Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Материалы блога и бумажной версии журнала не совпадают.

22 марта 2018

КАК СТАТЬ ПРИНЦЕССОЙ

«Золушка». Ш. Перро.
Молодежный театр (Ростов-на-Дону).
Режиссер Михаил Заец, художник Алексей Паненков.

Волшебство уже давно стало привычным. У каждой маленькой девочки есть волшебный гаджет, где можно играть с нарисованными людьми или животными, одевать кукол или гулять по тридевятым королевствам. Но вот однажды мама выключает твою игрушку, надевает на тебя розовое платье и ведет в театр, где взрослые дяди и тети уверяют тебя, что они-то и есть те самые волшебники, принцессы и короли, о которых ты столько слышала из аудиокнижек и видела в мультиках. И в этой битве между артистами и электронными устройствами побеждает театр, захватывая юных и не очень юных зрителей в сети чудесного.

Спектакль «Золушка» Ростовского молодежного театра — сказочный, во всех смыслах. Для искушенных взрослых — постмодернистская игра с текстом и цитатами из любимых фильмов, для неискушенных — перевод сказочной архаики на понятный современный язык.

Сценическое оформление Алексея Паненкова переносит нас в роскошь французского сказочного королевства, где даже в домашних интерьерах угадываются черты паркового пейзажа. Костюмы Натальи Пальшковой — будто ожившие иллюстрации к волшебным сказкам, по которым прошлись ярким маркером, чтобы сделать заметнее важные детали — розочки, ленточки и башмачки.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Если любая маленькая девочка мечтает стать принцессой, то мальчики сразу предпочитают занять место на троне. «Мой маленький король», — обращается к капризному главе сказочной страны фея-крестная (В. Искворина). Стремительно и бесшумно кружит она вокруг королевской колыбели на гироскутере и рассказывает королю и зрителям старую-старую сказку про Золушку. И вот король (Сергей Беланов) — уже не избалованный властью монарх, а впечатлительный мальчишка, которому, как и нам, известен самый надежный способ спрятаться от страшных сказок — забраться с ногами под одеяло и слушать убаюкивающий голос феи.

В некотором царстве, где деревья качают кронами в такт ветру, а белогривые облака весело скачут по небу, жил да был добрый, но замкнутый лесничий (Роман Меринов), то есть архитектор по ландшафту, проектировал королевские парки. С того дня, как, овдовев, принес он в дом ядовитое растение — новую жену с двумя колючками-дочерьми, и началась история злоключений родной его дочери, прозванной Золушкой вредными сестрами.

Мачеха в исполнении Светланы Лысенковой — прогрессивная, уверенная в себе глава семьи, практикует ЗОЖ и рекомендует приунывшей Золушке верное средство от депрессии — трудотерапию. Родные дочери (Елена Пономарева и Юлия Саюшкина) в точности повторяют мамин стиль — и в одежде, и в манерах. С Золушкой говорят устало-покровительственно, будто делают одолжение, объясняя непонятливой прислуге элементарные вещи в двадцать четвертый раз.

Эти малоприятные персонажи чертовски обаятельны, и не в последнюю очередь благодаря музыкальной теме, сопровождающей каждый выход мачехи с дочерьми. Ведь невозможно злиться на человека, если, глядя на него, тебе хочется танцевать.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

У Золушки (Ксения Соколова) тоже есть свой лейтмотив. В трудные минуты звучит в ее голове голос матери — обещанием, утешением и напоминанием о том, что в случае крайней нужды девушку выручит фея-крестная. С внутренней силой этой веры Золушка в спектакле — само терпение и покорность.

И вот однажды по волшебному королевству прокатилась новость… Понятно, что новость сама себя не прокатит, поэтому придворные шуты вручную катят по сцене циферблат, внушительный и серьезный, как программа «Время». А поскольку сказка старая, то и новости подаются-продаются по старинке — на виниловых пластинках. Вот мачеха заводит граммофон, и — тсс, король говорит! — вся семья замирает у репродуктора. Новость такова: во дворце дают бал в честь совершеннолетия принца.

Пышность королевскому дворцу придают его обитатели: придворные в высоких париках, бальных платьях, камзолах и с кружочками румян на выбеленных лицах по отдельности похожи на фарфоровые статуэтки, а все вместе — на огромный бело-розово-голубой торт со взбитыми сливками. Вишенкой на этом торте, вызывающей в зале восхищенное «вау!», становится тот момент, когда на сцену с потолка в одно мгновение опускаются пять огромных люстр.

Пока фея-крестная помогает Золушке с обувью и транспортом, непоседа-принц (Артем Рубан) носится по дворцу, прячется от придворных и никак не хочет взрослеть. Вместе с шутами участвует он в театральной сценке, где орудием убийства служит — нет, не яд в ухо, — надувной молоток. И только с появлением во дворце прекрасной незнакомки в платье, сверкающем как звездное небо, и хрустальных туфельках принц растеряет младенческую прыть и испытает новые чувства.

А. Рубан (Принц), К. Соколова (Золушка).
Фото — архив театра.

Сцена бала в спектакле решена как каскад номеров в исполнении гостей: клоунада, танцы, песни, декламация. Контрапунктом к общему веселью становится диалог Золушки и принца, скрытый от других персонажей, но магией театра явленный зрителям. Актеры молчат, но звучат их голоса, и мы слышим их так же, как они слышат мысли друг друга. О том, что трудно выразить словами, но можно — сиянием глаз, о непроговоренном. Так в «Золушке» Евгения Шварца на 9 минут и 9 секунд герои попадали в волшебную страну, из которой все возвращаются в реальность уже немножко другими, причастными к тайне.

Тем временем Золушке пора домой. Раскачиваются деревья-маятники, полночь превращает карету в тыкву, а лошадей в облака, хрустальная туфелька сверкает в руках у принца…

Сказка идет своим чередом: маленькие девочки в зале узнают, что принцессой можно стать, если будешь доброй и терпеливой настолько, что сумеешь втиснуть ножищу сводной сестры в маленькую туфельку, избежав скрюченных пальцев и отрезанных пяток. От этой страшилки в духе братьев Гримм, которой пугали маленького короля сомнительные верноподданные, еще в самом начале спектакля уберегла фея-крестная, и она же ведет историю к счастливому финалу, а спектакль — к стройному композиционному завершению.

Из возможных вариантов старой сказки выбран классический: Золушка прощает все обиды, во дворце играют веселую свадьбу, а публику приглашают присоединиться к праздничной дискотеке.

Премьера состоялась в декабре; пережив новогоднюю суету, «Золушка» заняла свое место в афише наравне с другими полноформатными детскими спектаклями. Семнадцать лет прошло с момента волшебного превращения Ростовского ТЮЗа в Молодежный театр, и за это время детских театров в городе не прибавилось, так что воспитанием юного зрителя сегодня занимается тот, кто его «приручил». Ежегодно репертуар пополняется новыми интерактивными, фантастическими, поучительными или пиратскими историями. И кто знает, может быть однажды вместо нового гаджета ребенок попросит маму купить ему билет в театр, потому что именно здесь — настоящее.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога