Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 января 2021

МЫ — ЭТО Я И ТЫ, УМНОЖЕННЫЕ НА ВСЕХ

«Пока все дома».
Театральная компания «немхат» (Пермь).
Режиссер Саша Шумилин.

История театральной компании «немхат», основателем которой является молодой режиссер и продюсер Саша Шумилин, началась в 2015 году с постановки спектаклей со студентами-медиками. «немхат» объединил под своим брендом профессионалов и людей, пришедших из иного контекста. Вместе они стали экспериментировать с различными актуальными формами театра: «Послание» (спектакль по манифестам), «Десять актов молчания» (где артисты молчат на протяжении двух с половиной часов), «МАЗЭРАША» (шестичасовой перформанс, поставленный Виктором Вилисовым), балет «Я танцую, пока ты смотришь на меня» и др.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

«Пока все дома» — партиципаторный спектакль, попавший в этом году в программу «Маски плюс». Механика простая: пространство трансформируется под формат непринужденных дружеских посиделок, где у каждого есть задача — рассказать историю и вступить в диалог. Здесь есть мягкий свет, ненавязчивая музыка и большой стол, накрытый на шестнадцать человек — для восьми перформеров («хозяева») и восьми реципиентов («гости»). Драматургия спектакля выстраивается с помощью общего чата ВКонтакте, куда режиссер и перформеры присылают темы для обсуждения, а также песни, мультфильмы и другие референсы; кроме того, у каждого хозяина с собой есть личная фотография — еще одна отправная точка для разговора.

Зритель — полноценный составной элемент спектакля, сразу же попадающий в ситуацию соприсутствия внутри художественного акта. Безусловно, он наделен свободой выбора: может включаться в разговор, может оставаться наблюдателем, а может попробовать сломать правила — вариаций бесконечное множество. В этом же поле лежат и трудности аналитики: с одной стороны, я отстраняюсь, чтоб следить за ходом спектакля, за реакциями соучастников, с другой, выбирая активную позицию и поддерживая беседу, проживаю собственный чувственный опыт.

Силы хозяев направлены на выстраивание доверительных отношений с гостями. Кажется, что в начале неловко всем, но приложенные усилия и искреннее стремление расположить к себе гостей со стороны хозяев провоцируют на ответную реакцию — хочется помочь им чувствовать себя увереннее, преодолевая для этого и свое смущение. Таким образом, процесс зарождения доверия становится одним из центральных векторов исследовательского поля спектакля. После какой истории зрители готовы будут включиться в процесс и рассказать о себе что-то большее, чем сухие анкетные данные (имя и возраст)?

Из наблюдений за другими гостями можно предположить, что кому-то комфортно в позиции наблюдателя, кто-то хочет, но не решается вступить в диалог, кто-то активно реагирует на услышанное: удивляется, смеется, иногда осуждает. Отслеживая свое нахождение внутри спектакля, могу сказать, что говорила меньше, чем мне бы того хотелось. Постепенно включаясь в беседу, сталкиваясь с узнаванием тех или иных ситуаций, переживая чужой (и свой) зачастую травматичный опыт, хотелось стать частью компании за столом, но ритм разговора, заданный перформерами, не всегда позволял это сделать.

Несмотря на событийную природу спектакля, у хозяев уже чувствуется навык открытости: они довольно легко рассказывают свои истории, быстро подхватывают темы друг за другом. Пока я оценивала ситуацию и принимала решение, исследуя в этот момент собственные границы, спектакль неумолимо мчался вперед: либо проходил подходящий момент, либо менялась тема разговора. Как наблюдающий ты все равно выстраиваешь связи с перформерами: кто-то тебе ближе, кого-то интересно слушать, сталкиваясь с максимально отличным от твоего представлением о жизни. Кто-то из них следит за твоей реакцией, пытаясь считать, какие эмоции вызывает его история, кто-то совершенно самодостаточен в своем сторителлинге и, кажется, не особо нуждается в ответе, получая удовлетворение от самого процесса рассказывания.

Несмотря на выбор позиции по отношению к спектаклю и людям за столом, все присутствующие оказываются в одном коммуникационном поле, проживая соприсутствие с той или иной степенью интенсивности. Процессуальность становится главным качеством спектакля: темы для разговора меняются (это не постоянная доминанта), ротируются перформеры (более того, предусмотрено, что гость может стать хозяином в следующих показах), нет временных рамок — поток беседы важнее всего прочего. Участники процесса (и перформеры, и реципиенты), по сути, становятся документальным материалом для спектакля, через соприсутствие преодолевая герметичность не только самого представления о театре, но и собственной жизни. Оказываясь в ситуации близкого общения с незнакомым человеком, участники сталкиваются с собой, с Другим и с одиночеством как экзистенциальной данностью каждого.

Внутри концептуальной рамки спектакля возможны любые повороты — в этом и его ценность, заключающаяся в том воздействии, которое он производит. Интенсивное личное проживание происходящего и со стороны перформеров, и со стороны зрителей, опыт совместной чувственности, эмпатия, преодоление трудностей коммуникации — все это оказывается смыслообразующими составляющими спектакля не на уровне философских размышлений, а в конкретном действенном опыте.

Возвращаясь же к себе как зрителю, хочу сказать, что это были очень ценные и очень теплые три часа, сравнимые с посещением психотерапевта, но более объемные, позволяющие сместить фокус внимания с себя на тех, кто рядом — прожить чужую боль как свою и почувствовать единение с совершенно посторонними людьми. В финале я четко осознала свои границы: мне очень хотелось поддержать человека рядом со мной, обнять его, но рациональное знание о том, что мы недостаточно знакомы, оказалось сильнее иллюзии близости — и меня это, если честно, расстроило. Иногда хотелось бы больше доверять эмоциям, а не голове.

Пожалуй, если бы у меня была возможность, я с удовольствием продолжила бы исследование, став хозяином для новых гостей.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога