Петербургский театральный журнал
16+

28 февраля 2018

НА КАНАТЕ МНОГО МЕСТА

«Деревня канатоходцев».
Театральная компания «Открытое Пространство».
Режиссер Яна Тумина, художник Кира Камалидинова, художник по костюмам Наталья Корнилова.

«Деревню канатоходцев» Яна Тумина читала на «Дне сказок» в Упсала-цирке в сентябре 2016 года. Она сидела на похожем на одинокую скалу диковинном красном плоту посреди тихого озера, вдалеке от тусующихся и вполуха слушающих зрителей, и рассказывала в микрофон совсем недлинную историю о горном ауле, в котором невеста становится женой, лишь когда пройдет к возлюбленному по канату над ущельем. Спустя чуть больше года родился спектакль, в котором народная сказка визуализировалась ровно так, как прозвучала в Упсала-цирке. Смерть и побеждающая ее любовь всегда чураются суеты мира.

Спектакль получился рукотворный. В черном кабинете царит атмосфера затерянного в выси селения, выживающего в полной изоляции. Из неструганных досок и камней, веревок и канатов, грубых тканей и войлока рождается мир этого спектакля. Даже луна — это просто кусок лаваша, взмывающий вверх на тоненьком тросике. Здесь мало света — он словно едва пробивается сквозь облака, струится нитями, расходится пятнами (художник по свету Василий Ковалев). И понятных звуков тоже мало — только гулкое эхо неведомых гонгов и бубна, стук камней, свист, перелив одиноких струн и оглушающая тишина.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Палаев.

Четыре актера на сцене и один у микрофона микрофона (Александр Балсанов, Алла Данишевская, Регина Окунева, Ренат Шавалиев, от автора Сослан Бибилов) рассказывают историю избравших друг друга с рождения девушки и юноши, любви которых назначено пройти через требуемое традицией смертельно опасное испытание. Строгий обычай, как говорят в селении, но ничего, никто не боится смерти, ведь все привыкли. Безучастен к происходящему дух селения — затерянный в звездах и объявляющий погодные сводки Метеоролог, раскачивающийся на шарнирах мерцающий человечек. Незло и почти по привычке хохмит и бряцающая своими костями Смерть-скелетик: «Раз невеста, два невеста, на веревке мало места». Даже выживший под стрелами охотящихся на птиц горцев старый Филин принимает все как есть, пока не залетает в аул молодой Орел, для которого испытание невест не что иное как страшная дикость человеческих нравов.

Внутри трагического сюжета с хорошим концом нет пафоса, зато много обычного, понятного. Филин и Орел — дуэт осмотрительной старости и решительной юности — поначалу диковато и смешно знакомятся, выручают друг друга под стрелами горцев, сокрушаются по поводу бессмысленных обычаев. Собственно, именно возмущение Орла побуждает Филина, дотоле равнодушного к человеческим судьбам, вмешаться и рассказать юноше о герое, вынесшем во время пожара пол-аула на собственных плечах по канату, но не успевшем спасти свою невесту. Режиссер выстраивает непростые отношения родителей, почти на спор пьющих на помолвке за достоинства своих детей, и наигранное равнодушие родной матери, отдающей дочь вроде замуж, а на деле на смерть (мол, все так делают, и ты должна), и растерянность жениха, не умеющего воспротивиться безумной традиции. Законы аула, прописанные на тонком лаваше, читает готовящаяся стать невестой девушка и, не смея нарушить, но стремясь уничтожить их, она делает это буквально — яростно, с хрустом откусывает и жует тонкий хлеб.

Сцена из спектакля.
Фото — М. Поляничко.

«Деревня канатоходцев» лаконична в выразительных средствах и одновременно высокотехнична. Филин и Орел узнаются по крошечным маскам ровно на треть лица. Балансирование на канатах отдано хрупким куклам на гигантских отвесах, а управление ими сродни первобытному освоению законов инерции и силы тяжести. Спектакль буквально напичкан трюками, благодаря которым мистическая часть истории обретает нужную загадочность и таинственность. С каната стекают частые капли, словно слезы всех сорвавшихся с него невест, их женихов и родителей. С выси на невесту вместе с пухом и перьями вылетает небесного цвета струящаяся фата. Шапка горца вдруг сама собой начинает двигаться по доске. И все это неспроста, за всем этим — давно пронизавший все общий язык людей, животных и духов.

Вертикаль бытия — гор, земли и неба, мирского и божественного, обыденного и мистического — прописана в спектакле буквально и в мелочах. Подобны горным холмам высоченные войлочные шапки артистов. В едином порыве встают на высокие камни в балансе жители деревни, когда в самом начале говорят о том, что днем рождения ребенка является тот, в который он сделал свой первый шаг по канату. Сами канаты, наскоро натянутые между досок и камней, строятся в три линии: на переднем плане маленький, почти учебный, на котором качаются крошечные колыбельки будущих супругов. Поодаль канат повыше, покрепче, тот самый, по которому и предстоит невесте пройти навстречу жениху. И канат для духов — Метеоролога и Смерти. Его в вышине небольшой сцены, у самых звезд, неведомым образом держат и двигают взобравшиеся на ходули артисты.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Палаев.

Для режиссера важна созидательная способность артистов, их готовность шагнуть дальше обычных актерских функций, и в программке они справедливо названы соавторами. Они не только легко собирают и разбирают сложные в техническом плане декорации, почти бесконтактно управляют непростыми маятниковыми куклами, но и постоянно сменяют друг друга, играют сразу по несколько ролей, готовы к мгновенной перемене состояния, образа, легко идут на прямой план и умеют тут же переключаться на куклу. Их окрыленное сотворчество буквально взращивает и направляет энергию этого спектакля.

У «Деревни канатоходцев» счастливый финал — к отчаянно балансирующей на канате куколке-девушке буквально скатывается юноша и поднимает ее на плечи. Отныне канат — не место одинокой борьбы со смертью. Счастье освобождения от мрачной традиции охватывает весь аул: теперь здесь по канатам ходят целыми пирамидами — и в гости друг к другу, и просто ради развлечения. Но завораживающий, почти леденящий ритм спектакля заставляет долго сомневаться в благополучном исходе. Ведь борьба со смертью только изредка завершается победой, а она, в свою очередь, никогда не бывает окончательной.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога