, потерявшего человеческий облик, вольтовой дугой сомкнуто с идеей о том, что ведь было же когда-то утро жизни, полное надежд, и у этого существа! Гоголевский максималистский ужас, молнией врезающаяся мысль о том, что же сделалось с душою человека, разверстан драматургом и театром во времени, возвращающемся к юности, полной планов и надежд…

«Мой милый Плюшкин». Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Эти выразительные, афористически точные кванты истории души Плюшкина и чисто сценически организованные «петли», связующие семь картин, делают честь режиссуре спектакля. Материал этих эпизодов ассоциативно исходит, кажется, из всей русской литературы в целом, унаследовавшей великую озабоченность не столько судьбой персонажа, сколько судьбой его души. Гоголевская «шинель», из которой, как было однажды сказано, вышла вся последующая великая русская литература, покрывает собою все эти эпизоды.

Зрители сидят на сцене, пространство спектакля по мере ухода от тягчайшего жизненного финала к юности героя открывается, расширяется, становится безмерным. Последняя, седьмая, картина — возвращение к началу: на скукожившемся пространстве сцены завершается торговля мертвыми душами. Деловой человек Чичиков (Сергей Дряхлов) до жути корректен, хотя и не скрывает брезгливого недоумения рядом с несуразным Плюшкиным, история которого только что прошла перед нами. Никита Пивоваров — Плюшкин, можно сказать, схватил бога театра за бороду в этой постановке. Он и узнаваем, и многолик в своих метаморфозах от сцены к сцене. Метафизика театра и жизни словно сошлись в этой работе. Рядом с Плюшкиным — неизменная прислуга Марфа в исполнении Ларисы Яковлевой. Ее метаморфозы не менее разительны, путь этого образа в спектакле — пунктир афористичных драматических стадий человеческой судьбы.

Многое еще можно было бы сказать об этих двух незаурядных постановках Омского театра, так же как и о стильной подростковой мелодраме «Принцесса Кру» по повести Ф. Бернетт, или об упомянутом спектакле по интеллектуальной комедии М. Фриша — первой постановке Гуревича в Омском ТЮЗе, ударно представляющей молодежную часть труппы, или о «Золотом Петушке» Н. Индейкиной — и ярко сказочном, и вполне современном…

Но кажется, за те полмесяца, что прошли с нашего возвращения из Омска, ситуация переломилась кардинально. Приходится писать наскоро, реагируя на перипетию, переживаемую коллективом. Над театром, который вызывает глубокое уважение и симпатию благодаря профессионализму, творческому тонусу, — нависла угроза, исходящая от столь распространенного в наше время союза чиновников и дельцов, плюющих на реальные культурные ценности в своем городе. Коллектив театра подписал «Открытое обращение к общественности» в надежде остановить административный беспредел. Идея перепрофилировать лакомое здание в центре города, сделать на месте Театра для детей и молодежи «культурно-досуговый центр», своего рода прокатную площадку широкого назначения, возникла не сегодня. Но как будто бы здравый смысл возобладал, директор театра Валентина Николаевна Соколова заручилась поддержкой губернатора, который пообещал, что театр останется на своем месте и в своем статусе. И вот резкие движения, по-видимому, более тупых и грозных сил: директор В. Н. Соколова, 27 лет успешно работающая в этом театре, уволена, на ее место назначен, кто бы вы думали? — Владимир Золотарь. Как режиссер он вызывает уважение, но причем тут директорство? И уж, наверное, он понимает, во что вляпывается, — опыт скандалов, инспирированных дурным администрированием, ему хорошо известен.

За этими циничными манипуляциями не стоит забота о театре, о его творческой судьбе, о людях театра, о судьбе культуры в городе. За этим безобразием стоит идея убрать с дороги директора, которому небезразлична судьба театра. Силовые движения начальства демонстрируют обыкновенное хамство и сиюминутную корысть людей, чуждых культуре в принципе. Взгляните на город Омск: аляповатые кляксы реклам нагло и повсеместно облепляют фасады домов, душат его ауру. «Наезд» (а техника снятия неугодного директора не оставляет сомнений на этот счет) на театр в городе с многолетней славой театральнейшего города не только Сибири, но и России, не имеет достойных оснований, это позор для власти города.

P. S. В данный момент идет сбор подписей в Омском ТЮЗе в поддержку директора Н. В. Соколовой. Под «Открытым обращением к общественности от коллектива Омского театра для детей и молодёжи» поставили свои подписи более ста человек.

Открытое обращение к общественности от коллектива Омского театра для детей и молодёжи

Обращаемся к вам с тревогой о будущем Омского театра для детей и молодёжи (Омского ТЮЗа).

Министерством культуры Омской области издано распоряжение о прекращении с 29 ноября 2013 г. договора с директором БУК «Омский ТЮЗ» Валентиной Николаевной Соколовой на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Валентина Николаевна Соколова — заслуженный работник культуры Российской Федерации. Неоднократный победитель Российского конкурса «Менеджер года». Награждена государственными наградами — медалью «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, Почётной грамотой Правительства Омской области.

Валентина Николаевна работает в Омском ТЮЗе 27 лет. За эти годы наш театр, как и всякий нормальный творческий организм, знал взлёты и падения. В театре наработан и продолжается показ разнообразного репертуара: лучшие образцы мировой драматургии для детей и юношества — это знаменитые спектакли-долгожители, на которые ходили и ходят многие поколения омичей (классические сказки «Муха-Цокотуха» и «Репка»), популярный детский репертуар («Африканское путешествие доктора Айболита», «Маугли», «Финист Ясный сокол», «Али-Баба и сорок разбойников», «Все мыши любят сыр»), современные интерпретации мировой классики («Мещанин во дворянстве», «Как важно быть серьёзным»), экспериментальные спектакли (антиутопия «Зверь») и т. д.

В.Н. Соколова.
Фото — архив театра.

Театр серьёзно занимается благотворительностью и культурным развитием области. В 2013 году был проведён уже пятнадцатый, юбилейный благотворительный фестиваль «ТЮЗ — детям села», благодаря которому школьники из многих районов области смогли прикоснуться к театральному искусству. Многие из них впервые побывали в театре. Также в 2012 году была реализована оригинальная идея директора театра — фестиваль, поддерживающий школьные театры «Дети играют для детей». На большой сцене впервые показали свои работы десять школьных театров. Для юных артистов это стало незабываемым профессиональным опытом.

За последние 2 года совместной профессиональной деятельности директора Валентины Николаевны Соколовой и главного режиссёра театра Бориса Робертовича Гуревича театр вновь завоёвывает высокий культурный уровень постановок. За это время поставлены большие серьёзные спектакли, ориентированные на подростков и молодёжную аудиторию, в репертуаре появились имена авторов мировой и русской классики — Уильяма Шекспира, Макса Фриша, Френсис Бернетт, Николая Гоголя, Александра Володина; постановки по произведениям мастеров современной драматургии — Василия Сигарева, Ксении Драгунской. На сцене театра ставили спектакли режиссёры из других городов — Карен Нерсисян (Москва), Андрей Сидельников и Наталья Индейкина (Санкт-Петербург).

В октябре 2012 г. состоялись гастроли, посвящённые 75-летнему юбилею театра. Омский ТЮЗ представил три спектакля на сцене Российского академического молодёжного театра в Москве. Спектакли были высоко оценены столичной публикой, в изданиях опубликованы положительные критические отзывы (http://www. sibmincult. ru/content/ot/30/ , http://www. strast10.ru/node/2534 ). В октябре 2013 г. впервые за долгое время состоялись большие обменные гастроли Омского ТЮЗа и Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В. С. Золотухина. На сцене Алтайского театра для детей и молодёжи Омский ТЮЗ показал десять спектаклей детского и вечернего репертуара, проведена конференция с прессой, получены отклики в СМИ, положительные отзывы зрителей и аншлаги.

С 14 по 17 ноября в Омск приезжали специально приглашённые Омским ТЮЗом театральные критики: Александра Ильинична Лаврова (г. Москва) и Надежда Александровна Таршис (г. Санкт-Петербург). Они ознакомились с частью премьерных театральных постановок, состоявшихся за последние два года, и, проведя серьёзный критический разбор, дали высокую оценку творческой работе труппы. Омская театрально-критическая среда также даёт высокую оценку последним работам театра — об этом свидетельствуют публикации в прессе. Также наши артисты неоднократно отмечались на областном театральном фестивале «Лучшая театральная работа». На фестивале «Лучшая театральная работа-2011» Премией имени народного артиста СССР А. И. Щёголева «За лучшую мужскую роль» награждён актёр ТЮЗа Никита Пивоваров, Премию «За верное служение театру» получает артистка ТЮЗа Александра Корнева, Актриса театра Марина Журило награждена Премией Правительства Омской области имени народной артистки РФ Любови Полищук. На фестивале «Лучшая театральная работа-2012» Премия за лучшую мужскую роль второго плана присуждена актёру ТЮЗа, Сергею Дряхлову за роль Мальволио в спектакле «Двенадцатая ночь, или что угодно». Специальной премией жюри отмечена актриса Ксения Ефремова за роль Виолы в спектакле «Двенадцатая ночь, или Что угодно». 26 ноября 2013 года актрисе Омского ТЮЗа Марине Журило присвоено звание заслуженной артистки России.

Сейчас в театре хорошая профессиональная обстановка, творческая атмосфера, сплочённый коллектив. В 2013 году в труппу принята большая группа молодых артистов. На основании предложения Министерства культуры Омской области ТЮЗ включён в Национальный реестр "Ведущие учреждения культуры России-2013«У театра серьёзные планы на будущее, ожидается значительное обновление репертуара, продолжатся эксперименты с новыми формами спектаклей, планируется продолжать приглашать режиссёров из других городов для постановки спектаклей.

Несмотря на это, директору театра отказано в продлении контракта. Мы полагаем — тот факт, что директор театра Валентина Николаевна Соколова не прошла конкурс, случился по единственной причине.

«Дело о концессии»

Необходимость решения проблемы с финансированием ремонта театра назрела около года назад. Министерство культуры Омской области склонялось к решению проблемы через концессионный договор. По предварительному проекту, театр планировалось превратить в культурно-досуговый центр, в котором концессионер мог реализовать любые проекты, способные возместить средства, потраченные на ремонт.

Директор Омского ТЮЗа внесла поправки в предварительный проект, который содержал пункты, не устраивающие руководство и коллектив театра (оборудование в здании мультимедийного кинотеатра, центра с игровыми автоматами и т. д.). Кроме того, план ремонта предполагал выселение коллектива театра в другое здание на время ремонтных работ. Это грозило разрушением текущего репертуара, т. к. технические характеристики спектаклей Омского ТЮЗа, богатых и сложных по оформлению, не предполагают возможности их переноса на сцену дома культуры.

Дело с внесением поправок, однако, затягивалось. Благодаря инициативе директора театра в августе состоялась пресс-конференция с руководством Министерства культуры Омской области и представителями СМИ, на которой подробно обсудили вопрос концессионного договора и пункты, не устраивающие театр. Точку в развитии ситуации поставил Губернатор Омской области Виктор Иванович Назаров. На встрече с коллективом театра он утвердил новое решение: пристроек к театру по концессионному договору не будет, театр не будет превращён в развлекательный центр и сохранит прежние функции. Планируется внешнее и внутреннее изменение облика театра, от продолжения ремонта здания до обновления дизайна для повышения комфортности пространства театра и способов взаимодействия с ним, работа над формированием нового облика театра как универсального доступного места культурно-познавательного отдыха для всех возрастов и социальных категорий. Летом и осенью 2013 года осуществлён ремонт.

Комментарии (9)

  1. Надя! Я думаю, здесь дело все же не в концессии, а в другом. Министерству культуры Омска хочется, чтобы революционные всплески привлекали внимание к театру, хочется "Золотой маски", всеобщего внимания (и современного качества), а не одушевленной жизни и планомерной работы. Цхвирава спокойно работает в драме. Гуревич декларировал не раз в интервью, что не хочет революций, а хочет развивать существующие традиции. А им хочется на передний ряд, где Богомолов и Серебренников.

  2. Надежда Таршис

    Это уже какая-то Железная маска, а не Золотая. Острить не хочется, и Золотарь режиссер высокого уровня, но ведь и он подставлен, приходится дать себе в этом отчёт. В очень хорошем театре сместить директора и поставить главного режиссёра "перед фактом" – это путь не революционный, а самый рутинный, характерный для сегодняшнего катастрофически некомпетентного администрирования в культуре.

  3. Революционный – это я не про смещение, а про то, чего, думаю, ждут от Золотаря, который, конечно, подставлен.

  4. Искандерыч

    При всем благородном пафосе нельзя не признать, что за последние годы (их не один десяток даже) ТЮЗ свои позиции утратил. Если приглашение Гуревича и оживило репертуар, то не настолько, чтобы о театре стали говорить даже в городе, а не то что за его пределами. И похоже именно Соколова стала тормозом … не развития даже, а хотя бы скромного движения в сторону прежних позиций.

  5. Елена Мачульская

    Господин, почему-то не решающийся подписываться своим именем, потрудитесь еще раз перечитать статью – там масса ссылок на публикации о спектаклях ТЮЗа, причем в изданиях российского формата. Вообще-то стоит внимательнее читать текст, который Вы беретесь комментировать)

  6. Искандерыч

    Елена, давайте не будем нервничать. Ником подписываться здесь не возбраняется, главное соблюдать правила. К тому же уважаемым критикам, о которых идет речь, мое имя ничего не скажет. Вам – возможно, но ведь Ваш комментарий появился позднее моего.
    Текст я как раз читал внимательно. И публикации о спектаклях ТЮЗа в федеральных СМИ видел. В том числе и Ваши, например в “ПТЖ” (Свобода. Равенство. Братство.) и в “Культуре” (Православие. Самодержавие. Народность.).
    Дело же не в публикациях. Информационную поддержку можно и организовать. От чтения текста, кстати, возникает именно такое впечатление. Не просто же так столичные критики приехали оценивать репертуар театра, пусть даже спектакли ТЮЗа и, правда, соответствуют критериям качества. Еще один момент. Автор приводит доказательства хорошей работы Соколовой и ссылается на региональные премии, попадание театра в национальный реестр и тд. Но ведь все эти вещи не могли состояться без поддержки минкульта. Так что, наверно, не сильно правомочно говорить о том, что министерство хочет загнобить ТЮЗ из-за неугодного директора.
    Это, впрочем, частности. Я пытался донести следующую мысль. В последние годы ТЮЗ свои позиции в театральной жизни города утратил. И, по-моему, это произошло потому, что у театра не было творческого лидера. Последним из них был Рубанов. При нем и публики было больше, и каждая постановка становилась событием, и поклонницы за Оленбергом и Гончаруком бегали, и даже своя школа работала, подготовившая, например, Шапорина.
    После ухода Рубанова единственным лидером театра стал директор. А это – спорный путь. Администратор, даже хороший им быть не может. Такая ситуация не только в ТЮЗе, но и в “Пятом” и в Музыкальном. Но там все-таки поживее все обстоит в творческом плане. Не сомневаюсь, что в ТЮЗе есть хорошие актеры, и что Гуревич работает качественно, тоже. Но массовой живой реакции спектакли театра в последнее время не вызывали.
    А мне есть с чем сравнить. Я в Омске живу постоянно, в отличие от критиков из столиц. И дольше чем Вы. В свое время нам, студентам – гуманитариям преподаватели активно рекламировали вечерние спектакли ТЮЗа. И даже писали о них рецензии в местные газеты. Разве в последние годы что-то подобное было?
    Не буду вдаваться в историю с концессией, там тоже все не так однозначно. Но считаю, что Соколовой надо сказать спасибо, а театру – жить и развиваться дальше. Время для этого пришло.

  7. Елена Мачульская

    Начнем с фактической поправки – о ТЮЗе (точнее, о спектакле ТЮЗа, несомненно того заслуживающем) я писала только в ПТЖ, в “Культуре” я театральной тематики практически не касаюсь.

    Далее: “Дело же не в публикациях. Информационную поддержку можно и организовать. От чтения текста, кстати, возникает именно такое впечатление. Не просто же так столичные критики приехали оценивать репертуар театра, пусть даже спектакли ТЮЗа и, правда, соответствуют критериям качества.” Логические связи распадаются, но не суть) Столичные критики репертуар ТЮЗа ОЦЕНИЛИ и признали его находящимся на ДОСТОЙНОМ уровне. Их мнение для Вас что-то значит?

    И последнее – с культурной тематикой в местных газетах сейчас все крайне печально – ею часто жертвуют ради рекламы. Рецензии на спектакли ныне, увы, не в моде. Что же касается вузовских изданий -многие из них достаточно жёстко перепрофилировались на внутриучебные дела. Хотя в Омском университете в 2007-2008 гг. спокойно публиковались статьи о ТЮЗе, потому что его редактор был театроведом.

    Dixi

  8. Искандерыч

    Елена, ну давайте же будем терпимее к мнению, отличному от своего собственного. Dixi – это, конечно, аргумент))).
    Логические связи на месте. Вы просто не хотите их увидеть. Мнение авторитетных критиков для меня что-то значит. Но и им трудно быть абсолютно независимым, если они приезжают оценивать репертуар театра по приглашению этого самого театра. Добро бы речь шла о внутреннем творческом аудите. Но ведь экс-директор наверняка ставила перед собой задачу заручиться их поддержкой, имея в виду возможную борьбу за свое кресло.
    То, что спектакли оказались достойного уровня, это хорошо. Но, повторюсь, по моему мнению, ТЮЗ в последние годы не принадлежал к театрам, определявшим имидж омской культуры. Поэтому крики “Убили! Убили!”, как минимум, поспешны.
    Мне, кстати, материал Александры Лавровой в “Театрале” показался более адекватным ситуации. В нем я увидел: во-первых – признание того факта, что ТЮЗ по сегодня уступает как минимум двум омским театрам (в плане раскрученности или творческой актуальности, это уже другой вопрос); во-вторых – понимание того, что уход Валентины Соколовой при всех сопутствующих ему эмоциях не смертелен; а в-третьих – желание услышать другую сторону. Минкульту в лице Елены Мамонтовой там предоставлено слово.
    Ну и наконец, главное. В статье Александры Лавровой подчеркнут единственно значимый и ключевой для понимания ситуации этический момент. Действия минкульта ставят в двусмысленное положение главрежа Гуревича, который работал все это время честно и на хорошем уровне. Как их теперь «совместить» или «развести» с худруком-директором Золотарем, большой вопрос. На него критики указали своевременно и верно.
    Поправку Вашу принимаю. Спутал с материалом о «Зойкиной квартире» в «Пятом». А почему, кстати, Вы не пишете в «Культуре» о ТЮЗе? Вам некогда? Им неинтересно?
    А со спросом на рецензии не все так грустно в Омске. Есть бюджетные СМИ, которым нужно писать о БУКах, есть интернет-сайты…

  9. Н.Таршис

    Подловат не ник сам по себе, а шкодливость прячущегося за ним. Театр, пишет такой шкодник, ангажировал критиков (имена не скрываются). Оказывается, театр не имеет право услышать разбор спектаклей критиками, в том числе и в своих сложных ситуациях. Спектакли Гуревича я увидела впервые. При этом с третьей попытки анонимщик признаёт и сам, что театр в хорошем состоянии. Административный беспредел грянул уже после нашего отъезда, и оттого-то появился материал в блоге. Опять-таки, медвежью грацию, с какой сунули Золотаря к Гуревичу, осудил с третьей попытки и сам И-ч. А почему всю постройку, с хамством насчёт ангажированности (возвращаю это обвинение его автору), о падении ТЮЗа, надо возводить, апеллируя к Рубанову? Тогда давайте сложим все до одного перья, ведь был, скажем Белинский когда-то. А я помню и период Владимира Ветрогонова – пусть кто-нибудь скажет, что “Летняя поездка к морю” была не шедевром. Сейчас у Омского ТЮЗа своё лицо, безусловное художественное достоинство. Театру нахамили.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога