Петербургский театральный журнал
16+

3 мая 2016

ЦИРК. ПОЛЕТ ВО ВРЕМЕНИ

С 21 по 24 апреля 2016 года в Саратове прошел шестой конкурс циркового искусства, который в этом году приобрел статус международного. География фестиваля «Принцесса цирка» расширилась, и лучшую цирковую артистку выбирали из участниц со всего мира. «Мне показалось, что зацикливаться в рамках только нашей страны и СНГ — не очень правильно. Цирк — это мировое явление», — признается директор Росгосцирка Вадим Гаглоев. Двадцать четыре участницы с пяти континентов боролись за звание стать лучшей.

Сев по окончании фестиваля писать текст о прошедшем событии, я поняла, что передо мной красной дорожкой открывается манящий путь красочного и игривого репортажа, благо цирк располагает к слогу эффектному и описательному. С удовольствием бы рассказала, как даже не я, а солидные дядечки в представительных костюмах ели ванильное мороженое, как, подсвеченное прожекторами, летело конфетти, словно разноцветный снег, и как захватывало дух от экстремальных трюков участниц под куполом. Хотелось расписать по дням, как вихрь циркового праздника охватил город, но, впрочем, даты здесь не имеют никакого значения. Блеск и зрелищность этого вида искусства — не только неоспоримое его достоинство, но и манящий плен, змей-искуситель пишущих о цирке. Поэтому, миновав этот опасный путь и вычленив из пестрой действительности фестивальной жизни лишь наиболее значимое, предупреждаю: текст не будет фонтанировать многозначительными и витиеватыми описаниями, его задача — подвести итоги и обозначить место этого события на карте циркового мира.

Фото — Е. Бледных.

Резонно возникает вопрос, почему именно Саратов стал местом проведения фестиваля, но, предвосхитив вопросы, Вадим Гаглоев на открытии сообщил: «Не так давно в Петербурге прошел IV Международный культурный форум. Одной из его тем в этом году стала культура как индустрия. Братья Никитины еще полтора века назад создали цирковую индустрию: не только построили ряд стационарных цирков, которые теперь входят в нашу компанию, но также создали учебные заведения и так называемый цирковой конвейер. Поэтому мне очень приятно, что этот международный фестиваль мы проводим в Саратове, городе, где был построен первый стационарный цирк, где жили и работали выдающиеся основатели отечественного цирка — братья Никитины. Именно им мы обязаны появлению цирков в таких городах, как Новгород, Пенза, Саратов, Москва и других. Обязаны появлению отечественного цирка как такового».

Глава 1. Информативная

Приуроченная к открытию фестиваля выставка «Цирк. Полет во времени» Саратовского областного краеведческого музея поражает масштабностью, при том что располагается в пространстве одной комнаты. Секрет в грамотном расположении экспонатов. На выставке представлены материалы об истории саратовского цирка: эпоха братьев Никитиных, цирк во время войны, дебют Олега Попова в 1951 году, настоящее время. На открытии выставки Вадим Гаглоев представил издание о цирке в военное время: «Мы выпустили книгу „Цирк в годы Великой Отечественной войны“. На одной из фотографий изображен цирковой артист. Это Сталинград. Буквально вчера стихли бои, звуки войны, а под открытым небом уже работали артисты, потому что, когда приходит цирк — наступает мир. Цирк и есть мир», — сказал он, совсем не претендуя на пафосную речь, наоборот, будучи предельно искренним.

Следующим важным событием стала пресс-конференция о предстоящем в октябре этого года Международном итальянском фестивале в городе Латина и новой ветви российско-итальянских отношений. «Читтади Латина» —единственный цирковой фестиваль в Италии, прошедший уже 17 раз, создан семьей Монтико. «Идея не только в том, чтобы провести фестиваль вместе и таким образом поднять его статус, но и в возможности нашей компании провести зарубежный фестиваль. Самая главная мысль в том, что этот фестиваль будет прямым партнером премии Master, у него будет свое лицо, там будут показываться премьерные номера», — такие перспективы видит Вадим Гаглоев. Фабио Монтико, президент Международного циркового фестиваля «Читтади Латина» со своей стороны добавил: «Цель фестиваля — в популяризации циркового искусства в мире. С прошлого года фестиваль не называется больше „Читтади Латина“, он переименован в Международный итальянский фестиваль. Мы хотим объединить не только финансы, но и две культуры: как Италия, так и Россия имеют богатую цирковую историю. Объединив эти два опыта, я думаю, мы создадим взрывную смесь в этой области». Организаторы также объявили о том, что планируется перенести место проведения фестиваля из Латины в Рим, так как, по выражению Фабио, «Латина стала маленькой одеждой на большом ребенке». Город просто не имеет возможности разместить всех желающих, фестиваль за годы своего существования приобрел широкий масштаб. Программу в русском стиле специально для фестиваля подготовит Королевский цирк Гии Эрадзе.

На круглом столе «Цирковое искусство сквозь призму СМИ» была затронута важная проблема отсутствия профессиональной цирковой журналистики. «Отсутствие взаимосвязей и знания материала приводит к тому, что цирк воспринимается читателями лишь как красивая картинка. У журналистов отсутствует категориально-оценочный аппарат. Была когда-то замечательная форма рецензии, она позволяла не только дать информацию читателю, но и артистам понять что-то про себя. Журналистика утратила свою власть. Писать о цирковом искусстве, не зная его, — преступление перед читателем и цирком», — утверждает Вадим Гурович. Отдельно обсуждалась проблема цирковой фотографии и этика цирковой журналистики. К слову, мой театроведческий багаж в цирке попросту не работал. Пришлось забыть об Аристотеле, понятии конфликта и катарсиса. По завету старших тщательно искала трюк, потому что если «нет трюка — нет цирка», полагает Григорий Арутюнян.

Глава 2. Зрелищная

Мнение, что «Принцесса цирка» — цирковой конкурс красоты, ошибочно. Как правило, чтобы стать победительницей подобного соревнования, не требуется никаких способностей, кроме разве что умения подать себя. Здесь же ровным счетом наоборот: победа означает годы ежедневных тренировок. В конкурсной программе были представлены все семь цирковых жанров. Если говорить об общих тенденциях, то русские девушки тяготеют к излишней вычурности, обилию стразов, блесток. Главное правило, которым они пользуются, полагаю, — чем больше, тем лучше, зато их легко было узнать по оголтелой отчаянности и бесстрашию, с которыми они выполняли сложнейшие элементы.

Лора Люция Ллореда (Колумбия) и  Кристиан Тривиньо.
Фото — Е.  Бледных.

Зарубежные гостьи больше склонны к повседневному костюму (что не отменяло сценической прочности и эластичности), иностранные участницы тяготели к стилизации (национального колорита или эпохи). Их номера имели некую драматургию в плане нарастания сложности трюков, композиционной цельности. Отечественные номера не были сюжетными, акцент делался на техническую сторону номера. Схожую статистику обнаружил и Олег Чесноков, сорежиссер (совместно с Виталием Салтыковым) конкурса: «Цирк начинает быть смысловым. Мы видим в номерах тех, кто приехал из-за рубежа, что все важнее становится донести какую-то историю, быть не просто исполнительницей, а еще и артисткой, которая своим номером наталкивает на какие-то ассоциации и открытия. Меня очень радует сегодняшняя ситуация. Раньше считалось, что сильнее русского цирка нет ничего, а сегодня мы видим, что у нас есть серьезные конкуренты за рубежом, и эта тенденция заставляет нас перенимать их опыт и развиваться в своем направлении, это стимулирует работу».

Обладателями бронзовой короны стали сразу три номера. Эффектное мини-шоу русалкообразной Тогни Клио из Италии было выполнено в рамках классической эквилибристики и гимнастики на воздушном кольце. Прозрачная, будто бы бестелесная Клио соединяет стихию воды, воздуха и земли с помощью оригинальной функциональной конструкции в виде чаши с водой.

Воздушные гимнастки Эвелин и Шенон (Канада) выполняют сложные технические элементы на двойной трапеции, скорее предназначенной для работы пары мужчины и женщины, где мужчина — верхний и возьмет силовую часть на себя, но хрупкие девушки справляются с поставленной задачей и исполняют лиричную бессюжетную композицию.

Юная Диана Степанова (Россия) под музыку Горана Бреговича виртуозно жонглирует 9 кольцами, 7 булавами, 7 кольцами с балансом, что не под силу многим профессионалам.

Очевидно, что жюри приняло решение поддержать молодых специалистов, и следующую награду — серебряную корону — получила ученица Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени Румянцева (Карандаша) гуттаперчевая Татьяна Белова, работающая в жанре ручного эквилибра.

«Амазонки» под руководством Валентины Кульковой (Россия) представляли женский конный вольтиж. В их номере болезненно сочетались элементы кукольных движений, бравой маршевой музыки и костюмы в виде балетных пачек и розовых перьев. Такая эстетическая разрозненность портила цельность сложного в исполнении номера. К тому же, реальный номер никак был не связан с названием «Амазонки», однако, судя по заявке и прикрепленному к ней видео, бесстрашные девушки, кричащие русское «у-у-х», действительно выступали раньше в костюмах амазонок, что, несомненно, более органично сочеталось с силовыми акробатическими трюками.

Третье «серебро» получила воздушная гимнастка на ремнях Лора Люция Ллореда (Колумбия) в паре с Кристианом Тривиньо. Абстрактная история о взаимоотношениях мужчины и женщины в данном случае проецируется на личную историю зрителя, отчего и становится близкой каждому. Технически номер усложняет то, что позиция верхний — нижний в их паре не закреплена, а меняется в течение номера. Ключевым моментом становится трюк, выполненный с помощью двустороннего зубника, когда Лора Люция поднимает своего партнера в так называемой вертушке.

Коллектив под руководством Александра Скокова.
Фото — Е.  Бледных.

«Золото» разделили между собой две участницы. Дрессировщица хищников Людмила Суркова из России с аттракционом «Дикий мир» (при участии Королевского балета Гии Эрадзе) приручила львиц и тигров (в том числе и белого бенгальского) настолько, что они беспрекословно повинуются и выполняют ее команды.

Второй обладательницей короны стала эквилибристка на свободной проволоке Хуан Ян из Китая. Помимо раскачивания и прохода по проволоке, Хуан использовала лестницу и моноцикл. Костюм с элементом национальных мотивов и ритмичная китайская музыка только украшали и без того гармоничный номер.

Гран-при конкурса получил номер из России коллектива под руководством Александра Скокова. Встречные качели — тот вид снаряда, который не считается женским. Однако Александр совершил маленькую, но революцию: восемь девушек в длинных воздушных платьях соединяют танец и акробатические трюки, выполняя все виды сальто-мортале (темповое, маховое, пируэт), а кульминацией номера стал перекрестный полет.

Не обошлось и без специальных подарков: например, Лора Люция Ллореда получила приглашение на участие в фестивале «Читтади Латина», а Хуан Ян — контракт на два года в Великобритании. «Принцесса цирка» — конкурс, важный не только для инфраструктуры Саратова и развития цирка в России, но и для личного карьерного роста участниц.

Церемония премии «Золотая Маска» в этом году, сделанная в псевдо-цирковой эстетике, натолкнула меня на вопрос, почему в этом масштабном национальном конкурсе есть номинации в кукольном театре, драматическом, музыкальном, оперном, балетном, а для цирка номинаций нет. Но мой вопрос опередил Росгосцирк, проведя летом 2015 года I Международную профессиональную цирковую премию Master, свою цирковую «Маску». Менее грандиозное, но столь же необходимое событие — «Принцесса цирка».

Сегодня мало кто поет дифирамбы компании Росгосцирк, а зря. Этот крупнейший цирковой концерн возрождает цирк, «это красивое дело», как говорит Слава Полунин, а советник гендиректора Григорий Островский назвал нынешнюю эпоху «цирковым Ренессансом». Хочется верить, что это так.

Комментарии (4)

  1. Григорий Арутюнян

    Где автор обзора увидела, что “Диана Степанова… виртуозно жонглирует 9 кольцами” – непонятно и тем более странно, что это “не под силу многим профессионалам”… Колец у Дианы не было – это обручи! А вообще-то профессионалам под силу жонглирование 11 и 12 кольцами (С. Игнатов, Р. Левицкий)… И потом, «нет трюка — нет цирка», это не я “полагаю”, а это основополагающий “признак” циркового искусства – “основное средство выразительности”, если по-научному!))

  2. Настя Цымбал

    О проблемах с терминологией в тексте упоминала и прошу прощения еще раз за ошибку. Истрия цирка в наших стенах не читается, увы. Для самостоятельного изучения нужны годы. По поводу Дианы Степановой имела в виду, прежде всего, виртуозность исполнителя конкретно для ее возраста. Иначе почему она удостоена короны – для меня загадка. Нашла причину в этом. Буду рада, если подскажете как есть на деле.
    Спасибо за комментарий, буду разбираться дальше)

  3. Григорий Арутюнян

    Настенька, не смущайтесь, это загадка – для всех! Всё равно, спасибо, что Вы, кажется, единственная, из нецирковых журналистов, кто так проворно написали обзор… Заходите ко мне на цирковую страницу в фейсбуке, кстати, там и рецензия на все номера, а не только на победителей…

  4. Настя Цымбал

    На тщательный разбор, увы, не хватило объема, не тот формат. За наводку спасибо – пойду читать!

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога