Петербургский театральный журнал
16+

16 февраля 2011

О КОСМИЧЕСКОМ И КОМИЧЕСКОМ С ИВАНОМ ВЫРЫПАЕВЫМ

В ночь с 12 на 13 февраля в театральном центре на Страстном в третий раз прошла «ночь театра» — проект под названием «Театральная бессонница», на этот раз посвященный Ивану Вырыпаеву. В программе ночи были перформанс «youtube: где мы?», спектакль «Комедия» и полуторачасовой разговор с героем встречи.

По названию перформанса даже предположить нельзя было, что Иван Вырыпаев прочитает отрывки из новой пьесы про НЛО («эн-лоо», как он это произносит). В сопровождении видео из youtube про U. F. O., конечно. К соавтору Вырыпаева, Антонине Великановой, прибавились четыре новых: Кэтрин Сноу, Марк, Эрик и Дэвид. В отличие от Антонины, это нормальные люди, никогда не состоявшие на учете у психиатра. Ведь среди миллионов, видевших НЛО, наверняка найдутся хотя бы четыре адекватных человека? Такие, как:

Кэтрин Сноу, Австралия, мужской парикмахер. Пять лет занимается хатха-йогой.

Марк, 43 года, Англия, интересуется интегральной философией.

Эрик, 23 года, Нью-Йорк, без определенного места работы.

И мужчина 41 года, русский, биолог, друг Ивана Вырыпаева, условно названный Дэвидом.

Они встречались с НЛО. Либо почувствовали «контакт», как Кэтрин Сноу, либо увидели светящуюся субстанцию, похожую на каплю воды, как Эрик. Время, место и обстоятельства не очень важны. В результате этой встречи у людей снимаются блоки, зажимы, они чувствуют себя частью Вселенной, испытывают чувство гармонии, внутренне меняются. Так Дэвид, встретив НЛО, стал испытывать боль. Она не исчезала до тех пор, пока он не понял одну вещь: когда-то он сказал своей бывшей жене такие слова, которые «закрыли энергию» этого человека. По Вырыпаеву это — самое страшное преступление, которое можно совершить. «Нельзя закрывать энергию человека, нужно все время открывать» (здесь и далее в кавычках — цитаты из устных высказываний драматурга на «ночи театра»). В финале в письме бывшей жены Дэвида формулируется даже своеобразный «кодекс чести» героя: он не должен позволять себе быть не-мужественным, жаловаться на усталость и болезни.

Иван Вырыпаев на проекте «Театральная бессонница».
Фото — Михаил Свешников, www.vesti.ru

Все монологи очевидцев НЛО, выполненные в жанре вербатима, разумеется, стилизация, и обман раскрывается почти сразу же: специфический ритм текстов Вырыпаева остался тем же. Герои переходят от слепоты к прозрению, к пониманию сущностного, истинного, и встреча с НЛО — это только предлог для разговора.

«Я обнаружил, что нужно быть большим мастером, чтобы через негатив, страшное, патологию „открывать“. Я больше в этом не участвую», — заявил автор «Июля», «Бытия № 2» и «Валентинова дня».

Свою пьесу «Комедия» Иван Вырыпаев открывает ключами, уже найденными Виктором Рыжаковым для его драматургии. Актеры Валерий Караваев и Инна Сухорецкая сильно напоминают о самом Иване Вырыпаеве и Арине Маракулиной в «Кислороде», интонации те же. Действие прерывают пластические отрывки, поставленные Олегом Глушковым. Фрик-костюмы, световые эффекты, дым — все это не более, чем рамка для текста. Пьеса — коллаж из анекдотов, описывающий основные частные и мировые проблемы. «Едут в чеченском метро две русских шахидки…», «Приехал муж из командировки…», «Умирает Папа Римский Бенедикт XVI, попадает в Рай, а Рай — весь мусульманский…», и так далее. Но если начало анекдота скопировано точно, то конец обязательно переписывается, переосмысляется. Постепенно длина коротких смешных историй увеличивается, и вот анекдот уже неуклонно стремится к притче… Для Вырыпаева важно было использовать парадоксальное свойство смеха: посмеялся над чем-то и в итоге уже это принимаешь.

«Жанр — самое важное в искусстве, а сейчас мы его утратили. „Доктор Хауз“ сильнее, чем любой артхауз, который я не люблю и снимать не хочу», — сказал режиссер, снявший «Эйфорию» и «Кислород». Новая же пьеса — «Комедия» — соответствует своему жанровому определению.

Эти два высказывания и спектакль «Комедия» позволяют осторожно предположить: а не начался ли у Ивана Вырыпаева (с его отказом от «негатива, страшного, патологии» и стремлением к жанровой строгости) новый этап творчества?

В именном указателе:

• 

Комментарии (5)

  1. Александр

    Респект!!!Ивану!Респект!!!

  2. К. Б.

    Новый этап творчества у Вырыпаева начался ещё два с половиной года назад, когда вышел спектакль Объяснить.

  3. Софья Козич

    Проживая в Питере, сложно уследить за всеми этапами развития московского театра. Рецензий на спектакль “Объяснить” на смотр-ру нет.
    А вы, уважаемый К.Б., кажется, театровед, и скорее всего из Москвы. Расскажите нам, в чем там было дело, интересно ведь.

  4. Марина Дмитревская

    Как говорила леди Крум в “Аркадии”, “я немею”. Проживая в Питере, можно почитать ПТЖ, № 54, а в нем статью Г. Брандт о спектакле “Объяснить”…
    http://ptj.spb.ru/archive/54/premieres-54/ustami-zaratustry/

  5. Софья Козич

    С одной стороны, позор мне,
    а с другой – ну мне очень хочется, чтобы человек К.Б. как-то аргументировал свою позицию.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога