Петербургский театральный журнал
16+

3 ноября 2012

НЕРАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ

Сегодня в Петербурге завершился «Театральный Фарватер» — первый фестиваль студенческих театров города (программу, имена организаторов, участников, названия вузов легко увидеть на сайте фестиваля).

Как выяснилось, времена, когда почти в каждом высшем учебном заведении Ленинграда квартировал свой театр, возвращаются. Театроведческих размышлений после десяти вечеров, проведенных в составе жюри на десяти спектаклях, созданных студенческими театрами десяти крупных вузов Петербурга, — нет. Есть иные.

Представьте себе любой год из махрово-застойных лет, представьте школу, где имеется крепкий драматический кружок, в котором прекрасно налажена работа по оснащению старшеклассников добрым и вечным. Нет, не закидываю наше светлое прошлое циничными постсоветскими «булыжниками». Но мне на самом деле казалось, что в сегодняшних студенческих театрах мегаполиса обнаружить нерв, учащенный пульс, горячечность легко.

Оказалось, трудно. Добропорядочное у нас студенчество. Чинное, воспитанное. За десять вечеров не обнаружено ни единого неправильного взгляда, чего-то того, что против банальной, псевдотеатральной шерсти. Здесь угол с детства не рисовал никто!

Дело вовсе не в желании увидеть разнузданное радикальное зрелище. Но между бегом в мешках вокруг амвона и стремлением самодеятельными силами сыграть про что-то глубинно-страшное, несомненно окружающее нас,— есть все-таки середина. Но отчего-то руководители театров, а вслед за ними студенты выбирают тишайшую заводь, в которой верхом авангарда становится вполне традиционно разложенный на голоса рассказ Пелевина «Затворник и Шестипалый». Да и тот не пришелся по душе студенческому жюри.

Не уверена, что в среде хипстеров смогу чувствовать себя органично. Но в компании двадцатилетних, по-школьному разыгрывающих рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?», мне смертельно скучно. Так же, как на спектакле «Прощание в июне», поставленном приблизительно, как «Аттестат зрелости» Лии Гераскиной шестьдесят с лишним лет назад. Понять, какой смысл ищет студийный педагог, предлагающий увлечься молодым милейше-бессмысленным водевилем Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца», вообще не взять в толк.

Их было много. И на сцене, и в переполненных залах. Свежих на лица. Жаль, что про себя не сыграли. Понять, какие они, о чем думают страстно, хотят ли чего, — не случилось… Впрочем… На обсуждениях из их же уст звучало рефреном: «Меня тронуло, мне было тепло, душевно, комфортно, уютно». Немыслимые, с моей точки зрения, обороты. Кто же рассказал петербургскому студенчеству, наследнику (не побоюсь слов про властителя дум) «Ста братьев Бестужевых», знаменитого спектакля Владимира Малыщицкого 1975 года, что на театре должно быть тепло и уютно?! Ведь следующий за этими словами выбор — сериал «Всегда говори всегда». Или «Ефросинья». После тяжелого трудового дня.

Cпектакль «Можно попросить Нину?» театра «М-арт» Северо-Западного института управления
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Фото — архив фестиваля.

Актерски способных девушек и юношей предостаточно. Иногда по-настоящему одаренных. Представляю их на любом из курсов Театральной Академии. Но ими выбран иной путь, т. к. профессия, к примеру, авиаконструктора оказалась приоритетной.

Несоединимы временные миры булычевской Нины и ее телефонного собеседника. Но мир «ОN. театра» на улице Жуковского или «Этюд-театра», или документальной сцены театра «Балтийский дом» — рядом. Хорошо бы героям фестиваля с ними встретиться…

Комментарии (29)

  1. Вяткин Сергей

    Елена Владимировна, очень хотелось бы оставить свой комментарий к этой статье, так как она этого просто требует! Мне понравился заголовок… Он в самую точку! Действительно, мы – не рассерженные молодые. Мы – люди нового поколения, хоть и с устремленными взглядами в прошлое, как вы могли заметить по нашим спектаклям… Нам просто не из-за чего сердиться! В нынешнем мире люди, при всей своей определенной жестокости и всеобщей ненависти, все же толерантные и сдержанные, поэтому не всегда высказывают именно то, что на самом деле думают… Но на фестивале “Театральный фарватер” даже этого не было… Мы все говорили абсолютно искренне, от чистого сердца, пусть и стараясь все же найти как можно больше хороших моментов, чем плохих (это я говорю, по крайней мере, про себя), и судили друг друга вполне здраво… Возможно менталитет у нынешней молодежи изменился и вообще отношение к жизни и ее каким-то проблемам, поэтому мы во всех спектаклях искали нечто свое, нечто иное, нежели вы – профессиональное жюри… В любом случае мы все старались не просто покритиковать и высказать свое мнение… Мы желали помочь друг другу (опять же, если кто то не согласиться, то говорю за самого себя), помочь найти новые пути развития и совершенствования, открыть глаза на те вещи, которые очень заметны со стороны, на которые стоило обратить внимание, чтобы ребята шли дальше, а не стояли на месте… Возможно поэтому никто не соперничал, все проводили время свободно, легко, уютно… Все прекрасно ладили друг с другом и охотно общались при каждой встрече…
    Что же касается всех спектаклей по отдельности – говорить придется очень много… В каждом море плюсов и не так уж мало минусов… Но при всем при этом ребята показывают прекрасную работу для “самодеятельности”, как называли не однократно все коллективы… Лично я все же отмечу для себя спектакли “Прощание в июне” и “Можно попросит Нину”, коллективов “С.Т.И.М.” и “М-арт” соответственно… На мой взгляд они вполне актуальны и смогли заставить задуматься о многом… Эти два спектакля затрагивают много проблем и тем, которые волнуют нынешнюю молодежь… Возможно мы все немного романтики (некоторые, как Я, не немного), но все же эти два коллектива смогли тронуть за душу современного зрителя вещами из прошлого… А это значит, что ничего особо не изменилось с прошлого века по век нынешний…
    Про то, что не понравилось говорить не стану, так как и без моего мнения все коллективы уже узнали куда им теперь стремиться и над чем работать… Так что желаю им всем только удачи!
    Спасибо,
    Вяткин Сергей,
    Актер музыкального студенческого театра “Статус К.В.О.”

  2. Карнаухова Луиза

    Добрый вечер! Меня зовут Карнаухова Луиза, я актриса театральной студии ГУАП. Вот Вы написали, что хотели увидеть в “сегодняшних студенческих театрах мегаполиса нерв, учащенный пульс”, а его не обнаружили. Уж, увы, с Вами не соглашусь. Видели ли Вы, сколько участников было на фестивале? Сколько людей пренебрегая своим обычным будничным делам, пытались прикоснуться к театральной жилке?! Разве импульс и нерв не является тем, что мы, студенты, не театрального образования, врываемся в этот фестиваль. Разве протес не заключается в том, что, не смотря на всю нашу загруженную, совершенно не театром, жизнь мы приходим на репетиции, ставим спектакль за спектаклем, ищём себя, примеряя на себя абсолютно разные маски, не важно комфортно нам в них или нет. И всё это вместо того, чтобы идти веселиться, гулять и вечером просматривать “Ефросинью”, мы сломя голову бежим на очередную репетицию. А всё это для кого? Для зарплаты? вряд ли… Для театральных критиков? Сомневаюсь… Все коллективы ставят спектакли и идут за своим руководителем, чтобы потом на этом же в пектакле, в стенах своего университета, увидеть глаза своих друзей, своих сокурсников, своих родителей. И понять, что всё это время, которое они тратят не прошло зря.
    Как же здорово, приходя на репетицию , слышать смех, видеть друзей (которая уже становится твоей маленькой семьёй), полностью абстрагироваться от всех твоих переживаний. Как же прекрасно не находить себя в героях, а вживаться в роль абсолютно с нуля, не зная как “он” мыслит и для чего. Как интересно тебе – Технику, играть шестипалого, дозорных, студентов не своего времени и т.д. , ведь примеряя на себе чужую “шкуру”- ты можешь раскрыть себя.
    И на фестивале, Мы – студенты, думаю как раз и показали, как важно нам стремление развить себя, самореализоваться, уйти от наших машин и приборов. Да, Мы не говорим про жестокость, насилие или острые темы нашего времени. НО МЫ и есть Наше время. Думаю, смотря в глаза, каждого из актёров, можно прочесть его маленький протест, разгадать чуть сверх спектакля, в котором он играет.
    И мне безумно радостно, что в моей жизни есть то место, куда я приду, где меня ждут и где мне никогда никто не скажет “ТАК НАДО, ПОТОМУ ЧТО Я ТАК СКАЗАЛ” . Ведь в этом и есть прелесть студенческого любительского театра – мы все наравне и мы СДЕЛАЛИ ШАГ, чтобы хоть на чуть-чуть подняться и прочувствовать ступеньку “театр”.

  3. Виктор Борисенко

    Большое спасибо организаторам и участникам первого фестиваля Студенческих театров Санкт-Петербурга “Театральный фарватер”.Просмотрел почти все спектакли. Рад, что после перерыва лет в тридцать снова в нашем городе Фестиваль студенческих театров. Молодцы! Удачи!

  4. Иванов Максим

    Здравствуйте уважаемая Елена Владимировна.Впервую очередь,хочу вас поблагодорить за точные замечания лично мне и по спектаклю в целом.
    Каждый фестиваль,оставляет очень много вопросов,как мне кажется,в этом и есть его смысл.Потому что,мы будем развиваться,только если научимся задавать себе правильные вопросы, и находить на них ответы.
    Благодарю за статью.Заголовок очень точно определяет ,наверное главную проблему,если мы хотим стремиться вперед.Не рассерженость.Театр,это всегда конфликт,это желание что то докозать,за что то побороться.
    Каждый раз выходя на сцену,я должен разорваться,что бы даже опытному критику,приходящему на мой спектакль было не скучно.Иначе,наверное, нету смысла выходить на сцену.Спасибо.

  5. Николай Рыбаков

    Мир Вам! Елена Владимировна, думаю, вы безнадёжно отстали от “нашей молодёжи”. Не знаю какова она – театральная молодёжь – ибо от театра во всех смыслах далёк. Но вы знали, что на фестиваль приезжали ребята из других городов, с периферии? Не показать себя, не поучавствовать, а просто насладиться театром, увидеть новое, отдохнуть. При том что это, опять же, люди в жизни с театром никак не связанные (химики, бухгалтера). Как они узнали? Ума не приложу! Остановились у меня на неделю, и так я узнал про этот фестиваль. Не всё мне как зрителю понравилось – были “шероховатости”. Трудно было выдержать по 2 спектакля в день, приезжать домой и замертво валиться в постель, зная, что на следующий день, ты опять, жертвуя ужином, прямо с работы через весь город поедешь на показ. Но я не жалею! Преображение случившееся на сцене где-то в середине “Не играйте с архангелами” вдохновило, и заставило по-другому взглянуть на театр и фантастический потенциал студентов. На “Беде от нежного сердца” просто отключился, отдохнул, будто голок родниковой воды после трудового дня. В пятницу так устал, что и ехать не хотел, но приехал. Посмотрел “Наизнанку”, и как заново родился в припрыжку домой спешил с супругой поделиться – великолепная постановка.

    Спасибо организаторам и участникам. Спасибо. Понравилось.

    Послесловие? Сегодня на узи в первый раз увидел своего сына. Потом мы со Светой гуляли, и я никак не мог перестать улыбаться. Разглядывая отражающиеся в зеркале асфальта дома и людей, я думал о том, что вечером обязательно пойду на закрытие фестиваля. Вот о чём я думал. Николай 27 лет.

  6. Вяткин Сергей

    Соглашусь с Луизой! Действительно, студенческие театры стали не просто досугом, но вторым домом, в который всегда приятно приходить и развиваться, отдыхать душой, а коллектив – это еще одна семья, которая всегда поможет, поддержит и закроет от всех проблем и волнений… Так что театр в жизни студентов, которые в него вступают, – это не просто часть жизни, а практически ВСЯ жизнь… У многих даже новая…

  7. Павел Антонович

    Ребята, не обращайте внимания на театроведов – им нужны от вас кровь, пот и слезы. Они не понимают, что в мире, где правят незыблемые уравнения Максвелла, таблица Менделеева и бозон Хигса, совсем иные конфликты. Театроведам нужны непредсказуемые неврастеники. Им не нужны ни Дирак, ни Зельдович, ни Алферов. Уровень неврастеничнойй наркозависимости среди театроведов зашкаливает. Они питаются чужими страстями. И режиссеры им потакают – а как же иначе, иначе про режиссеров не напишут. А не напишут – пропал режиссер, кончился миленький. Вот и выворачивают всё и вся наизнанку. Чехова можно вывернуть, а закон Ома – увы…

  8. Елена Вольгуст

    Было бы несправедливо не сказать о том, что спектакль «Симфония огня» Виктора Николаева, худрука театра «Ювента» (Университет водных коммуникаций) и организатора фестиваля, показанный в последний вечер вне конкурсной программы, впечатление произвел. Роман Брэбдери «451 по Фаренгейту» — спектакль на самом деле большого стиля и огроменного, не фальшивого романтического чувства, ну, совсем нынче редкого. Этакая студенческая реинкарнация «Юноны и Авось».

    И еще: накануне студенты Университета путей сообщения фантастическим образом пропели изрядное количество мотивов фарс-оперы Колкера «Смерть Тарелкина». Без микрофонов и фальшивых нот, под живой аккомпанемент. Опыт этот — заслуга руководителя Анжелики Степановой.
    Исполнителей — Оксану Кравченко, Сергея Вяткина, Дарью Макарову, Екатерину Грацианову и других — если что, легко можно отнять у «путей сообщения» и взять к себе. В искусство!

  9. Соловьев Никита

    Здравствуйте, я из театра Студенческого театра ЛМЗ-ВТУЗ.
    Хотел бы поблагодарить, в первую очередь, организаторов фестиваля за то, что они подарили нам интересный фестиваль. Также хотелось бы поблагодарить и участников фестиваля за ту работу, которую они проделали, за те живые и яркие эмоции, которые они подарили нам, зрителям. Пускай не все показали то, чего ожидало жюри, но какую-то маленькую жизнь, мне кажется, они нам подарили (в качестве зрителя я просмотрел почти все спектакли, и какие-то коллективы мне понравились ),а главное, дали пищу для размышлений, показали, к чему надо стремиться, над чем работать.
    Бесспорно, очень важны отзывы жюри, все-таки это конструктивная критика опытных людей, прислушиваться к которой тоже стоит, спасибо и вам за это.
    Фестиваль – это маленькая жизнь, которую мы прожили вместе. Спасибо всем участникам и организаторам этого мероприятия,творческих успехов и встреч в ближайшем будущем!

  10. Мария Нахват

    Я, Мария Нахват.
    Студенческий народный театр Петербургского института машиностроения (ПИМаш)

    Студенческий театр, как уже было написано ранее Луизой, для многих стал действительно вторым домом, где всегда тебя поддержат, может дадут совет или просто выслушают и обязательно поймут. Театр помогает нам (по крайней мере, мне точно) по жизни, смотреть на некоторые вещи не обычным взглядом обывателя.
    Сейчас поколение, которое выросло на мультяшках, боевиках, и глупых комедиях – это нашими сверстники, да, они наши друзья, коллеги, но со многими просто не о чем поговорить… у них нет увлечений, кроме как пойти и выпить пару бутылочек, после учёбы (работы) или засесть и поиграть в компьютер в какие-нибудь игры…… а ведь вокруг так много прекрасного и удивительного и театр помогает нам понять всю эту красоту…. и мы, отбрасывая все свои проблемы и заботы в сторону после учёбы, а некоторые после работы бежим в театр на репетицию.
    Спасибо за это)

    Хотелось бы выразить благодарность организаторам, жюри, участникам и конечно зрителям, чья поддержка была не маловажна для всех участвующих коллективов. Это было интересно и познавательно для всех нас, просмотр спектаклей других коллектив, обсуждение спектаклей, на которых было высказано мнение профессионального жюри и которое будет учтено при дальнейшей работе над спектаклем, мастер-классы по пластике, по актёрскому мастерству, по работе с голосом без микрофона и многим другим.
    Да, к сожалению «Театральный фарватер -2012» закончился, но это не значит, что закончилось общение между актёрами, за время фестиваля образовалась тесная дружба между многими коллективами. Надеюсь ещё встретимся)))

    Спасибо всем большое!

  11. Елена Вольгуст

    Луизе Корнауховой. Луиза, да тысячу раз замечательно приходить в любое сообщество, где люди рады друг другу и с удовольствием что-то делают.

    Выпиливание лобзиком, например, классное занятие. Я испытываю уважение ко всем, кто вне профессиональных стен (Моховая) демонстрирует и тягу к творчеству, и способности. Однако, я не могу не подивиться обнаруженным разным мирам: мировоззренческим, эстетическим. Не поленитесь, зайдите на любой из спектаклей “ОN театра” или “Этюд-театра”. Там служат профессионалы, но столь же молодые создания! Почувствуйте разницу. Разницу не в классе игры. А в том, ПРО ЧТО говорят со сцены.

    Я вовсе не за то, чтобы почтенный Виктор Борисенко кинулся на пьесы Пряжко. Прекрасно понимаю, что режиссеру хочется пропеть исключительно про свое .Пропеть трогательно, мило-мило, душевно. Если бы ребята на самом деле не обнаруживали (порой) истинные актерские способности. Но нет ничего от самих ребят. Они заточены в кокон исключительно педагогического интереса. А мастера, который дал бы им в руки разную литературу, посоветовал посмотреть сложное кино, отправил бы в театр на того же “Лира” Богомолова и т.д. вроде как нет. Да хоть бы стихи той же Веры Полозковой прочитались бы на разные голоса. А я бы в этот момент поняла: “Это их сегодняшний выбор, их художественный приоритет”. Но личные пристрастия, — остались загадкой.

  12. Вяткин Сергей

    Елена Владимировна, БЕРИТЕ! Берите нас в искусство))) Многие только рады будут))) Я так точно)))

  13. Вяткин Сергей

    Хотелось бы сказать, что то, про ЧТО ГОВОРЯТ со сцены, – зависит в большей степени от режиссера… Актеры только могут его понять и постараться это передать зрителю… Другое дело, когда своим образом актер хочет показать зрителю как делать нужно, как нет, что происходит с такими людьми, как данный персонаж… Но все же со сцены вещает режиссер устами актеров… Поэтому не каждый актер с радостью возьмется за ту или иную пьесу… Только те, которые поймут режиссера и согласятся с ним, что данная проблема актуальна… Поэтому, опять возвращаясь к теме, что для молодых актуально, а что нет, те люди, которые вещают на сцене – знают про что они говорят со сцены и зачем!

  14. Константин Соколов

    Здравствуйте! Большое спасибо за возможность общения на подмостках и за кулисами! Огромное спасибо организаторам и вдохновителям фестиваля! Свою задачу “Фарватер”, по моему, безусловно выполнил с лихвой. Спектакли, мастер-классы, обсуждение, общение, обмен опытом. И что интересно, Елена, у всех театров оказалась одна “болезнь”. Отчего? Может самое больное место для нас это просто и банально – нехватка любви и пресловутого уюта? Та атмосфера, которая на сцене и которая так нравится залу это может именно и есть уют. Мы сытое поколение, наверное. Но главное, нам не хватает любви и тепла. Может дело в этом? А протесты и бунт возможнЫ когда низы уже не могут, а верхи не хотят (простите за глупый каламбур). Когда ты слеп и глух и обучен только кушать, о каком протесте может идти речь?! И тем интереснее пример “Симфонии огня” театра “Ювента”. Здесь много работы положено на перевоспитание. Нерв вытянули, что ли. А мы только лишь учимся! И фестивали, подобные состоявшемуся, будут нам всем в помощь. Мы только, можно сказать, услышали свой голос. Дайте время – и мы споем!

    Вывод. Я согласен с Вами, Елена, мы не рассерженные. Мы пробуждающиеся!
    После фестиваля, я надеюсь, в нас многое поменяется. Это уже начало происходить.

    До встречи на следующем фестивале!
    Виктору Ивановичу отдельное спасибо!
    P.S. “Ефросинья” не критерий глупости и пошлости (могу ошибаться, ведь я не видел этого сериала). “Серьёзное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением! Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!” (Гр. Горин). Что мне мудрость, если я любви не имею?
    Константин Соколов, “Пространство игры” ПГУПС

  15. Алексей Смыков

    Доброго времени суток! Меня зовут Алексей Смыков, я актер Студенческого Народного театра ПИМаш (ВТУЗ).

    Сначала хотел написать, что «нервов и пульса» достаточно, во многих спектаклях представленных в рамках фестиваля “Театральный фарватер”. Но посидев перед почти пустым экраном, я задумался: а так ли это важно, чтобы зрители, приходящие на спектакль студенческих театров окунались в ритм мегаполиса?

    Я не говорю сейчас про то, чтобы спектакль убаюкивал и заставлял зрителя встречаться с Морфеем. Спектакль, несомненно, должен держать в напряжении, завораживать и притягивать. Конечно, можно брать современных драматургов, современные пьесы, современные проблемы и ставить концептуальный спектакль, но не хватает ли этого в нашем окружении? Да, Мы смотрим постановки Бутусова, Някрошюса, Гинкаса, обсуждаем «сложные» фильмы… Но вокруг нас машины, проблемы, серость… И для этого и существует студенческий театр со своими спектаклями, чтобы вырвать нас из этого мира на 1-1,5 часа. В любом спектакле, показанном на фестивале, есть свой взгляд на эти проблемы. Да, они смягчены. Да, они приглажены. И да, они актуальны.

    Я согласен, что посмотрев спектакль можно сказать, что Наше поколение добропорядочное и воспитанное. Наше поколение как раз показано не в одном спектакле. Его показал фестиваль во всех спектаклях. Именно фестиваль показал и проблемы волнующие Петербургских студентов, и жизнь студентов, и их мысли. И «Дозорные» и «Прощание в июне» и «Можно попросить Нину?» и даже «Наизнанку» и остальные спектакли выстраиваются в линию с одной фразой: «Мы-студенты! Сейчас наше время!». Мы не профессионалы, Мы студенты и рассказываем о своей любви, о предательстве, о своих мыслях, так как умеем. Пусть это фарс, опера или водевиль, но именно так мы показываемся и открываемся зрителям. Ведь недаром в любом коллективе потрачены силы на создание спектакля.
    Спасибо за фестиваль! Спасибо всем! Спасибо!

    Смыков Алексей,
    актер театра ПИМаш (ВТУЗ).

  16. Константин Соколов

    Спасибо, Алексей! присоединяюсь к твоему мнению. Может наш язык не столь выразителен, но наша жизнь наполнена и мы об этом говорим. и если мы говорим о тишине или юуюте, то именно об этом нам важно сказать! или о предательстве, или о лжи, или о любви. пусть не идеально! пусть!
    и все же большое спасибо за тему, Елена. заставляет думать, анализировать, доказывать, а значит и искать и понимать, осознавать, исправлять. Спасибо!
    С уважением, Константин Соколов, ПГУПС, “ПИ”

  17. Анастасия

    Здравствуйте всем! Представлюсь – Анастасия Каргина, актриса театра-студии “М-арТ” (СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ).

    Елена Владимировна, спасибо, что Вы были с нами все эти дни, смотрели, оценивали, дискутировали, советовали, хвалили и ругали. Мнение профессиональных критиков, безусловно, очень нужно непрофессиональным актёрам. Потому что в большинстве случаев они не имеют выхода на большую сцену, на широкого зрителя, а уж тем более, на суд людей, компетентно разбирающихся в вопросах театра.
    Благодаря Вам у нас появилась своего рода обратная связь. Мы что-то поняли, каким-то советам вняли – и, возможно, многие коллективы будут развиваться дальше с учётом услышанных комментариев к их работам.
    Но, конечно, каждый критик подходит к работе актёров и режиссёров со своей меркой. Я, как простой зритель, хожу в театры, смотрю спектакли. И пока что для меня не были критерием оценки спектаклей понятия “современность”, “неправильность взглядов” и т.п. Есть спектакли, на которых мне скучно, которые мне неинтересны. А есть спектакли, от просмотра которых мурашки по телу бегут, внутри всё переворачивается, и ты с неослабевающим вниманием следишь за действием, полностью подпадая под власть актёров, режиссёра, драматурга… И это не обязательно должен быть спектакль на остро-социальны темы или авангардная постановка классики. Он может быть о человеческих отношениях – например, о любви, о предательстве. Или о войне – в этой теме тоже есть люди, такие же, как и мы, но которым страшно и голодно. И вот всему этому мы, зрители, СОпереживаем. На мой взгляд, это и есть одна из задач театра – заставить людей плакать или смеяться, зацепить, затронуть душу. Не обязательно прямо-таки на неделю задуматься после просмотра спектакля – достаточно того, что он проникнет в душу, заставит трепетать её струны – и сделает тебя чуть-чуть лучше, возвышенней, культурней. И для этого не обязательно быть нервными, резкими, несогласными и таки рассерженными. Возможно, как уже говорилось, наше поколение – нынешние студенты – изменилось. Да, наша молодость пришлась на время, может быть, и мнимого, но благополучия. А, может быть, и застоя. Но всё же более или менее сытого, спокойного. Мои сверстники в основной своей массе не считают нужным ходить в театры. Они больше любят покушать в каком-нибудь модном местечке, “потусить” в клубе, посмотреть киношку. Эта тенденция сопутствует 2000-м годам. И сердиться молодёжи не на что. Ну вот разве что пойти на площадь с плакатами и там сердиться. Но это по ряду причин не все возможно вынести на театральные подмостки – политика есть политика, это ещё вопрос, стоит ли её тащить на сцену.
    И тем не менее мы, студенческий театр, не опускаемся до уровня зрителя, которому лишь бы похохотать и лишь бы не думать. Мы приглашаем его к себе, у нас ему уютно (ну а что же в этом плохого?), у нас он таки, бедный, задумается о чём-то, у него душа пошевелится, хотя бы с боку на бок перевернётся. И у нас у него нет повода поржать над какой-нибудь пошлостью. На сцене он увидит придуманную, но при этом почти что настоящую жизнь, он начнёт сопереживать героям. Или же услышит иронию в адрес себя же, своих соседей и прочих людей, его окружающих. Ну, может быть это неплохо? Может быть, такой досуг лучше часов, проведённых в социальных сетях?
    Но я соглашусь, что если спектакль лёгкий, вызывающий лишь безудержный хохот, не имеющий в своей основе ни единой мысли, мало-мальски глубокой идеи – это уже концертная развлекательная программа, а не театр. Но тут, как уже говорилось, определяющим моментом становится режиссёр, педагог, который ставит именно этот спектакль по каким-то своим личным соображениям. Хочется, конечно, взяться за более сложный материал, за масштабную постановку, облачить её в большую форму… Но не всегда это возможно в студенческом театре (не хватает ресурсов (финансовых, административных), актёров, мальчиков-актёров, постоянно приходят ребята новенькие – всё же театр при вузе, вуз требует, чтобы театр принимал всех собственных студентов к себе – а их надо с нуля обучать – и при этом выпускать спектакль, а в неделю, у нас, например, всего 2 дня по 3 часа – с ума сходим, совмещая всё это, ну и выбор пьесы режиссёром зависит и от всех этих условий и от своих личных предпочтений и возможностей – так и живём)…

    Тем не менее, на фестивале коллективы показали себя достойно, каждый в силу своих возможностей. Они наверняка учтут всё то, что они услышали, впитали в себя в течение всех этих дней.
    “Театральный фарватер” – большое, нужное дело. Он собрал студенческие театры города, вытащил их из своих студенческих клубов, где они варились в собственном соку и дал толчок к росту, развитию. Для нас, таких театров, это очень важно. У нас редко появляется возможность поделиться своим творчеством с новыми зрителями, а тем более с профессионалами из мира театра. Спасибо большое организаторам!

  18. Вяткин Сергей

    Кстати… На обсуждении нашего спектакля “Наизнанку” прозвучала довольно странная(возможно только для меня) фраза из уст Виктора Николаевича, худрука “Ювенты” и организатора фестиваля… Как он сказал, ему хотелось сочувствовать кому то из персонажей, сопереживать… Я точно не знаю что думает об этом остальное общество, но лично мне кажется, что в этом спектакле и не нужно было никому сочувствовать…. А действительно, кому? Тарелкину, который как жук, как таракан ползает по сцене, показывая всем, какой он все таки “мелкий и низменный”… Варравину, который всех и вся презирает, считает себя если не Его Адским Величеством, то где с ним наравне, и при случае может “убрать” пару-тройку не нужных ему людей…. Расплюеву который ради орденов готов любой заговор найти и сварганить приговор… Можно, конечно было немного посочувствовать Чванкину, “просвещенной личности”, которого взяли в участок просто так, потому что он, мелкий и хилый, точно не сможет сопротивляться, и стали выпытывать то, о чем он вообще не имел ни малейшего понятия… И то, большая часть зала с удовольствием на этом моменте смеялась и аплодировала… Можно было посочувствовать Тарелкину в момент перед его “смертей”… Но все же я считаю, что нормальный и здравый человек, с нормами морали и этики, да и просто человек, который не считает, что он пуп земли, не станет сопереживать никому из тех “личностей”, которые увидел на сцене…

  19. Вяткин Сергей

    Прошу прощения за ошибку: Николаева Виктора Ивановича…

  20. Карнаухова Луиза

    Вот Вы все тут ставите в пример спектакль “Ювенты”. Но на мой взгляд, надо хвалить лишь материал,который они взяли и оригиналность декораций. Посыла от актёров не было, было много лаж и звук не доходил(конечно я не сидела в первом ряду). Действительно за кем хотелось наблюдать это лишь девочка в жёлтом платье и женщина,которая сгорела. ВОТ ЭТО действительно сильные моменты! А главный герой вобще прошёл мимо всего, я не увидела ни его внутренней борьбы, ни то как в нём всё переворачивалось. Хочу так же заметить, что актёры работали с микрофонами! Да, согласна они пели песни, но вот в спектакле “Наизнанку” , как -то они были не нужны. Извините за моё мнение, но я не понимаю, чем так восхищаться.

  21. Карнаухова Луиза

    В ответ Елене Владимировне. Что же Вы нам всё про Полозкову?! Конечно она замечательная поэтесса, но что-то не вижу , чтоб её стихи-то заучивали и цитировали. Я сама иногда пишу стихи и часто бываю на литературных вечерах, где читают своё творчество люди разных возрастов. Но вот от людей своего возраста слышала хорошие вещи, про добро, про любовь, про безответную любовь, про политику и т.д. А ведь это поэты, которые остро чувствуют жизнь! А зла там маловато.
    По поводу спектаклей “ОN театра”, я была на них. Но вот почему-то мне близки другие спектакли, допустим в Балтийском Доме “Возвращение в любовь” на стихи Е.Евтушенко. А этот спектакль о студентах, про студентов и НИКАКОГО в нём зла нет. НО после просмотра выходишь и ЖИТЬ хочется, признаваться в любви хочется, говорить спасибо и помогать. А ведь это намного лучше, чем бороться, протестовать и воевать…

  22. Lory

    Маленькая ремарка от неравнодушного зрителя :
    Увы :( :) , не раз и не два бывал в ОN – театре ( у этого театра много достоинств , но не про них сейчас ) ПРО ЧТО – говорят там , а кстати про что ? …… а ни про что !!! – чаще всего ( у меня вообще сложилось мнение , что половине режиссёров там и сказать нечего ) .Плосковатое , выхолощенное срывание в крик и мат( выхолощенное в ощущениях ) , и пресловутая “новая драма “, где задача сценариста накидать текст “на современную тему ” , а задача режиссёра “раскрепостить” актёров и придумать яркий приём – по -моему не самый лучший пример для подражания ….Далеко не все спектакли ON театра такие , но яркая и наглая ( в хорошем и плохом смысле ) подача не единственная форма и цель театра . Кроме этого надо понимать , что для этого требуется определенное мастерство , которого ,естественно, не хватит студ театрам .
    Это не значит , что им не надо расти в этом направлении , но упрекать их ,наверное, пока рановато , а примеры , лучше приводить не кивая на другую компанию ( достаточно разношерстную по уровню мастерства и вкуса ) , а на конкретные спектакли или режиссеров .

  23. Фролова Ольга

    Вопрос к автору: сколько любительских спектаклей Елена Владимировна Вольгуст видела за последний год? За последние три года? Вообще, когда последний раз (до этого фестиваля) она была в любительском театре? В 1975 году на спектакле Владимира Малыщицкого? По организационно-техническим причинам (грандиозная коммунальная авария), Театр-студия СПбГУ представил на фестиваль спектакль «Затворник и Шестипалый». Не угадали. Оказалось, слишком традиционный. Однако в нашем театре идут и другие спектакли. Каждое воскресенье. В том числе и по пьесам современных драматургов – Анны Яблонской, Анджея Стасюка, Мариуса Ивашкявичуса, Терезии Вальзер, Юрия Ломовцева, Нины Садур … При полном аншлаге. Ладно, может, эти драматурги Е. В. Вольгуст не нравятся. Мало у них «глубинно-страшного»… Но посмотреть-то хоть можно? Раз в год написать свои впечатления и опубликовать в Интернете, чтобы понимать тенденции, чтобы иметь право судить. Чтобы повлиять на процесс!!! А уж как мы будем благодарны – «залайкаем» насмерть.
    Следующий вопрос: каковы были принципы отбора спектаклей для фестиваля? И были ли они? Может, подобная «жанровая подборка» входила в планы организаторов фестиваля? Им так удобнее и перед начальством спокойнее? Но почему тогда мы, актеры, оправдываемся за то, что современной молодежи интересно не одно «глубинно-страшное»? Может, стоит подумать, почему молодые зрители не ломают двери в ON.ТЕАТР? Почему они идут на традиционные постановки, в которых играют их сверстники? Может, современная молодежь ищет добро, человеческое тепло, любовь, потому что именно этого ей не хватает в жизни? Частенько именно благополучный обыватель или пресыщенный интеллектуал любят «пощекотать нервишки», посмотреть «ужастики»… Неужели это так плохо – рассказывать со сцены не только про трэш, угар и со…ответственно, дабы отразить «биение пульса мегаполиса» в угоду просвещенной критике? Неужели только в этом заключается искусство?
    Мы не ON.ТЕАТР и в своих драмкружках при ВУЗах выпиливаем лобзиком другие мелодии. Мы, студенты и выпускники, играющие в любительских театрах, не учились «на актера». Режиссеры, которые ставят в наших студиях, педагоги, которые с нами работают, не являются общепризнанной театральной элитой. При выборе пьес они решают другие задачи и не стремятся учитывать наимоднейшие тенденции в области режиссуры и драматургии. Это стало неприятным открытием для театрального критика. Очень жаль.
    Театральный критик разочарован. Тем, что мы не рисуем углы по его линейкам. Тем, что «горячечно» не «повторяем зады» Театральной академии. Тем, что не следуем послушно «в хвосте» театрального процесса (вернее, одной его струйки). Мы обманули его ожидания. Очень жаль.
    У театрального критика нет театроведческих размышлений. Наверно, они бы появились, если бы тот факт, что «времена, когда почти в каждом высшем учебном заведении Ленинграда квартировал свой театр, возвращаются», не прошёл мимо внимания театральной критики. Очень жаль.
    Мне кажется, что логичнее было бы назвать эту статью «Разве о таком театре мы мечтали?!.» Да-да, как в финале известного анекдота.

  24. Lory

    Хех, Ольга -тут я буду защищать Елену – она пишет не про СПбГУ -театр и его постановки , , а про фестиваль ( ощущения от него ) и наверное упреки в “благостности ” представленных работ могут “иметь место быть” :) Я только не могу понять , как автор равнял фестивальные ощущения с регулярным ( не репертуарным ) театром .

  25. Елена Вольгуст

    О. Фроловой.
    Простите великодушно, но смотреть год от года спектакли студенческих театров вузов города, отслеживать самодеятельный худ. процесс… Вы меня с кем-то перепутали. Я вовсе не по этому делу. Ничего такого не входило в мою скромную задачу. Причем, никогда.

    Перевожу на совсем простой русский : нынче меня позвали отсмотреть конкретные спектакли конкретного фестиваля. Пришел, увидел, написал. Анализ жизни и судьбы того или иного коллектива вне сферы моей деятельности. Что и как отбирали на фестиваль? Увольте. Эти вопросы не ко мне!
    Дело вовсе не в том, что самодеятельный театр в хвосте, как Вы пишите, театрального процесса. И Академию не поминайте всуе. В Академии с утра до ночи и можно, и должно репетировать водевили любого века. Там – подробный, разнообразный, профессиональный учебный процесс. Здесь же у вас … редкая возможность.

    Любого, свободного, дерзкого, не похожего ни на какой театр, высказывания. Вполне возможно у вас по воскресеньям (Вы рекомендуете этот день недели, верно?) открываются неведомые художественные откровения.

  26. Гость

    студенческие театры никому ничего не должны,
    они должны только своим студийцам…
    главное что есть в любой студии – это тепло, любовь, коллектив, душевность и бесконечное общение. И этого очень часто нет ни в одном профессиональном театре, где зачастую одна грязь, интриги и скандалы.
    А судить студенческие театры по законам профессионального театра, сравнивать их между собой, мягко говоря, некорректно. Высказывать вкусовые ощущения, мягко говоря непрофессионально.
    А пришел, увидел, написал. Это как Кержаков который бил, бьет и будет бить, а ворота попасть не может!
    Критик ответственен за сказанные слова. Профессиональный критик влияет и направляет театральный процесс. Зачем в таком случае писать такую статью в суе? Не лучше ли вообще ее не писать!
    Увольте. Эти вопросы именно к Вам! )

  27. Марина Дмитревская

    Ох, как тут у вас горячо! Вернулась с Сахалина и только что подробно прочла. Чтение напоминало “Сказку о потерянном времени”, сюжет ее, когда вместо детей за столом спокойные такие старички и старушки, желающие комфорта…
    Как будто нет и не было у студенческих театров большой истории и все начинается сначала…
    Я много была связана и с любительскими и со студенческими театрами. И всегда были те, что играли “Беду от нежного сердца” и самодеятельно соревновались с профессионалами, не отказывая себе в удовольствии поносить старинные костюмы и притвориться артистами, а были те, которые понимали: они ближе к жизни, чем профессиональные театры, у них прочнее неподцензурный запас жизненных впечатлений, они хотели го-во-рить. И “Уроки музыки” Виктюка в студенческом театре МГУ стали страницей театральной истории, и вообще Петрушевскую любители играли лучше профессионалов. И был, действительно, Малыщицкий в ЛИИЖТЕ, а главное — театр ЛГУ, из которого вышли-таки прекрасные артисты — от Юрского и Горбачева до Толубеева и Лосева, но где в похожие на нынешнее время душные 80-е играли “Марат/Cад”…
    А сколько театров вышло из СТЭМов!..
    Из всего обсуждения выше я — не присутствовавшая — понимаю, что, собственно, студенческие театры получаются видом культурного досуга, не более того. Как танцевальный кружок. Как кружок кройки и шитья. И тут вопрос не к студентам, которым, может, и нечего пока сказать городу и миру, а к руководителям: для чего существует театр? Чтобы быть вместе? Конечно, студийность — лакомая и теплая вещь. Чтобы девочки занимались сцендвижением и были более грациозны в роли офис-менеджеров, жен своих мужей и врачей? Не уверена.
    И странное выходит дело: профессиональный театр идет в жизнь, к реальности, подлинной правде, doc – театру, жертвуя (и напрасно) художественностью, а люди, ощущающие эту жизнь, эту первую реальность более точно и молодо, усердствуют над “Бедой от нежного сердца”? Странная раскладка. Эх, жаль, что не была…

  28. Lory

    От тут Марина – действительно – жаль , что вы не были …. :(

    1 .Cтуд театры , а тем более , театр СПбГУ , не только клуб по интересам – cходите убедитесь ( хотя и клуб по интересам не криминал ). Формат фестиваля скорее предполагал такой набор .Профи критикам там ,конечно, скучно , но они не педагоги ?!
    :)
    2 профессиональный театр идет в жизнь, к реальности, подлинной правде, doc – театру,???

    а примеры ? ( в первую очередь хороших вещей , пусть только по вашему или Елены Вольгуст мнению ). Весь ON театр или 1975 год не предлагать :) – студенческим театрам по таким методикам не научиться :)

    3 жертвуя (и напрасно) художественностью??? художественность в театре – это не разговоры, писанные высоким литературным штилем , а умение подобрать форму , схему развития сюжета , выявляющие основные идеи . Эстетизм – слово , которое , видимо , более точно выражало вашу мысль . Но тут как раз у современных профи всё в порядке ( сути многих эстетик они часто не знают и не понимают , но суют их куда и как не попадя )

    4 Основной бедой и профи и любителей , я вижу, часто полное нежелание ,хотя бы элементарно, эксплицировать произведения , которые они собираются ставить до начала работы ( но за них – это делают критики пост фактум – увы,…..не правда ли :) :):) )

  29. Lory

    Гость (6.11.2012 в 3:16):

    Если Cтуд театры приглашают сторонних зрителей , то они должны им возместить потраченное зрителям время ?

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога