Петербургский театральный журнал
16+

15 ноября 2012

МАЯКОВСКИЙ, БРОДСКИЙ И МОРРИСОН

Последние три года Прокопьевский драматический театр успешно ставит современную драматургию. Такая репертуарная политика связана с назначением Марата Гацалова, поставившего здесь спектакль «Экспонаты» (получил «Золотую Маску» в номинации «Приз критики»), на пост главного режиссера. Два года назад Олег Лоевский провел здесь первую режиссерскую лабораторию, в результате которой в репертуаре появились «Язычники» и театр стал лауреатом фестиваля «Текстура». Сейчас II Театральную режиссерскую лабораторию по современной драматургии «EXPERIMENT 123» курирует уже Марат Гацалов. Он покинул пост главного режиссера, но по-прежнему занимается творческими проектами.

Главная особенность этой лаборатории заключалась в том, что все режиссёры и художники, участвовавшие в ней, уже ставили здесь спектакли. Режиссер Никита Рак выбрал пьесу «Одноклассники» Юрия Муравицкого, Олег Липовецкий — «Маяковский идёт за сахаром» Саши Денисовой, Анна Горушкина — «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович. Кроме того, к Прокопьевскому театру присоединились ещё два — из Новокузнецка и Кемерово.

«Одноклассники».
Режиссер Никита Рак.
Кемеровский областной драматический театр.

Юрий Муравицкий сочинял пьесу «Одноклассники», когда социальные сети были ещё внове. Это история про тридцатилетних лузеров, не нашедших своего места в жизни. Внешне благополучный копирайтер Андрей без видимых причин бросает работу, поставив крест на своей карьере. Он пускается во все тяжкие, а под занавес решает устроить коллективное самоубийство, пригласив для этого на свой День рождения ничего не подозревающих фрэндов по odnoklassniki, жизнь которых, как и его собственная, течёт однообразно и бессмысленно. Но в финале ищущий смерти обретает любовь.

Никита Рак несколько лет назад уже делал читку этой пьесы, пытаясь осмыслить феномен виртуального общения. На этот раз эскиз получился о тотальном, катастрофическом одиночестве.

Показ состоялся в малом репетиционном зале, который после евроремонта напоминает офисное помещение. Белое пространство, пластиковые окна, кондиционер под потолком. Актеры сидят на крутящихся стульях, какие можно увидеть в любой современной «конторе». Словом, типичная среда обитания офисного планктона.

Главного героя играет Андрей Грачев. Он похож не на тридцатилетнего мужчину, а, скорее, на меланхоличного юношу из интеллигентной семьи. Андрей чувствует себя режиссёром запланированного самоубийства: тайная власть над другими тешит его самолюбие. Он решителен и спокоен, волнение выдаёт только излишняя бледность. Всех его знакомых объединяет одно: они плывут по течению, рефлексировать то ли не могут, то ли не хотят. Единственное исключение — Оля (Екатерина Казанцева), которую ему суждено полюбить.

«Одноклассники». Сцена из эскиза.
Фото — архив Прокопьевского театра.

Способ существования артистов — остросатирический. Самая яркая карикатура — инфантильный, затюканный женой подкаблучник Миша в немодных очках. У актера Андрея Ковзеля интонации и пластика ребенка, которому хочется пошалить, да боязно, что накажут. А вот делать шарж на печальную и сдержанную Олю авторы спектакля не стали, но и убедительного решения этого персонажа не нашли.

Сатирическая интонация достигает своего максимума в сцене вечеринки. Стулья, в начале спектакле стоявшие в одну линию, разбросаны в разные стороны. Взрослые люди в цветных бумажных колпаках с помощью наркотиков и алкоголя пытаются впасть в детство. Мыльные пузыри, которые выдувают актёры, — своего рода эквивалент радужных галлюцинаций. Участники праздника колбасятся под музыку своей юности. Когда Андрей просыпается, чтобы взорвать себя и своих гостей, звучит самая трагичная песня Моррисона — «The end». Эйфория закончилась.

«Маяковский идёт за сахаром».
Режиссер Олег Липовецкий.
Прокопьевский драматический театр
.

Саша Денисова сочинила пьесу «Маяковский идёт за сахаром» специально для театра им. Вл. Маяковского, и для экспорта она, вроде бы, не предназначалась. Однако режиссёр Олег Липовецкий и художник Александра Ловянникова рискнули поставить её с труппой Прокопьевского драматического театра. В результате вышел практически готовый спектакль. Работать над пьесой начали задолго до лаборатории, актёры прочитали гору литературы по теме, и на показе в текст практически не заглядывали.

Накануне самоубийства Маяковского его творчество объявляли мелкобуржуазным, непонятным широким массам. После смерти футуриста канонизировали, объявив главным пролетарским поэтом, навязывая в рамках школьной программы его не самые лучшие произведения. Сегодня «под Маяковского» сочиняют рекламные слоганы, и лишь немногие современные читатели открыли для себя Маяковского-лирика. В основе текста Денисовой общеизвестные факты, и всё-таки это попытка разобраться с мифом о поэте, посмотреть на него глазами современных бунтарей от искусства.

Как кислород в одноимённом тексте Вырыпаева больше, чем химический элемент, так и сахар здесь — не просто источник глюкозы. Без него невозможны поэзия, любовь, сама жизнь. Маленький кусочек сахара даёт Бурлюк Маяковскому, когда он только начинает творить. В доме уже состоявшегося поэта рафинада столько — хоть горстями ешь! А накануне трагической развязки последняя возлюбленная поэта объявляет: «А у вас, кстати, сахарница пустая».

Режиссёр Олег Липовецкий ориентируется на традицию игрового театра, есть дистанция между актёром и ролью, которую он исполняет. Для определения жанра подошло бы словосочетание «оптимистическая трагедия»: в спектакле есть молодость, жизнь, невымученный юмор, азарт.

Сценографическое решение — театр в театре. По периметру камерной сцены три щита, обтянутых белой тканью. На планшет сцены установлен деревянный помост. Декорации нарочито грубые и условные. Наверное, в таких играли свои спектакли ТРАМы, столь высоко ценимые Маяковским. Слева и справа стулья в два ряда, на которых сидят и артисты и часть зрителей. В спектакле много отсылок к эстетике советского плаката 20-х — 30-х годов, к авангарду и футуризму. Эпизод прощания поэта с Татьяной Яковлевой на парижском вокзале заставляет вспомнить о биомеханике Мейерхольда.

«Маяковский идёт за сахаром».
Маяковский (В. Гардер), Лилия Брик (О. Ражева), Осип Брик (С. Жуйков).
Фото — архив Прокопьевского театра.

Маяковский актера Вячеслава Гардера — пылкий, неистовый, эпатирующий (знакомиться с семейством Брик приходит во фраке на голое тело и с нелепыми красными ленточками в волосах). Ближе к финалу задор, жажда жизни постепенно уходят, тают, как сахар в кипятке. Перед зрителями совершенно опустошённый человек, тень прежнего Маяковского.

Лиля Брик (Ольга Ражева) независима, экстравагантна (не изменяет своему стилю даже в голодные годы военного коммунизма), чуть холодна и надменна. Ражевой удалось сыграть женщину-загадку, обладающую необъяснимой притягательностью.

«Первого председателя земного шара» Велимира Хлебникова (Роман Михайлов) режиссёр сделал йогом. Придя к нему в гости, Маяковский-Гардер видит абсолютно погружённого в себя друга, стоящего на столе в странной позе, с поджатой ногой. Во всех эпизодах Михайлов играет отрешённо, не выдавая чувств и мыслей ни жестами, ни мимикой, однако с каждой минутой нарастает ощущение трагедии, неотвратимой гибели.

«Бесконечный апрель».
Режиссёр Анна Горушкина.
Кемеровский областной драматический театр.

Пьеса Ярославы Пулинович «Бесконечный апрель» — это история одной питерской квартиры на протяжении почти ста лет, с 1920-х годов до наших дней. Точнее, семьи, в ней живущей. Пулинович смешала времена и эпохи, как колоду карт. Главное действующее лицо — Веня — то старик, то мужчина, то мальчик. Веня пытается понять, зачем он мучается, разочаровывается, обманывается, расстаётся с близкими, обретает и теряет любовь? Есть ли в его заурядной и негероической жизни хоть какой-то смысл? Драматург отвечает на этот вопрос утвердительно.

Спектакль идёт в трюме — небольшой круглой комнатке под сценой. На стенах старые, помутневшие от времени зеркала. На полу и на стульях предметы советского быта — старые книги, посуда, игрушки, — которые сегодня воспринимаются уже как музейные экспонаты. В главной роли народный артист России Евгений Шокин. Он почти всё время находится в центре игрового пространства. Эта роль, безусловно, главная удача эскиза. Шокин не пытается играть ребёнка или умирающего, не переживает и не изображает, а вспоминает.

«Бесконечный апрель». Веня (Е. Шокин).
Фото — архив Прокопьевского театра.

Своеобразный эпилог пьесы — стихотворение Бродского «Наступает весна». В эскизном спектакле его читает бойфренд внучки главного героя. Этот парень, которого играет Андрей Куликов, кажется, никогда прежде никаких стихов не читал. В его исполнении поэзия звучит как что-то рваное и сумбурное, оставляя зрителей в недоумении. Вероятно, режиссёр придумала такой ход, чтобы снять пафос. Но не получилось. Кажется, этот эскиз все-таки требует серьезной доработки: возникли серьёзные проблемы с темпоритмом и с ансамблем.

Комментарии (1)

  1. Юлия Лобода (Томск)

    Прекрасная статья, три различных спектакля, представленные точными запоминающимися образами, связаны в целое поэтическими строчками. Нет прямых цитат, но они как канва проглядывают сквозь ткань статьи. Спасибо за интересный взгляд.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

Предыдущие записи блога