Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

13 сентября 2019

НЕ ВЫХОДИ ИЗ КОМНАТЫ

«Шоу-рум». Драмситком.
Один театр (Краснодар).
Текст Одного театра, постановка Арсения Фогелева.

«Шоу-рум» — это не про моду и не про магазин. Это шоу, которое будет идти в одной комнате. С повторениями, раздражающим закадровым смехом и шутками разной степени тяжести, — чтобы в итоге подняться до уровня хорошей комедии абсурда.

Как-то раз в интервью Арсений Фогелев сказал мне, что, по его мнению, ценность современной драматургии преувеличена, и что если записать жизненные монологи актеров, получится лучше любой пьесы. С тех пор он поставил «Иллюзии» Вырыпаева и вообще, кажется, свое отношение к современной драме пересмотрел. Однако замысел коллективного актерского текста не забылся, и вот в августе 2019 года — на фоне нарастающих финансовых проблем театра (собственник здания в два раза поднял аренду) — сочинился «Шоу-рум».

После жанровых экспериментов театра, после вскрывающего защитные слои зрителя променада Сергея Чехова «Жизнь мертвецов», после виртуозного концерт-спектакля Дмитрия Егорова «Я умер от варенья» молодые артисты Одного театра готовы уже и к такому. И к сочинению текстов, и к усложненному рисунку роли.

Д. Женихова (Дебора), Е. Хавцев (Грегори).
Фото — И. Красюкова.

Арсений Фогелев придумывает метаироническую конструкцию: невесело смеемся над всем вокруг. Осмеяна сама комедия как мегапопулярный жанр: действо сопровождают взрывы закадрового смеха, которые на пике абсурда звучат как приступы истерики. Осмеяна форма бесконечных сериалов: вслед за Вырыпаевым авторы наделяют некоторых героев западными именами и заставляют, повторяясь, говорить о неважном. Правда, у Вырыпаева из груды слов в итоге все-таки выковывается некая истина, а здесь все идет к слому логических границ. Осмеяны психологические классификации: разделение героев по временам года, а действия — по обстоятельствам погоды. Иронически цитируются тексты и спектакли, да и интерьер комнаты, где происходит действо, — впереди белые диваны, — весьма напоминает первые ряды зрительного зала. Вечный диван Симпсонов.

Четыре героя, две семейные пары, собираются в одной комнате. Здесь «зима» Грегори-Григорий (Елизар Хавцев) будет раз за разом надевать зимний свитер, выпивать, садиться за мольберт, чтобы «срочно-обморочно» дописать картину, — и не дописывает ее. Здесь его жена, «весна» Кристина (Кристина Клишова) будет пить березовый сок, настоянный на прутиках, активно мыть пол и хотеть ласки. Набегами будут появляться «летний» горячий энтузиаст Стас (Богдан Галась) и «осенняя» плакса Дебора (Дарья Женихова). Здесь будут случаться романы, расставания и драмы — все под взрывы смеха.

Сцена из спектакля.
Фото — И. Красюкова.

У артистов непростая задача: их персонажи должны быть и узнаваемы, и условны — спектакль все время зависает между реальностью и ирреальностью. Дарья Женихова создает утрированный образ женщины-рыдания: ее густо накрашенный рот постоянно кривится в гримасе, как будто ее сейчас вытошнит, и сцена соблазнения проходит на грани истерики. «Если она постоянно плачет, это не значит, что она несчастна». Герой Богдана Галася, человек в красной кепке и красных шортах, все время в тонусе, чуть только не подпрыгивает: типичный южный парень со своей недалекой философией, без комплексов и без понятия о личном пространстве. «Как сорняк, который знает, что его вырвут, я рос».

Поводив зрителей по сценарным схемам сериалов, сдобренных щепоткой бессмыслицы, спектакль в итоге выруливает на территорию театра абсурда и, наконец, чувствует себя более уверенно. Грегори, к которому обращается в титрах загадочный голос, наконец осознает странность ситуации (точно как персонаж фильма «Персонаж») и поднимается над ней: он ступает за пределы комнаты, к зрителям. Чтобы выйти, надо осознать искусственность мира. Другие герои видят лишь, что их друг вошел в стену, и испуганно вопят: «Аааа! Из стены торчит рука!» А Грегори идет на луч зеленого света, впервые отвечая своему создателю.

Е. Хавцев (Грегори).
Фото — И. Красюкова.

Раздражающая квазикомедия, осознающая себя как таковая и настойчиво провоцирующая зрителя (титр «Зачем вы пришли?»), к финалу преобразуется в разговор о взаимоотношениях автора и персонажа, творца и твари. И тот, кого раз за разом спрашивали: «Что нового ты скажешь миру?» — однажды, может быть, сможет выйти из комнаты.

А в финальных титрах — «Зеленоглазое такси», общедоступный трактат о рае:
И отвези меня туда,
Где будут рады мне всегда,
Всегда.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога