Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

2 марта 2021

К ЮБИЛЕЮ МИХАИЛА ГОРБАЧЕВА

В день 90-летнего юбилея Михаила Сергеевича Горбачёва открываем материал Марины Дмитревской, опубликованный в номере 102 «Петербургского театрального журнала», о спектакле Алвиса Херманиса «Горбачёв» в Театре Наций:

«…НО ЗАТО ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА»

«Горбачев».
Театр Наций.
Автор инсценировки, режиссер и сценограф Алвис Херманис

«За вино и за ошибки —
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!»

В этих финальных строчках из дивного стихотворения Давида Самойлова о подвыпившем Моцарте я б исправила «вино» на «вину» — и тогда стало бы совсем похоже на спектакль «Горбачев»: «За вину и за ошибки — дочиста, но зато дуэт для скрипки и альта».

Да, были вины и ошибки, но зато стало возможным сочинить про них с Раисой дуэт, дуэт Захарки и Мики (домашние прозвища Горбачевых, а звучат — ну просто оперетта «Вольный ветер»!). И стал возможен дуэт виртуозных сценических инструментов «Чулпан Хаматова» и «Евгений Миронов», которых и сам Алвис Херманис сравнивает с творениями Страдивари, так что чего уж… Они выходят на сцену, настраиваются под рукой режиссера, с моцартианской легкостью и простотой пробуют внутренние струны и начинают играть этот дуэт…

Нет, сперва, до игры есть документальное вступление. Миронов и Хаматова рассказывают про начало болезни Раисы Максимовны, про то, как в последнюю ночь она отказалась принимать морфий, чтобы не терять здравого рассудка (и это очень важно для будущего ее образа — сохранять ясность мысли и четкость суждений), а он носил свою Захарку на руках и они вспоминали всю прожитую жизнь. Это было вместо обезболивающего.

Да, были вины, были ошибки, но зато прожита жизнь с женщиной, которая была ему дороже страны: к скандирующей «Президента!» толпе после Фороса он не вышел, потому что сидел в больнице с Раисой, у которой был инсульт. Это была точка невозврата, Горбачев в тот момент терял власть. Хорошо это или плохо, правильно или нет, правда ли это вообще или явная романтизация, сказка или быль, — никто уже не узнает точно, хотя факт документально предъявлен в спектакле, а живой Михаил Сергеевич Горбачев сидел на премьере Театра Наций в правой ложе.

Е. Миронов (Михаил), Ч. Хаматова (Раиса). Фото И. Полярной
Раиса и Михаил Горбачевы в первые годы семейной жизни. Фото из открытых источников

За вину и за ошибки — дочиста. Хотя напрашивается параллель — Ники и Алекс, история последнего императора Николая, который больше страны любил семью, — и чем это «безвинное» дело для страны кончилось? Дуэт Алекс и Ники? Мики и Захарки? Нет, прежде всего — Хаматовой и Миронова.

…Они как будто примериваются к ролям в огромной белой гримерке, где над гримировальными столиками — фотографии их героев, так называемые референсы. Повторяют скороговорки, обсуждают рассудительно-учительскую интонацию Раисы, как бы советуются друг с другом — какая она? Откуда у нее идет звук? Да, у нее стержень, но и такая облачность, возвышенность, она такая позитивная и все вперед, вперед… Разминка, вход, примерка отдельных жестов… И вот уже появляется этот указательный пальчик Раисы—Хаматовой, изящно тыкающий в воздух, и вот она уже берет другой голос, а Миронов надевает парик и имитирует молодого Михаила.


Читать продолжение

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога