Петербургский театральный журнал
16+

21 марта 2018

Е. И. ГОРФУНКЕЛЬ — В. Р. МЕДИНСКОМУ
О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ ИМ. ЛЕНСОВЕТА

Сегодня ПТЖ публикует письмо, направленное кандидатом искусствоведения, профессором кафедры зарубежного искусства РГИСИ, историком театра и театральным критиком Еленой Иосифовной Горфункель в канцелярию министра культуры В. Р. Мединского с просьбой разрешения конфликтной ситуации, сложившейся в петербургском Театре им. Ленсовета в связи с увольнением Юрия Бутусова.

Господин министр!

В Санкт-Петербурге разразился театральный скандал. Не сработались художественный руководитель и директор Театра им. Ленсовета. Суть конфликта состояла в том, что полномочия Юрия Николаевича Бутусова, до последнего времени художественного руководителя Театра им. Ленсовета, сузились до требований полного подчинения директорской воле. Бутусов как руководитель академического театра хотел создать положенные по статусу театра пиар-отдел и отдел по международным связям, а также получить возможность самому выбирать кандидата на пост директора. Конфликт должен был разрешать председатель Комитета по культуре К. Э. Сухенко. Он сразу же взял сторону директора и подписал заявление Бутусова об уходе из театра. Реакция Сухенко, быстрая, несправедливая и недальновидная, вызвала удивление и разочарование.

О судьбе Ю. Н. Бутусова нет необходимости волноваться: он востребован в стране и за ее пределами, он лауреат самых престижных театральных премий, он один из самых талантливых театральных режиссеров России. Хотя с ним поступили оскорбительно, не по заслугам, без уважения к репутации, таланту и сделанному.

Зато судьба Театра им. Ленсовета беспокоит. С 2012 года, когда Бутусов вернулся в Театр им. Ленсовета, произошло много событий. В репертуаре появились яркие, интересные, новые по сценическому языку спектакли. Они захватили внимание молодежи — зрителей, молодых специалистов. Бутусов — самый популярный автор в питерском театре. Труппа театра пополнилась новыми силами, учениками Бутусова и других питерских педагогов. В своих спектаклях режиссер сотрудничает с большей частью труппы, актерами всех поколений. Наряду с постановками Бутусова на сцене Театра им. Ленсовета идут спектакли других режиссеров, что делает афишу привлекательной для зрителей разных вкусов и притяжений.

Если Бутусов уходит из театра, то налаженное творческое сотрудничество рушится, а сплоченная едиными замыслами труппа превращается вновь в пластилин, из которого можно лепить что-то другое другим мастером. Усилия почти десятилетнего совместного труда театра, настоящего лидера и поверивших ему актеров будут утрачены. А ведь это биографии даровитых молодых актеров, уже заявивших о себе в спектаклях Бутусова, это его единомышленники, основа для движения вперед, для развития сценического искусства.

Председатель Комитета по культуре показал себя в этом вопросе некомпетентным чиновником, невежественным в искусстве театра, бюрократом, не пожелавшим разобраться в существе дела. А ведь актеры Театра им. Ленсовета уже обращались к Сухенко прежде, задолго до того, как конфликт достиг критической точки. В начале марта они, актеры театра, снова обратились с открытым письмом к театральному сообществу с просьбой поддержать их стремление сохранить театр во главе с Бутусовым. Но мнение коллектива у председателя Комитета по культуре не нашло никакого отклика.

Прошу министерство культуры и Вас, главу министерства, найти возможность и средства разрешить драматическую ситуацию театрального Петербурга.

Елена Иосифовна Горфункель,
профессор РГИСИ, кандидат искусствоведения, театровед, критик, лауреат премии им. А. Кугеля, лауреат премии им. А. Толубеева, лауреат премии «Театральный роман»

Санкт-Петербург, 20 марта 2018 года

Комментарии (12)

  1. Издалека

    Обратим внимание на фразу “получить возможность самому выбирать кандидата на пост директора”. К чему полумеры? Вспомним конфликт Бутусова с бывшим когда-то главой комитета Месхиевым. Огромный был тогда скандалище, долго в ушах звенело. Месхиев имел неосторожность поставить условие хоть изредка из Москвы наезжать в подведомственное заведение… Объективности ради, заявляйте для Бутусова сразу возможность выбирать лично и главу комитета в Смольном. И губернатора. Да чего уж, и министра культуры себе пусть сразу присмотрит. А то и президента. Гений такого масштаба, действительно, имеет право быть владычицей морскою и решать: кто и где у него на посылках.

  2. Ольга

    Спасибо Вам, Елена Иосифовна!

  3. admin

    “Конфликт” Месхиева с Бутусовым?.. Острословие – острословием, но правда дороже. Месхиев предложил тогда ЮБ подписать контракт, одним из условий которого было право ставить исключительно в театре Ленсовета. Это не то же самое, что “иногда наезжать из Москвы”. Это и другие подробности того скандала мы знаем не понаслышке, были свидетелями, к сожалению.

  4. spettatory

    На самом деле надо уже ставить вопрос о снятии господина Сухенко с должности как не имеющего понятия о том, чем руководить поставлен. Петиции какие-то писать, что ли.

  5. татьяна

    Катастрофическое решение для судьбы театра им.Ленсовета принял некий чиновник! Спасибо, Елена Иосифовна. Только вряд ли господин министр услышит Вас, да и еще кого-то. Он ведь и сам Сухенко, только более крупного масштаба.

  6. axl

    Издалека, успокойтесь уже, господин Градковский, мы вас вычислили

  7. Издалека

    admin, вы прекрасно поняли, что изложение мною сути конфликта Бутусов-Месхиев носило ироничный характер. А правда – да, дороже. И во всех этих скандалах она одна -
    владычицей морскою ещё не удалось стать ни одному руководителю госучреждения
    ни в этой стране, ни в какой-либо другой. Кстати, комитету по культуре стоит сейчас
    сказать за Бутусова “большое человеческое спасибо”. Пусть и неосознанно, но они уберегли творца и художника от него самого. Родственная ему по размаху амбиций и эстетическим пристрастиям “владычица морская” в Москве уже очень давно находится под домашним арестом.

  8. Марина Воронова

    Вы же ПРОФЕССИОНАЛ, Axl, откуда же у Вас такое наивное предположение?!
    P.A.не знаю, как Валерий Борисович, а Издалека, по-моему, гораздо спокойнее всех вместе взятых.
    И ей от меня искреннее СПАСИБО за её профессионализм.

  9. Иванова Наталия

    Лена, спасибо Вам! Ваше неравнодушие, за которым всегда стоят поступки, а не пустословие, всегда давали и дают надежду на победу разума, чести и правильности. Дай Бог, чтобы ваше письмо-поступок стало той последней каплей, которая поможет изменить ситуацию с Бутусовым. “Доколе, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?” – надеюсь, министерские начальники объяснят петербургскому, что он всего лишь чиновник, но не Юпитер. И не Цицерон. И что художник не должен подстраиваться под его, чиновника, вкус. И не обязан ему нравиться. Это чиновник обязан помочь художнику, особенно в ситуации, когда зритель аншлагами голосует за творца.

  10. Дмитрий

    Не хотелось бы быть вычисленным, хоть я и не столь известен(((((((((( )))))
    Но Издалека абсолютно прав.Не буду рассыпаться в дифирамбах Бутусову, но озвученные им претензии никак не мешают РЕЖЕССИРОВАТЬ.
    А в порочности бесконтрольной власти легко убедиться на Фокинской Александринке.
    Да Театр это “Добровольная диктатура”! Но начинается он не с гастрольного отдела и
    не с подчиненного худсовета и директора.

  11. No name

    А с Фокиным то что не так? Неужели трудно высказывать своё…как его..”мнение”, не опуская кого-то другого

  12. Е. Горфункель

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЕТЕРБУРГСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СТД НЕ БУДЕТ РЫТЬСЯ В ГРЯЗНОМ БЕЛЬЕ

    Так решил Сергей Иванович Паршин, когда я обратилась к нему с просьбой вмешаться в конфликт в Театре им. Ленсовета. Мы говорили с ним по телефону два раза – 20 и 21 апреля 2018 года. Первый раз Сергей Иванович был за рулем, поэтому решено было созвониться и договориться о более обстоятельной встрече. Но на второй звонок Сергей Иванович отвечал вполне обдуманно и определенно: встречаться нам незачем, вопрос решен. Сергей Иванович был максимально вежлив, но за вежливостью чувствовалось сильное раздражение. Ведь, с его точки зрения, отделение пыталось примирить враждующие стороны – директора и художественного руководителя: ничего не получилось. Правда, «не получилось» в пользу директора, а не в пользу художественного руководителя.
    Конечно, подробности этого сложного дела могли бы выясниться, если бы у Председателя Правления нашлось бы время и желание. Их явно не было.
    И, действительно: что можно было сделать в ситуации, когда нервный художественный руководитель ринулся в Комитет по культуре, бросил на стол заявление об уходе по собственному желанию? А потом забрал свою трудовую книжку. А там, сказано было мне, только того и ждали. Почему там «только того и ждали»? Так это не конфликт директора и художественного руководителя, а заговор с целью излечения театрального искусства от «мрачности»?
    В состав Правления петербургского отделения входит одна (один) сторона разыгравшегося конфликта. Может быть, дело в этом? Правление просто сразу приняло сторону этой стороны? Когда происходило заседания Правления (отчета-протокола об этом событии я так и не нашла на сайте отделения СТД; там, в основном, оптимистические афиши и предложения), сказал мне Сергей Иванович, пригласили и другую сторону, художественного руководителя Театра им. Ленсовета. Но он в это время (как и почти все время, подчеркнул Паршин!) был в Москве. Это не последняя вина, которая вменялась художественному руководителю. Но спектакли на сцене Театра им. Ленсовета все-таки ставил он – начиная с 2012 года появилось семь премьер («Макбет. Кино», «Все мы прекрасные люди», «Три сестры», «Город. Женитьба. Гоголь», «Дядя Ваня», «Гамлет»). Большая часть работ Бутусова не остается без признания и наград в масштабах города или страны. Плюс спектакли на других сценах, вне города. Это очень плохо?
    Сергей Иванович в запальчивости спросил: а что прикажете мне делать? Взять за руку Юрия Николаевича, привести его в театр, сказать, работайте на здоровье? Да ведь я не знаю, что способен сделать лидер нашего профессионального сообщества, чтобы разрешить скандал. Хотя в Уставе СТД есть на такой случай совет: Председатель создает «временные экспертные комиссии и группы для решения наиболее актуальных и сложных вопросов деятельности СТД». И потом, взять за руку и привести в театр было бы очень правильно. Валерий Фокин (председатель Гильдии режиссеров) брал за руку и приводил художественного руководителя в Смольный (без положительных последствий, но все же приводил).
    Наш художественный руководитель не из тех руководителей, которые умеют представительствовать, председательствовать, выходить на поклоны во фраке и выглядеть Мэтром в элегантной тройке. Нет. Он остается Мастером, который охотнее затеряется в сценической массовке, чем станет изображать почетного члена элитарного режиссерского клуба. Анатолий Васильевич Эфрос всю жизнь носил только свитер. Образ и облик во многом зависит от характера художника, как и его нервы и эмоции. Если их не принимать во внимание – так проще отказаться от принятого правительством двоевластия в театре и просто отдавать всю силу власти чиновнику-начальнику, директору. Но так не происходит в самых уважаемых (и даже, к сожалению, неуважаемых) театрах Петербурга. Там налицо первенство искусства (или не искусства).
    В должность художественного руководителя Театра им. Ленсовета Юрий Николаевич Бутусов так и не вступил. Ему было отказано Комитетом по культуре в тех именно возможностях, которые необходимы для полноценного управления: изменения Устава театра (он утвержден в 2011 году и требует серьезной редактуры); создания художественного совета; организации специальных отделов для гастрольной деятельности и т.д.
    Сергей Иванович признался, что спектакли Бутусова ему не нравятся и что он не нравится многим из моих коллег, критиков. Ну, и что из того? Переменить ли мне свое отношение к театру Бутусова, слиться с теми, кому это не нравится? Или мне остаться при своем мнении, а Председателю Правления его мнение отложить – дело ведь не в личных вкусах. Не я награждаю Бутусова «масками», «софитами», премиями разных калибров.
    Остается присоединиться к словам В.В.Фокина: «город лишился одного из лучших режиссеров». Его выжили из родного дома. Так городу лучше, спокойней. Петербургское отделение почивает на лаврах, проглатывая скандалы. Не только в Театре им Ленсовета. Несколько лет назад так проглочен был скандал с «Золотым софитом».

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога