Петербургский театральный журнал
16+

8 июня 2010

ЭДУАРД КОЧЕРГИН — ЛАУРЕАТ «НАЦИОНАЛЬНОГО БЕСТСЕЛЛЕРА»

Премию «Нацбест» — 2010 получил Эдуард Кочергин за роман-воспоминание «Крещенные крестами». «Петербургский театральный журнал» поздравляет Эдуарда Степановича, ставшего не только народным художником России, но и ее народным писателем, поздравляет тем более горячо, что писателем он стал… отчасти благодаря «ПТЖ», где впервые стали появляться его рассказы…

Не всякий, даже театральный человек, знает, что один из образованнейших людей нашего времени, легендарный сценограф, лауреат госпремий, действительный член Академии художеств, главный художник БДТ Эдуард Кочергин, был… затырщиком (в переводе с жаргона — приемщиком стыренного, краденного).

Что он, воспитанник детприемников военных лет «имени Лаврентия Павловича Берии», просивший у портрета поляка Дзержинского, чтобы тот вернул ему его польскую «матку Броню и брата Фелю», — множество раз пытался сбежать в родной Ленинград, откуда его, сына репрессированных родителей, опять сдавали на хранение «Лаврентию Павловичу».

Что первой в его жизни кражей была кража… карандашей.

Что он был беспризорником, «скачком» (маленький, худой, прятался по верхним полкам вагонов и соскакивал с идущего поезда вместе с краденным, отчего имеет давно поврежденную спину и нынче дает всем друзьям квалифицированные советы, как ее лечить кальцием с витамином Е).

Что первым его художественным промыслом были наколки «лика» великого вождя на плечах и грудях воров в законе, а наколкам научил его в детприемнике помхоз Томас Карлович Японамать, продавший в японском плену свое белое тело традиционной татуировальной школе. Ведь по «усатому» нельзя было бить, и, может быть, это самое первое художественное умение (а Кочергин выколол восемью иголками семерых «усатых») и спасло в свое время жизнь будущего академика, сохранив его для нашего театрального искусства. И литературы.

Школа имени М. С. Урицкого в Москве

Десять лет, с 1992 года, «Петербургский театральный журнал» печатал рассказы Эдуарда Степановича под названием «Рассказы бродячей собаки»: редакция находилась во дворе легендарного, тогда еще заброшенного подвала — вполне в духе рассказов — и Кочергин приходил рассказывать туда, считая, что он сам и есть «бродячая собака» — свободный человек, исходивший ногами пол России.

Сначала я записывала его на диктофон и расшифровывала, но скоро рука Эдуарда Степановича, привыкшая к бумаге и карандашу, стала самостоятельной, самобытной писательской рукой, и надо было видеть, сколь каждое написанное слово дорого ему — дорого куда больше, чем эскизы и пространственные идеи…

На моих глазах из рассказчика он становился писателем — и вот, наконец, настоящее писательское признание. Сначала «Ангелова кукла», выдержавшая несколько тиражей, теперь «Крещенные крестами» (книга пересекается с «Ангеловой куклой» только двумя рассказами — первым и последним). Кочергин как будто написал здесь свою биографию, свою жизнь. Но это не вполне так. Настоящий театральный человек, он написал драматургию судеб, «эпопею народной жизни», как сказали бы в позапрошлом веке.

«Крещенные крестами» — это его детство и юность, которые были страшными советскими университетами.

В театре рассказы Кочергина были поставлены дважды. Об этом читайте здесь и здесь.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога