Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

1 декабря 2012

БРОСИТЬ ВСЕ И МАХНУТЬ В ЮГОРСК…

В ноябре в маленьком городке Югорске Ханты-Мансийского округа прошел I Всероссийский фестиваль любительских театров под лирическим названием «Театральные встречи в Югре».

Поскольку всероссийским фестиваль стал впервые (хотя окружной фестиваль проходит в этом городе постоянно и уже много лет), приехали на него немногие. Были коллективы из Свердловской и Новосибирской областей, из Кирова. Приехал народный театр из Новороссийска, которому уже полвека. И было много своих: народных театров и студий из Югорска, Урая. На фестивале каждый день проводились мастер-классы, встречи, обсуждения спектаклей.

Как положено, был и гостевой спектакль. Нижневартовский городской драматический театр привез «Дембельский поезд» в постановке Антона Коваленко. Я видела его уже в третий раз и вновь порадовалась точности режиссерского рисунка и отличной форме артистов. Спектаклю уже шесть лет, и в этот вечер его сыграли в последний раз. Театр считает, что тема чеченской войны ушла. Думаю, что они не правы. Ничего не отболело. Когда в этом году я предложила «Дембельский поезд» на фестиваль «Голоса истории» в Вологду, мне было сказано, что для Вологды это слишком смело.

На фестивале впечатлило многое. Конечно, давно известно, что в любительских театрах работают святые люди, еще не до конца истребленные новой эпохой. Но в Ханты-Мансийском округе это движение — вообще что-то особое.

Во-первых, в Ханты-Мансийске живет Зинаида Федоровна Моор. Это женщина — танк в хорошем смысле этого слова (физически-то она изящна и хрупка. Но со стальной волей, да и фамилия, отсылающая к Шиллеру, как вы понимаете, обязывает!) Моор работает в творческом объединении «Культура», у нее в округе более 200 любительских театральных коллективов. Почувствуйте разницу: я живу в миллионной Перми, где и в городе и по всему краю благодаря культурной политике и культурной революции с ее «оптимизацией» выжжены все, кто многие годы воспитывал в любительских студиях детей и подростков (потом эти дети поступали в театральные вузы, и Пермь считалась кузницей кадров и гнездом молодой режиссуры). Там были отличные фестивали «Фриндж» и «Открытый занавес», из любительского движения вышли театр «У моста» и «Новая драма». Сейчас все умерло.

Центр культуры «Югра-презент».

Во-вторых, давно не приходилось видеть такой красивый ухоженный город, в котором по улицам ходят уверенные в себе и очень доброжелательные люди, без той печати недовольства на лицах, которая видна почти во всех малых российских городах. Потому что это город газовиков, ну, тех, чьи мечты сбываются. И хоть климат суров, а условия труда (если это не центральный офис Югорсктрансгаза) нелегки, жители Югорска не боятся будущего. Инженеров, работающих на газокомпрессорной станции, я запомнила: у них лица как у технической интеллигенции из хороших советских фильмов.

В третьих, поразил дворец культуры Югра-Презент. Ухоженностью, хорошим зрительным залом, который каждый день был полон, а в нем 550 мест. И на вечерние спектакли приходил глава города Раис Салахов. Он еще извинялся, что дневные спектакли смотреть не может. Очень боится, что фестиваль из города теперь «уведут», раз он стал всероссийским. Дал премиальный фонд — 200 тысяч. Все это напоминало сказку. Хотелось непрерывно плевать через левое плечо и держаться за деревянное.

На фестивале, разумеется, было все: и слабые спектакли, и добротные. И репертуарный разбег: Клавдиев и Островский, Мошина и Ливингстон. Приятно удивила «Очень простая история» в исполнении Новороссийского театра в постановке Евгения Кушпеля. Новороссийцы привезли с собой целый воз декораций, а профессиональности артистов могут позавидовать многие профессиональные театры (третье место). Был и очень хороший, режиссерски «сочиненный» спектакль «Счастье мое» А. Червинского в постановке Ларисы Коршуновой и театра «Синяя птица» из города Урай (они получили второе место). В самом Югорске и в других местах ХМАО часто — по два любительских театра на один дворец. Артисты, особенно мужского пола, играют в обоих, но театры не сливаются, и главное, от них этого никто не требует.

Но самое сильное впечатление фестиваля — это спектакль Югорского Художественного театра по пьесе Н. Мошиной «Жара» в постановке Льва Иванова. Называется он «5.4.3.2. Ночь», имеет статус экиза, идет на малой сцене, где есть возможность объединить в одном пространстве зрителей и артистов, и представляет собой страстное политическое высказывание молодого поколения, цельное в художественном смысле.

Сцена из спектакля.
Фото — Югорский информационно-издательский центр.

Я видела спектакль Дамира Салимзянова, поставленный по этой пьесе в пермском театре «Сцена-Молот». Он оставлял ощущение полной необязательности и странной для этой пьесы гламурности. А здесь проявился и замечательный абсурд ситуации, когда «уже тысяча комментов», а террориста не арестовывают. Потому что никого в этой стране никакая информация уже не напрягает (если нет гражданского общества и никто никого не призывает к ответу, не все ли равно, сколько комментов?) Отлично, с черным юмором сделана сцена, когда Гэбешник и Зимородок говорят на разных языках и понятно, что это уже люди разных исторических времен, и даже разных цивилизаций. Гэбешник в исполнении Эдуарда Мулдабаева коварен и силен, персонаж по имени Синий, Серый и Черный в исполнении Александра Паршина необычайно гибок и хитер, но они уже проиграли. Потому что мертвая сила все равно уступит жизни. Отлично сыграна и группа террористов, молодых героев своего поколения (Артем Воронов, Иван Юнусов, Игорь Старков и Владлен Ражукас) — тонко, лирично, страстно. Мало кто может так произнести монолог Сокола, обращенный к заложникам, как это сделал Старков. Честно говоря, хотелось подняться и как-то ответить ему. Лучшая сцена — тихий разговор четверых друзей. Просто разговаривают — и все становится про них ясно: как жили, за что погибнут и как пронзительно остро чувствуют и любят они сейчас друг друга. Первое поколение непуганных сидело перед нами на сцене. И хотелось защитить их. Словом, это был настоящий политический спектакль. Его можно показывать на любом профессиональном фестивале современной пьесы.

Эх, бросить что ли все и махнуть в Югорск…

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (1)

  1. Елена

    Мне очень понятна эта тема. Я уехала из Ленинграда в 1987году покорять крайний север, в Ямало-Ненецкий АО, зарабатывать на кооператив. Я театралка, видела все в Ленинграде, что давали в то время. Но так, как принимают там, в маленьких северных городах артистов, никогда не забуду. К тому же скажу, что некоторые провинциальные актеры уровня столичных по таланту. А люди там действительно другие, там другие отношения, много тепла и понимания. Вот вернулась уже в Петербург, а скучаю по этой несуетности, простоте и душевности, и друзья северные остались самыми верными…

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога