Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

29 декабря 2017

НЕ БУДИТЕ СПЯЩЕГО БЫКА

«Последний ветер Дикого Запада».
Театр ТРУ на Малой сцене БДТ.
Текст Александра Артемова и Настасьи Хрущевой, режиссер Александр Артемов.

На малой сцене БДТ возрожденный театр ТРУ показал третью часть своего жанрового сериала. Первая — «Молодость жива» — упражнялась с бардовской песней. Вторая — «Это было со мной» — стилизовала декадентскую поэзию. «Последний ветер Дикого Запада» заявлен как «русский вестерн». Все три части так или иначе являются «житиями», в центре которых фигура некого «спасителя» или сакрального персонажа, ушедшего или, наоборот, только готовящегося прийти в этот мир. Эта фигура явлена в отражении взглядов «апостолов» и последователей.

Во всех трех частях текст — скелет, несущая основа, на которую наращиваются мышцы театра.

«Молодость жива», показанная в полной темноте, активизировала слуховые рецепторы, визуализировала песенные фонемы, вовлекала в магию повторов, точно в ритуальный хоровод. «Это было со мной» представляла собой полилог женских голосов, где фразы, реплики сплетались и змеились, точно растительный орнамент эпохи модерн. «Последний ветер Дикого Запада» — некое подобие Завета, писанного отборной ковбойской бранью.

Если коротко, то текст «Последнего ветра», сочиненный Александром Артемовым и Настасьей Хрущевой, рассказывает об омерзительной четверке бандитов-соперников (один «самый свирепый», другой «самый злой», третий «самый жестокий», четвертый «самый беспощадный»), охотящихся за легендарным «алмазным быком» и никак не могущих его поймать. Собравшись в таверне Джо, бандиты получают от избитого хозяина предсказание, что бык явится им, только когда «подует Последний ветер Дикого Запада». Условие достижения цели: охотники не должны разбудить спящего Джо, но явится бык только в тот самый момент, когда хозяин проснется. Такой парадокс. В следующий раз бандиты встречаются в той же самой таверне спустя 20 лет. Каждый берет соперника на мушку и рассказывает о том, что с ним произошло за эти годы.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Собственно в истории, да и в спектакле нет действия, только эпическое сказание, только четыре «жития», только четыре «мытарства» и четыре олицетворения смертных грехов. Обуреваемый похотью Джесси проводит 20 лет парализованным в притоне, но исцеляется чудесным образом в тот самый момент, когда поднимается «последний ветер», сдирающий крышу борделя и уносящий в окно всех тощих шлюх. Фрэнк проводит все 20 лет в аду, даже в адском огне посылая проклятия «хер вам, черти, хер вам, хер вам», пока не получает пинок под зад от самого Сатаны и не вылетает из преисподней. Жестокий Билл, внезапно ставший «добряком», идет в услужение к бывшей жертве. А чревоугодник Сэм 20 лет все пожирает и пожирает, и все выблевывает и выблевывает жареный бычий член, которым его угощает старая негритянка Салли, «чьи ляжки по восемьдесят фунтов каждая лоснились от жира и возбуждали во мне еще большее желание», пока, наконец, едва ли не утопает в собственной блевотине. И вот бандиты, наконец, опять собираются в таверне спящего Джо под свист и вой Последнего Ветра.

Конечно, этот эсхатологический ветер звучит рифмой к вихрю, сметающему мир «Ста лет одиночества». Спящий «великан» (он же часто дракон, как в скандинавской мифологии) является гарантом устойчивости мира. Великан разбуженный знаменует собой конец света. А сам текст Артемова и Хрущевой — занимательная эсхатология, в которой иронически стилизован дискурс не только вестерна, но и Священного писания, а ритмизованная грязная лексика, в сущности, воспроизводит поэтические тропы разнообразных библейских «пророчеств».

Актерская игра, кино и звук в спектакле разделены.

Четыре артиста (Александр Плаксин, Семен Афендулов, Евгений Сиротин, Василий Титунин), в «Молодости» выступавшие в качестве бардов-богатырей, в «Ветре» представляют злодеев в ковбойских шляпах в артикулированной манере немого кино, вихляясь всем телом, принимая экспрессивные позы угрозы и агрессии. Пятый здоровяк (Евгений Плаксин) спит, и весь спектакль мы слышим его могучий храп.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Эта пантомима в онлайновом режиме воспроизводится на черно-белом экране. Но сценический жест, «снятый» театром с немого кино как стилизованный, искусственно-преувеличенный, представленный со сцены как развесистая ковбойская клюква, возвращаясь на экран, неожиданно приобретает градус достоверности. Речь, конечно, не о реализме, а о той специфической условности жанрового кодифицированного жеста, который мы в результате давнего общего сговора принимаем за «чистую монету».

Для вящей убедительности актеры на сцене мычат что-то невнятное (якобы на английском), как это бывает, когда кино недублированное и голос переводчика не перекрывает до конца речь артистов.

Моноголосый перевод, как положено, гнусавый и противный, осуществляет здесь и сейчас сам Александр Артемов — откуда-то из-за спин зрителей. Текст берет на себя основную нагрузку, перекрывает изображение, текстом здесь воздействуют на зрителя, делают ему гадко и неприятно. Если поначалу переводчик как бы производит на свет каждый отдельный речевой оборот, подробно смакуя реплики про свиное дерьмо, костлявых шлюх и жирные сиськи, то к финалу темп ускоряется, на зрителей устремляется цветистый поток ругани, насквозь «умышленной», пестрящей самыми невозможными эпитетами и сравнениями. А выкрики про «связку гнилых кишок», «тухлую вонь» и «вонючий пердеж» перемежаются и вовсе какими-то безумными скороговорками:

попрыгунчики скачут и превращаются в пули
попрыгунчики скачут и превращаются в пули
три слепышки колют дровишки
три слепышки колют дровишки…

Текст захлебывается самим собой, распадается, умирает, чтобы в финале зазвучать плавным эпическом сказом о новом мире и земле обетованной.

Ритмические фигуры «Молодости» завораживали и подключали. В последующих опытах тандема Александра Артемова и Настасьи Хрущевой сильнее качества упражнения, тренинга. Присутствие ТРУ в БДТ — это как гнойник панк-эстетики на холеном теле гостеатра. Расставляя для зрителей ловушку «красоты и поэзии» («Это было со мной»), раздражая суггестивным «Последним ветром», ТРУ вместе с тем как будто подвергается обратному «заражению» и теряет в чем-то важном — отвратительном, грязном и злом.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (2)

  1. Случайный Zритель

    Как-то кутюрье Вивьен Вествуд, на вопрос о том, что в ее коллекциях есть платья, которые невозможно носить, ответила: «Ну разве это плохо, если в шкафу женщины будет платье, которое невозможно носить?». Не знаю, наверное, для кого-то это не плохо. Каждый выбирает сам, чем наполнять свой шкаф. Если максимально вежливо, то об этом спектакле можно сказать следующее – это то, что невозможно смотреть, но, наверное, и такое может существовать в репертуаре, кто-то ведь выбирает чем наполнять свой репертуар. Только надо четко понимать, что это не про театр, не про искусство и уж точно не для зрителя. Так же как некоторые платья от кутюр созданы для одной цели – вызвать реакцию на подиуме, так и данное творение создано для одной лишь цели – быть замеченным на фестивале или конкурсе, но никак не для того, чтобы донести какую-то мысль во внешний мир. Ударили по ушам, ударили по глазам, по чувству брезгливости и ура – выделились и запомнились!
    Мне же, как зрителю, не важно, получат ли эти ребята театральную премию, «Ржавый софит», «Дырявую маску» или что там нынче дают на фестивалях? Я, как зритель заплатил деньги за билет и пришел на спектакль. А на спектакле сразу понятно, что цели у людей по разные стороны рампы не совпадают. В принципе восприятие людей, сидящих в зале никого на сцене не интересует, более того, не интересует даже самочувствие зрителя. Звук бьет по ушам на зашкаливающей громкости, так что через пятнадцать минут у вас начинает болеть голова. Подача текста со сцены – беспорядочная мешанина неразборчивых слов, где с усилием разбираешь лишь поток грязной брани, описания дерьма, его густоты и цвета, сравнения степени костлявости разных задниц, обвислости старых грудей, цвета чужой и своей рвоты и так далее и тому подобное. Организация постановки тоже далека от совершенства, все, как говориться: «На ниточке и сопле». В отличие от авторов и организаторов, у данного проекта неожиданно сильный и профессиональный PR-щик. И это обстоятельство отнюдь не плюс, а лишь добавляет грусти и за потерпевшего зрителя и за самого PR-щика, вот такое приходиться продвигать бедолаге, а он, вернее она, по привычке делает это хорошо. Проплаченные положительные отзывы критиков тоже заслуга PR-щика, что, впрочем, в наше время абсолютная норма.
    Уровень спектакля – это уровень мистера Секонда, который привез кино про поедание человеческих ушей и пальцев, чем вполне радовал публику салуна в старом добром «Человеке с бульвара Капуцинов». Но там, это был, вообще-то, отрицательный герой, а здесь, мне как зрителю, реально предлагается рукоплескать такому уровню выражения в творчестве. Действительно, давайте посмотрим вокруг, художник из Ванкувера стал самым востребованным, когда начал рисовать картины своим половым органом, скрипачка из Японии приобрела мировую известность, когда стала играть на скрипке голой, фотограф из Швеции сделал не одну выставку фотографируя свои экскременты. Но разве это хорошо? Этот проект в ту же стопку. Удивлять зрителя голой задницей не ново, к ней прибегают всегда, если удивить по сути больше нечем. Только зритель не хочет смотреть на голую задницу, говорю, как зритель и говорю за себя.
    В конце своего отзыва напишу цитату великой Раневской, которая прекрасно иллюстрирует мое мнение об уровне данного спектакля: «Можно конечно и пеrdеть под музыку, но есть риск обоsраться!».

  2. Елена

    Посмотрела на одном дыхании ,хотя и не любитель такого жанра .Вроде бы грязные слова и грязные образы ,а получилось талантливо .Красивый лаконичный стектакль . Красивая музыка . Удивительно .

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога