Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

13 апреля 2014

НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ

«Подросток». В. Дурненков.
Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
Режиссер Вера Попова, художник Алексей Лобанов.

С одной стороны — это типичный verbatim: драматург, опросив десятки прокопьевских подростков, положил записанные интервью в основу пьесы. С другой — какой же это документальный театр, если в центре действия — сочиненная автором сюжетная канва. Мальчик Саша сбегает из загородного лагеря, узнав, что в Прокопьевск на три дня приехал из Москвы его отец, с которым мать давно в разводе. Саша мучается сомнениями, встречаться ли с отцом, то и дело попадает в какие-то передряги, вроде драки с гопниками, и в конце концов пересекается с родителем на три минуты перед посадкой того в самолет.

Эта двойственность жанра — пожалуй, наиболее уязвимое свойство пьесы. Преодолеть его не смогла и режиссер Вера Попова, попав в некое «междужанрие», вследствие чего действие то и дело буксует, тормозит, сбивается с ритма, а наше внимание то и дело отвлекают «вставные номера».

Сцена из спектакля.
Фото — Н. Федоринин.

Впрочем, наблюдать подчас живописные, подчас курьезные, подчас драматические «картинки из жизни местной молодежи» достаточно любопытно. Вот пионервожатая (Наталья Денщикова) рассказывает о тяготах и лишениях лагерной жизни. Вроде, похоже на жалобы, но финал ее монолога парадоксально оптимистичен. И рождается этот оптимизм от пересматривания дурацких фотографий с лагерных мероприятий. На взгляд постороннего — на них запечатлены просто какие-то уроды с болезненными гримасами, а вожатая видит в этом отблески счастливых будней…

Вот рассказ Игоря (Андрей Щербаков) о личных страхах. Он елозит, острит, что главным ужасом для него является «Алгебра и начала анализа», потом плетет что-то еще, но так и не признается в самом существенном для себя — в страхе взаимоотношений с противоположным полом. Хотя этот пол (Александра Кириченко) сидит рядом и явно волнует его…

Вера Попова, рассказывая о замысле постановки, мечтала поместить ее в очень маленькое пространство — чтобы у зрителей возникало ощущение того, как тесно подросткам в условиях родного провинциального городка. И в самом деле, тема «уехать или остаться» то и дело звучит в их разговорах, то и дело примеряется на себя. Но в итоге получилось ровно наоборот: действие разворачивается в нарочито большом, прямо-таки огромном пространстве. Зрители сидят в партере, а актеры мечутся по сцене, выбегают в зал, пляшут на спинках кресел первых (незанятых) рядов, проникают на балконы всех ярусов, разыгрывают эпизоды в ложах, в проходах…

При этом некоторые из мизансцен, записанные на видео, транслируются еще и на экран. От этой кутерьмы спектакль получает совсем иное дыхание: кажется, прокопьевские подростки, наоборот, блуждают по распахнутому им навстречу городу как по неведомой пока взрослой жизни, путаясь и сбиваясь в ориентирах. Плюс такой трактовки очевиден. Минус — тоже: не всегда актеры, даже молодые, справляются с нужным ритмом, в результате действие провисает скучными паузами.

Сцена из спектакля.
Фото — Н. Федоринин.

Диалог, который главный герой Саша (Андрей Жилин) ведет со своим будущим отчимом (Сергей Жуйков), звучит именно с экрана. Мама (Анна Соколова), похоже, присутствует здесь только как тема (как радушная хозяйка? летописец этой встречи?). Уверенно-хозяйский тон подростка, выспрашивающего «самое главное», схвачен авторами очень точно. Тут и комизм перевернутой ситуации, и явное незнание мальчишки, о чем бы таком еще спросить, чтобы было «как у больших», и умиление тем, как искренне он пытается «быть мужчиной в семье»…

Жизнь подростка, как явствует из спектакля, полна опасностей: тут и благородная драка за возвращение отнятых телефонов, и отчаянное соперничество, и напряги с родителями. Но наш герой на редкость умело все преодолевает. Вопрос к авторам остается один: почему бедный Саша все время занят решением чужих проблем? И даже намек на смуту первой любви остается каким-то вялым, непроявленным?

Быть может, дело в том, что наш герой все время словно примеряет на себя разные варианты «взрослой жизни»? И вот что интересно! Вариант «папин» (уехать в Москву, завести там другую семью, сделать успешную карьеру и пр.) на деле оказывается ничуть не лучше (и не хуже!) варианта «маминого»: остаться в родном городе, где все тебя знают, где незнакомых людей на улицах практически нет, найти здесь свое счастье. В этом я лично вижу большую мудрость авторов спектакля. Предлагая растущему человеку палитру возможностей, они не настаивают на том, какая лучше. У каждой — свои плюсы и минусы, свои печали и радости. С умилительным комизмом эта тема звучит в финальной сцене спектакля. Девочка-спортсменка (Лиза Жуйкова), прыгая через скакалку, рассуждает о своей судьбе: надо все успеть до 30, ведь у спортсменов век короткий. Вот не успеет добиться рекордов, проявить себя, посмотреть мир, насладиться славой — и все… А что потом? А потом все будет, как у мамы. Дом, семья, дети — тоже неплохо… Ситуацию комментирует и тренер (Анатолий Коротицкий), нарезающий круги вокруг зрительских рядов: «Работай, Макарова! Спорт — это социальный лифт, я всегда вам это говорю. Единственный реальный способ вырваться… А не сделаете карьеры — и черт с ней, хоть здоровья прибудет».

Этот спектакль — первая часть трилогии о городе и горожанах. Суть проекта такова: профессиональному драматургу театр заказывает пьесу на определенную тему. Первой стала пьеса о городских тинейджерах. Вторая будет о поколении тридцатилетних. Завершить цикл предполагается пьесой, рассказывающей о прокопьевских ветеранах. Первая часть этой драматургической эпопеи уже вызвала огромный интерес критики. На днях в Прокопьевске побывали эксперты «Золотой маски», а в конце мая «Подросток» отправится на фестиваль театров малых городов России.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога