Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

13 июня 2010

«И ЭТО ВСЕ ДЕТЯМ?!»

Последние недели российская общественность огорошена новым изобретением отечественной государственности — законом «83-1». Это тот самый закон, по которому все бюджетные организации с 2011 года переходят на работу по госзаданию. Сверхзадача нововведения, разумеется, самая многообещающая — повышение эффективности работы учреждений бюджетной сферы. Но мой антропологический интерес в данном случае вызывает не потрясающая способность моего государства усложнять мне жизнь, а его представление о том, что же именно является «эффективностью» в сфере моей работы. Для примера — скандал, разразившийся вокруг Кировского театра кукол им. А. Н. Афанасьева.

В конце прошлого года в Кирове произошло событие: посреди бушующего кризиса было завершено строительство нового здания Кукольного театра. Аккуратное, почти игрушечное (по пропорциям, красным башенкам и прочему декору, но не по размеру) — оно вселяло надежду на то, что ARS если не LONGA, то хотя бы не очень BREVIS.

Но не тут-то было. Практически сразу после переезда труппы Театра кукол в новое здание началась усиленная подготовка к тому, что иначе как культурным терроризмом не назовешь. По инициативе правительства области в Кирове был организован центр «Аполло», в ведомство которого надлежало передать новехонький очаг культуры. Здание Театра и весь хозяйственный ресурс переводятся на баланс «Аполло», а собственно Кукольный театр становится лишь безвозмездным пользователем площадей на время проката своих спектаклей. По сути, Кукольному театру предложили вернуться в то же качество, в котором он существовал несколько лет, пока строилось здание — в разряд «бездомного» коллектива, находящего приют под чужой крышей.

И кому такая красота достанется?
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева (фото — Виктор Бушмелев)

Мотивы данной операции местное культурное руководство не скрывает: рационализация использования замечательного недвижимого ресурса. А ресурс, и вправду, загляденье: удобный зал с хорошей акустикой и профессиональным свето- и звуковым оборудованием, огромное фойе, прекрасно оснащенная малая сцена. И месторасположение всем на зависть: в самом центре города, рядом с главной площадью. В историю уже вошла фраза, брошенная Русланом Мамедовым, кировским тамадой (см. www.ruslanshow.ru/gallery.html) и гастрольным продюсером, назначенным Областью на должность руководителя КЦ «Аполло», когда он вошел в только что открытое здание театра: «И это все детям?!».

Безусловно, Кукольный театр в сегодняшнем своем состоянии эффективно освоить новые ресурсы не в силах. Но вместо того, чтобы выработать программу интенсивного развития этого театра, Департамент культуры решил пустить на его площадку стороннюю организацию, цель которой — не создание культурного продукта, а обеспечение культурно-досуговой и гастрольной деятельности.

Руслан Мамедов: эффективное освоение новых ресурсов

Но настоящая проблема даже не в этом. Она в том, что культурная жизнь давно уже вытеснена на периферию интересов как городского обывателя, так и областного руководства. Да, личность шоумена Руслана Мамедова ни у кого особого энтузиазма не вызывает. Но и архаичный репертуар Кукольного театра не стоит того, чтобы выходить на баррикады. Оба этих полюса — гастроли группы «На-на» и инсценировка про то, как девочка Дуняша научилась из глины дымковскую игрушку лепить — равно далеки от того, чем живет современный человек. Но этому самому человеку, кажется, все равно.

Любопытно, что ни Театр кукол, ни КЦ «Аполло» не представили к моменту открытия нового здания сколько-нибудь внятной художественной программы, которая бы позволила определить потенциальную «культурную рентабельность» каждого. Логика понятна: раз мы уже этим владеем, зачем тратить силы на оправдание владения?.. При этом, Куклы были уверены, что у области не хватит пороху отобрать здание, на которое Минкульт выделял деньги целево под них, и «Аполло» так же расслаблен (потому как его, очевидно, протежирует правительство и губернатор Никита Белых лично). Вся гадость заключается в том, что в проигрыше оказываются дети: то, что могло стать всероссийской Меккой детского искусства, оказывается просто отгроханным в мраморе сельским клубом.

Еще более любопытно вот что. Спустившаяся с вертикальных «небес» идея культурного центра протежируется губернатором и его культурным главнокомандованием с упорством, достойным лучшего применения. Фактически КЦ «Аполло» во главе с Русланом Мамедовым будет заниматься тем же, чем мог бы заняться и сам Кукольный театр: сдавать площади под корпоративы с антрепризыами и выполнять госзадания по проведению каких-нибудь областных конкурсов романсов с греющими душу названиями вроде «Ветка сирени».

Именно так: не самостоятельно зарабатывать коммерческими мероприятиями на некоммерческие, а осваивать бюджетные деньги. При этом не секрет, что большая часть мероприятий, запланированных для «Аполло» как госзадание на 2010 год, механически оттяпаны от других областных учреждений и того же Театра кукол.

Интрига заключается в том, что единственным аргументом, почему Мамедов это сделает лучше, заключается в ином юридическом лице: «Аполло» — автономное учреждение, имеющее пространство для маневра, а Театр, понятное дело, нет. Пока — нет. То есть сейчас, в июне 2010 года, имуществом начинает распоряжаться АУ «Аполло», так как театр — не АУ. Уже через полгода, когда вступит в силу успевший печально прославиться закон 83-1, Театр кукол тоже станет АУ, но — БЕЗ СВОЕГО ИМУЩЕСТВА! Иначе, как рейдерским захватом и лоббированием интересов отдельного бизнесмена со стороны государства эту операцию назвать сложно.

Меньше всего хочется рассуждать тут о коррупции, не мое это дело. Как профессионал в области исполнительских искусств, ратующий за создание мало-мальской культурной среды на отдельно взятой территории, с грустью констатирую: вместо одного коллектива, пусть проблемного, но профессионального, Киров получил два махрово самодеятельных, да еще и конфликтно уживающихся на одних половицах. Ведь репертуарный театр, лишенный собственного Дома или хотя бы возможности свободно распоряжаться своим имуществом, уже не может считаться таковым. Он становится издевательской пародией на саму идею репертуарного театра.

Можно ли такую культурную политику назвать эффективной и инновационной? Вероятно, да, если цель государственной политики — не формирование здорового общества, а банальное избавление госбюджета от затрат на учреждения культуры.

В именном указателе:

• 

Комментарии (3)

  1. Марина Дмитревская

    P.S.
    Собственно, материалы блога, посвященные ситуации в Нижегородском ТЮЗе и вопросам жизни “Нашего театра”, уже, по сути, входили в этот раздел. Но поскольку ПТЖ никогда не стоял в стороне от подобных тем, теперь они будут выделены в отдельный раздел блога.

  2. Женя

    спасибо

  3. Аглая

    Оставьте театр театру!

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога