Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

23 ноября 2012

НИКАКОГО РЕАЛИЗМА!

«Бог резни» Тюменского драматического театра на II «Таком фестивале».

«Бог резни» по пьесе Я. Реза.
Тюменский драматический театр.
Режиссер Александр Баргман, сценография Анвара Гумарова.

Бульварная комедия с элементами социальной сатиры француженки Ясмины Реза в России снискала не меньший успех, чем в Европе: несколько лет назад пьеса была поставлена Сергеем Пускепалисом в «Современнике», в этом году вышли спектакли Анджея Бубеня в «Балтийском доме» и Александра Баргмана в Тюменском драматическом театре.

«19 мая Фердинанд Рей, вооруженный палкой, ударил Брюно Валлона» — так начинается пьеса. Родители пострадавшего школьника, в боях лишившегося переднего зуба, — Вероника и Мишель Валлон — составляют иск для страховой компании и поэтому приглашают родителей виновника (Аннет и Алана Реев) в гости для того, чтобы обсудить нюансы. Детская перепалка, о которой сами мальчишки уже, должно быть, давно забыли, становится поводом для неконтролируемого выплеска агрессии взрослых.

Баргман ставит пьесу Реза в своем излюбленном жанре трагикомедии. В «Боге резни», как и в других его постановках, на первом плане оказывается проблема кризиса среднего возраста и тотального одиночества каждого из героев, однако трагические ноты раздаются лишь ближе к финалу — больше места отводится все же комическим, почти фарсовым сценам.

На сцене — нехитро обставленная гостиная Валлонов. Икеевские стеллажи с книгами и трогательными семейными фотографиями в рамочках расположены симметрично, а по центру стоят четыре (ровно по количеству действующих лиц) уютных, мягких кресла, обитых терракотовой тканью. Повсюду расставлены грозные деревянные тотемы: Вероника Валлон (Жанна Сырникова), ярая поборница справедливости, написала первую и, по всей видимости, последнюю свою книгу о межэтнических конфликтах в Африке.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Коптяев, архив фестиваля.

Супруги Рей — адвокат Алан (Александр Тихонов) и его жена Аннет (Наталья Коротченко), домохозяйка, маскирующаяся под бизнес-леди, оказываются заперты в гостиной Валлонов по собственной воле — их робкие попытки уйти непременно оборачиваются неудачей; как назло, всякий раз возникает предлог, чтобы остаться — чашка свежесваренного эспрессо, вкуснейший лимонно-яблочный пирог…Да и нескончаемый спор, в котором каждый их родителей неистово защищает своего отпрыска, начинает свой новый виток, стоит только Реям надеть пальто.

Собравшиеся всеми силами пытаются продемонстрировать образованность, благовоспитанность и интеллигентность, но животные инстинкты исподволь начинают брать верх. И хотя каждый из участников конфликта периодически заявляет о своей непричастности к происходящему, вырваться из этого порочного круга не удается никому. Под надоедливый рефрен мелодии «Nokia tunes», которую извергает мобильный телефон Алана, маниакально озабоченного своей работой, и звонки мамы Мишеля ситуация обостряется все сильнее.

Так, например, отравившуюся пирогом Аннет рвет на покоившийся на журнальном столике раритетный альбом Кокошки, гордость хозяйки дома, к которому гости поначалу пытались проявлять вежливую заинтересованность. «Тотошку стошнило на Кокошку!» — бойко сыронизирует по этому поводу ее муж Алан. До художественной ценности Кокошки, естественно, нет никакого дела и супругу Вероники Мишелю (Константин Антипин), владельцу маленькой конторы, торгующей хозтоварами; он предлагает самый практичный способ — высушить странички феном. Кажется, что и интерес самой Вероники к искусству исключительно номинальный.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Коптяев, архив фестиваля.

Хозяин дома предлагает выпить, но алкоголь только усугубляет положение. Откупорив бутылку спиртного, собравшиеся затевают настоящую «резню». Стихийное, животное, дикое с мгновенной быстротой прорывается наружу. Теперь герои чувствуют себя совершенно раскованно — Вероника, явно стремившаяся покорить гостей своим внешним видом — эффектной укладкой, вычурными украшениями и пестрым безвкусным платьем, — распускает волосы и надевает мужскую толстовку, Алан и Мишель садятся на книжные полки, Аннет, сбросив туфли на высоких каблуках, решает, что ей удобнее ходить по дому босиком. «Бог резни» начинает метать свои стрелы — Аннет объявляет мужу, что она не испытывает к нему ничего, кроме ненависти, исполняя при этом шаманский танец с тазиком, заменившим бубен. Алан в красках описывает ей то, какой, в его представлении, должна быть настоящая женщина — выясняется, что Аннет нисколько не соответствует этому идеалу. Мишель сознается, что супружество и отцовство для него в тягость. Несчастлива со слабым и безвольным супругом и хозяйка дома Вероника.

Герои (вполне неожиданно) признаются в том, что они сожалеют об утраченном времени, о безвозвратно ушедшей молодости; их внезапно тревожит гнетущее ощущение, что жизнь бессмысленна, от этого не спасает ни искусство, к которому персонажи и так были безразличны, ни работа. Эти мотивы возникали и в предыдущих спектаклях Баргмана («Время и семья Конвей» и др.).

Планшет, на котором располагалась мебель, вздымается, свергая уютные кресла семейства Валлон на авансцену — такой мощный сценографический ход кажется несомасштабным градусу переживаний героев и эстетике спектакля. После этой многозначительной сцены никаких перемен с героями не происходит — они продолжают, как в плохом ситкоме, колотить друг друга всем, что попадается под руку, выкрикивая пошлые ругательства и оскорбления. «Резня» к финалу становится больше похожа на возню, превращается в беспорядочную склоку.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Коптяев, архив фестиваля.

Нельзя, конечно, не вспомнить про пятого участника постановки, «роль» которого досталась директору тюменского театра Сергею Осинцеву — периодически появляющегося на сцене в костюме хомяка. Он повторяет как заклинание: «Никакого реализма!» и, естественно, снимает своим присутствием весь пафос происходящего. Напоминание о беспощадности Мишеля, оставившего мерзнуть грызуна на улице из-за того, что тот шуршал по ночам, или просто персонаж, забредший из другого спектакля, где реализм уже давным-давно отменен?

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога