Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

12 февраля 2018

ГОЛОСА ВРЕМЕНИ

Лаборатория «Материк Солженицына» в Новокузнецком драматическом театре

Ежегодная лаборатория, которую пять лет проводят в Новокузнецке, в этот раз была посвящена Александру Солженицыну. Такой выбор связан не только со стремлением приурочить это событие к юбилею писателя. Руководитель лаборатории Александр Вислов в очередной раз предложил материал, неочевидный для театра (в прошлом году режиссеры работали с текстами Николая Лескова). Если «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» время от времени появляются в театральных пространствах, то рассказ «Абрикосовое варенье» и автобиографический очерк «Бодался теленок с дубом» были представлены на сцене впервые.

Сложные, болезненные, обжигающие темы творчества Солженицына одновременно обращаются к коллективной генетической памяти, и, к сожалению, сопрягаются с сегодняшним днем, с теми реалиями, в которых мы существуем сейчас. Перед лабораторией невольно возникали вопросы: каким образом, работая с материалом, режиссеры перекинут мост в современность; позволят ли сюжеты, правдиво фиксирующие события прошлого, прочесть их театральными средствами; возможно ли будет во время обсуждения со зрителями оставаться в пределах эстетического поля? Уже тогда возникло предположение, что эскизы будут иметь не только художественное значение, но и станут гражданскими высказываниями о событиях, происходящих в современном мире. Надо ли говорить, что оно подтвердилось.

Открылась лаборатория эскизом Тимура Кулова. Содержание «Абрикосового варенья» стало поводом для игры с театральными формами. Действие строится на постоянном переключении регистров: от образов, приближенных к жизни, — к гротеску; от психологического проживания — к пародии. Разница точек зрения, принципиальная для двухчастных рассказов Солженицына, проявляется в смене отношения режиссера к происходящему: от трагического ощущения к беспощадной сатире. Постановщику удалось создать переход от одной части к другой, органично вписав его в действие и соединив эпизоды в целое. Сюжетно они связаны историей Федора Ивановича (Андрей Грачев), который пишет письмо о своих злоключениях известному писателю. Избежав расправы, настигшей раскулаченную семью, герой вынужден скитаться по свету. Абрикосовое варенье, которым в начале угощает его мать, приобретает значение ушедшего детства, потерянного рая, разрушенного режимом. На мотив колыбельной героиня Ирины Шантарь с застывшими слезами в глазах поет сыну песню, прославляющую государство. После советская мифология врывается на сцену плакатными фигурами строителей социализма. Эти персонажи гордо, широким шагом поднимаются на ящики-постаменты и произносят агитационные речевки. Их движения становятся быстрее, слова превращаются в набор звуков, а Федор Иванович, находящийся среди них, падает в изнеможении.

«Матренин двор».
Фото — архив театра.

Деревянные ящики, расположенные на сцене, которые становятся для героя то домом, то гробом, подчеркивают ощущение бесприютности, потерянности, ненужности. Семью герою заменяет компания бездомных детей, шумной толпой вваливающихся в его жизнь. Мощно срабатывает эпизод перемены места действия: из большого мира в дом писателя. Беспризорники оказываются в заколоченных ящиках, на которые сверху горничные выставляют бутафорские яства: свиную голову, овощи, фрукты, рядом с ящиками — огромный самовар из мягкого материала. Действительность второй части, где существуют лоснящийся от благополучия писатель (Анатолий Нога), заискивающие перед ним сценарист (Никита Пивоваров) и критик (Александр Шрейтер) — пародийные образы, точно схваченные артистами, — намеренно утрированна. Настоящим среди этого пиршества оказывается только кровяной кусок мяса, который писатель яростно сжимает в руке, рассказывая о письме Федора Ивановича. Тимур Кулов подчеркивает искусственность этого мира, его оторванность от реальности. Но жизнь, злая, бурлящая, пытается вырваться из заточения — из ящиков раздается стук, поочередно приводя в ужас собравшихся за столом, и это самые страшные моменты эскиза.

Работа Юрия Печенежского по рассказу «Матренин двор» как будто специально выстроена на контрасте с «Абрикосовым вареньем»: вместо взрывных сцен — плавное течение действия; вместо ярких, кричащих образов — прозрачность и призрачность происходящего; вместо надрывных монологов — музыкальная ткань, сплетенная из мелодий разных голосов. Историю Матрены, напоминающую житийное повествование, режиссер выносит на большую сцену. В сумрачном, задымленном пространстве девушка в белом платье (Наталья Пивоварова) — существо неземное, потустороннее — рассекает воздух в пластическом этюде. После, дополнив костюм повязанным на голову платком, именно она окажется Матреной — героиней, которую окружающие считают странной, чужой, ведь она готова помочь каждому, не рассчитывая на выгоду. Юрий Печенежский отказывается от подробного изображения быта, которого много в тексте Солженицына. Набросав узнаваемые реалистичные портреты персонажей, режиссер переносит действие в сферу метафизического, отстраняясь от конкретного места и времени. Жизнь деревни в эскизе сосредотачивается вокруг деревянного стола, вытянутого в длинную горизонтальную линию. За ним персонажи поминают Матрену, резкими движениями, направленными вверх, выплескивая содержимое стаканов, — так возникают вертикаль и какая-то особая хрустальная, атмосфера. Сцены поминок происходят в присутствии главной героини. Смыкаются разные временные пласты, одновременно развиваются разные части сюжета, как будто в действенном плане все время повторяются последние строки рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

«Один день Ивана Денисовича».
Фото — архив театра.

Эскиз «Один день Ивана Денисовича», поставленный Эдуардом Шаховым, ударил наотмашь. Режиссер встроил сюжет повести в современность так, что ни на минуту не возникло ощущения, будто речь идет об историческом прошлом. Предваряющая действие клубная вечеринка, развернувшаяся на площадке декорационного цеха, прерывается звуком автоматной очереди — танцующие на сцене артисты, с грохотом падают на пол. Теперь пространство наполняется совсем другой музыкой: прерывистым дыханием, лязгом пустых тарелок, звяканьем ложек и шарканьем шагов. Режиссер создает поэтический театр, превращая события повести в пластические и звуковые картины, которые производят впечатление более сильное, чем решения, использованные впрямую. Не знаю, можно ли совсем обойтись в постановке о лагерной жизни без лобовых приемов (выстрелов, красного света, крика), ведь, несмотря на то, что они часто вызывают внутреннее раздражение, точно попадают в цель, выбивая из зоны комфорта.

Текст распределен между несколькими артистами, которые примеряют на себя разные характеры. Что касается главных героев, то Евгений Лапшин в роли Ивана Денисовича произносит реплики медленно, растянуто и как будто возвышенно. Его Шухов представляется человеком, смирившимся со своим положением, принимающим то, что подкидывает ему жизнь. По-настоящему трагической фигурой в эскизе оказывается опустившийся Фетюхов (Олег Лучшев), который согласен облизывать ботинки сокамерникам, лишь бы выпросить подачку. Именно этот герой, не сумевший сохранить в себе человеческое, более всех вызывает сочувствие. Эдуард Шахов на протяжении эскиза постоянно проверяет зрителя на способность сопереживать, ведь сегодня подобные истории в лучшем случае воспринимаются как нечто далекое — то, что не про меня; в худшем — как развлекательное, приравненное к шоу. На сцене в жизнь заключенных время от времени вторгаются персонажи с микрофонами «Первого канала» и «НТВ». Они отдают команды арестантам, которые в эти моменты как будто превращаются в героев телевизионного сюжета — обнажается циничное отношение современного человека, остающегося безучастным к судьбе другого. Даже по эту сторону решетки люди не всегда могут оставаться людьми.

«Бодался теленок с дубом».
Фото — архив театра.

Александр Вислов вновь принял участие в лаборатории как режиссер, представив мозаичное панно на основе очерка «Бодался теленок с дубом». Он предложил зрителю пуститься в размышления о том, как произведения Солженицына пробивались к читателю; как он был воспринят современниками; каким мы представляем его сегодня и как события его жизни отражаются в судьбах других людей. В этой работе сталкиваются абсолютно разнородные персонажи: служительница музея, обращающаяся к публике с ура-патриотической речью; характерные пьянчуги, обсуждающие творчество Солженицына; теленок и дуб, словно сошедшие со сцены ТЮЗа; члены Союза писателей, решенные в пародийном ключе, — калейдоскоп лиц, в котором преломляются прошлое и настоящее, реальное и вымышленное. Все события, происходящие на сцене, связываются личностью писателя — человека от автора в исполнении Илоны Литвиненко. Словно героиня древней трагедии она произносит монологи, в которых выражается бунт против несправедливого устройства мира. Ее речи подхватываются плачем «хора», на разные голоса читающего письма к писателю. В них адресаты рассказывают, как подобно герою повести «Один день Ивана Денисовича», они столкнулись с ужасами лагерной жизни. Александр Вислов тоже читает письмо — письмо своего деда, написанное Солженицыну. Отказ от театральности, выход из сценического действия в реальность зрителя вызывает эмоциональный отклик и чувство сопричастности. В финале эскиза режиссер закрепляет этот эффект. На экран транслируется сюжет об открытии памятника писателю во Владивостоке, выступление мэра города Игоря Пушкарева и следом текст, в котором говорится, что соседом Игоря Пушкарева по камере стал Алексей Малобродский. Здесь не нужно ничего объяснять.

Комбинация эпизодов, решенных в разной стилистике, которые наслаиваются друг на друга или происходят одновременно, позволила создать объемный сценический текст. Показ Александра Вислова стал логичным завершением лаборатории, ее драматургическим финалом. Наверняка, какой-нибудь из эскизов превратится в спектакль, но хочется, чтобы в дальнейшем удалось показать все четыре лабораторные работы, которые вместе могли бы составить театральный просветительский проект.

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога