Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

28 апреля 2014

«МИЛЕНЬКАЯ МОЯ, ПРОКЛЯТАЯ МОЯ, МИЛЕНЬКАЯ МОЯ, ПРОКЛЯТАЯ МОЯ…»

25 апреля «Коляда-театр» отметил новоселье.

Лицом к лицу лица, как известно, не увидать. Коляда-театр переехал в новое здание — в центре Екатеринбурга, на улице Ленина, сталинской постройки, добротное, отреставрированное, нарядное — известное в городе как кинотеатр «Искра». И внутри — в просторных фойе и двух залах — евроотделка, мрамор, хрусталь, и на сияющей чистотой и новизной сцене все, что надо, двигается, проваливается, раздвигается, освещается. И все, конечно, рады-рады-рады — и Коляда с артистами, и зрители, и все друзья-поклонники театра на просторах России, да уже и Европы (а их тьмы и тьмы). 75 млн рублей областное правительство вложило в это предприятие. Невероятность этого факта видна только на историческом расстоянии.

13 лет назад известный в театральной среде драматург с сомнительной славой («чернушник-порнушник») снял в аренду маленький подвал старого ДК, отремонтировал, как смог, и начал с пятнадцатью (эта цифра звучала на открытии) артистами-учениками ставить спектакли. Знаменитый «колядовский хлам» в оформлении, выглядящий сегодня фирменным и стильным, тогда виделся жалким, артисты — полусамодеятельными, режиссер — непрофессиональным. Театр был известен больше скандалами —труппу бесконечно из подвала выгоняли, актеры строили баррикады, бастовали, голодали, Коляда грозился публичным самосожжением… И это при том, что за плечами у него уже были «Полонез Огинского» и «Корабль дураков», «Уйди-уйди» и «Ромео и Джульетта»на малой сцене Свердловской академической драмы — спектакли провокативные, вызывающие споры, но с признанным знаком качества. Так и считалось, что вот в драме, с ее актерами, с Владимиром Кравцевым (главный художник) — это был театр! А сейчас — так, Колины домашние радости. Особенно доставалось от приезжих критиков, из Москвы, которых воротило и от самой убогой эстетики, и от беспросветной чернушной жизни, видевшейся им на сцене. «Ужас, летящий на крыльях ночи» — назвала в статье одна из них Николая Коляду, дав тем самым название известному документальному фильму Марины Чувайловой про Коляду и его театр той первой, самой трудной, пятилетки.

Николай Коляда.

Пятилетка закончилась тем, что их таки выгнали. Но Коля собрал всю свою немереную, как сейчас уже всем очевидно, энергию и вымолил, вытребовал, выплакал маленькую деревянную развалюху с чудной резьбой напротив заброшенного городскими властями сада Вайнера. То, что они сделали за 8 лет с этой чудоизбушкой и, прежде всего, конечно, с самими собой, известно, наверное, уже чуть ли не всему театральному миру. И потому можно ничего больше не говорить: слишком отчетливо факт, о котором сейчас речь, говорит сам за себя. Когда маленькому частному театру, жесткому, эпатажному, способному грубо, по-площадному высмеять («оборжать») все гнилое, мертворожденное, фарисейское в сегодняшней власти, культуре, человеке (особенно достается его «русскости»), сами чиновники делают такой подарок, — это иначе как чудом из чудес назвать невозможно! Чудом, которое и в наши печальные времена способны сотворить, собравшись вместе, талант и Личность, верность и воля, терпение и мужество.

Избушку (которая отошла теперь Центру современной драматургии под худ. руководством того же Коляды) «закрывали» в минувшее пасхальное воскресенье «Трамваем „Желание“». Спектакль поразил строгой филигранностью. Как бурлящие бесстыдством массовые сцены, так и душераздирающие диалоги Бланш Василины Маковцевой, Стэнли Олега Ягодина, Стеллы Ирины Плесняевой ‒ все четко работало в унисон с Праздником, как призыв милости ко всем нам, друг к другу, падшим и в первородном грехе, и в катакомбах сегодняшней повседневной жизни. На финальных поклонах Коляда внешне сдержанно и спокойно, правда, с едва заметными слезами, благодарил и целовал сцену.

Вчера было открытие нового театрального дома с духовым оркестром, концертом, банкетом. Встречал и вел, конечно, Сам! В новом модном (дорогом, как писал в Fb) костюме, но тюбетейка была неизменная, как и сам стиль общения — абсолютно домашний, раскованный, веселый, дерзкий. Выступали (совсем мало, коротко, явно стараясь быть остроумными) высокие областные начальники, конечно, городские театры, а замечательных певцов из Геликон-оперы (которые сейчас репетируют в Екатеринбурге «Евгения Онегина» и, оказалось, давние друзья «Коляда-театра») сменила на сцене прекрасная, поющая бабушка, одна из последних оставшаяся в живых участница хора «Вдохновение» общества инвалидов Кировского района — прототипа ансамбля русской песни «Наитие» из знаменитой уже на всю страну «Бабы Шанель» Коляды.

Закончился концерт фрагментами того самого документального фильма. И вновь возникла перед нами подвальная, замусоренная вечными колядовскими «фантиками» первая сцена «Коляда-театра», где шла репетиция «Птицы Феникс», и где измазанный в саже, лысый, морщинистый артист Владимир Кабалин (крупный план), обнимая такую же несчастную, такую же измочаленную актерской жизнью Тамару Зимину, с непередаваемой болью обрушивал на нас захлебывающийся Колин текст (пьеса 2003 года):

«О, сцена, миленькая моя, новенькая-нецелованная! Нецелованная, ненамоленная сценочка! Почему у кого-то, кому не надо, есть сцена, есть театр свой, а мне надо, и у меня нету?! А?! Почему ему дана сцена, ему дан театр, а?!.. Миленькая моя, проклятая моя, миленькая моя, проклятая моя, любименькая моя, завтра тебя не будет, не станет, тебя сломают, миленькая моя, проклятая моя, любименькая моя, сценочка моя, деточка моя, любовь моя, радость моя. Ничего, пусть ломают, пусть убивают, я знаю, ты как птица Феникс — ты на пепле возродишься, возродишься, проклятая моя, миленькая моя, проклятая моя, любименькая моя, солнышко моя, сценочка моя…»

Камера иногда показывала и режиссера, который, согнувшись, устремившись к сцене, как будто поедал своими огромными, полными слез глазами говорившего артиста. И глядя на него, удивительно красивого и молодого, становилось вдруг отчетливо заметно, как он, Николай Владимирович Коляда, все-таки измотался за эти годы.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога