Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

21 октября 2017

ЧТО ХРАНИТЬ В СУНДУКЕ?

«Сокровище капитана Штиля». По пьесе М. К. Машаду «Плуфт, или Маленький призрак».
Драматический театр Балтийского флота им. Вс. Вишневского.
Режиссер Михаил Смирнов, художник Валерий Полуновский.

В названии первой премьеры текущего сезона Театра Балтийского флота сначала не замечаешь подвоха, затем все же спотыкаешься. Так и хочется исправить — сокровищ обычно бывает много. Однако имя становится небольшим спойлером. Около часа здесь поют и играют именно про одно — зато самое важное — сокровище.

Спектакль Михаила Смирнова немного похож на домашнее представление — в лучшем смысле. Компактный зальчик, глазом почти неотделимый от такой же небольшой, заполненной реквизитом сцены, создает ощущение чего-то уютного и дружественного. Как будто это не театр, куда приходят специально, подготовившись, а игра со знакомыми людьми. Просто часть из них надели яркие платья и выучили текст, а остальные остались без ролей.

Сухие исходные данные — театр в областном городе, в основном местная публика, миниатюрное пространство — превращаются здесь в условия игры. «Сокровище» — история, в сущности, тоже о друзьях и родных, о небольшом круге людей (и призраков, о которых чуть позже), оказавшихся в центре авантюры. Сюжет прост по мысли, но многосоставен. Здесь действуют живые и мертвые, события давнего прошлого провоцируют настоящие коллизии, к тому же все персонажи, если не приходятся родственниками друг другу, то хотя бы дружат или когда-то встречались. «Стягивают» все нити два главных героя — девочка Марибель, внучка капитана Штиля, любимица его корабельной команды, и мальчик-призрак Плуфт.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

В композиции отчетливо выделяются два круга: внешний описывает события, которые привели множество героев в одну точку (действие у Михаила Смирнова происходит буквально в пределах комнаты), а во внутренний входят чувства и отношения героев. Если описывать событийный ряд, то рецензии не хватит. «Сокровище» относится к той категории сказок, которые проще показать, чем пересказать. На сцене происходят: единовременный поиск разными людьми сундука с сокровищами, похищение маленькой девочки злым матросом, случайное попадание в жилище призраков, знакомство с их бытом, несколько попыток вызволить бедняжку и, наконец, обретение сокровища — да не того, что искали. К этому прибавляются детали отношений и истории из прошлого, которые то и дело непринужденно упоминаются — кто с кем знаком, кто кому родня, просто подробности биографий персонажей. Призраки театральные и корабельные, моряки очень злые и просто плутоватые, дядюшки всех мастей — поди разберись.

На очень плотный и навороченный сюжет театр тратит совсем немного времени и средств. Ситуация увлекательной игры придает легкость этой конструкции — как будто все повороты придумываются на ходу. А что, если в сундуке живет спящий дядя? А давай, он служил на корабле дедушки? А давай, мама-призрак будет звонить сестре? Так же веселее! Зал, заполненный детьми лет пяти-семи, реагирует на новые повороты и подробности активно и непринужденно. Неважно, сложится ли пазл в итоге, главное, чтобы было удовольствие от процесса.

И. Юсупов и Н. Ермолаева в сцене из спектакля.
Фото — архив театра.

Непринужденности и шалостей в спектакле Михаила Смирнова достаточно. «Сокровище» ярко оформлено и включает привычный, давно опробованный интерактив в духе «дети, помогите». На вид — «классический ТЮЗ», но небанально, с выдумкой сделанный. Сценическая площадка напоминает уставленную игрушками детскую: везде жизнь, множество предметов, скорее украшающих, чем нужных, но милых и живых. Здесь и напольные часы, и стол с несколькими кошками, и скелет, и силуэты морских обитателей — все белое, фанерное, двумерное, но создающее впечатление старого обжитого дома. В таком и впрямь должны появляться призраки. Обитатели и визитеры под стать: у каждого костюм резюмирует типаж и биографию. Злодей Матрос Деревянная Нога и впрямь ковыляет на протезе в виде грубо стесанной стопы. Марибель со своими торчащими вверх косичками и коротенькими кукольными панталончиками напоминает Пеппи Длинныйчулок из советского фильма. Мама и сын призраки, когда-то жившие в театре, выглядят, как персонажи не то костюмированной оперы, не то очень пафосного спектакля комедии масок для богатых туристов. Кажется, что так могут выглядеть одеяния из подбора любого детского театра, однако в каждом есть изюминка — детали, делающие «Сокровище» не просто сказкой, но и поводом к размышлениям и культурным аллюзиям. Бестолковые моряки, спасающие девочку, внезапно выстраиваются в подобие узнаваемого кадра из «Кавказской пленницы» с такой же бедовой троицей — шутка, скорее, для родителей. А набеленные лица призраков с отчетливо нарисованными глазами и губами и треугольными черными тенями под скулами a la Боб Уилсон — привет рафинированным театралам.

Музыка становится в некотором роде каркасом представления. Тексты песен, описывающих переживания персонажей, кладутся на известные мелодии вроде «Арии призрака» Эндрю Ллойд-Вебера или Time to say goodbye Андреа Бочелли — и здесь и радость узнавания, и отсылка к значениям первоисточника.

Спектакль как механизм все время двоится. Это и увлекательное путешествие в яркую историю, и мини-энциклопедия, диалог с которой может быть интересен не только основной «целевой аудитории». Есть ли средство против ТЮЗа внутри него самого? В Театре Балтийского флота дают положительный ответ и демонстрируют, как много можно извлечь из привычных и, казалось бы, отработанных средств. Можно делать яркий, почти клоунский грим и надевать мультяшные костюмы — если каждый персонаж будет описан ими не как просто «моряк» или «отважная девочка», а как индивидуальность. Можно просить зрителей о помощи — если пространство так мало, что ряды невольно становятся частью игровой площадки, а дети готовы включиться в действие. Можно даже в истории о сокровищах поставить на видном месте большой сундук — остается только населить его веселым призраком-проекцией и придумать, почему же ему стоит там жить.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога