Петербургский театральный журнал
16+

17 ноября 2012

АПОКАЛИПСИС ДЛЯ ДЕБИЛОВ

В Томске прошел межрегиональный новый молодежный театральный фестиваль «NEW f»

В «сибирском Кэмбридже», в студенческой столице России Томске достаточно театров: «драма», ТЮЗ, «куклы», даже коллектив с пикантным названием «Интим». А еще в Томске есть зрелищный центр «Аэлита» — открытая площадка, на которую могут прийти и сделать независимый экспериментальный проект ведущие артисты государственных театров и талантливые любители. Здесь же в восьмой раз проходит фестиваль «NEW f», собирающий любительские и профессиональные театральные студии сибирского региона.

Отправившись на «NEW f» в качестве «профессионального зрителя» (так здесь называют критиков и экспертов), я неожиданно попала на фестиваль с давними традициями, постоянным составом участников, со своей аудиторией. Так что приглашенные профессионалы оказались здесь чуть ли ни единственными настоящими новичками.

Как оказалось, традиционно фестиваль открывает ведущий актер театра кукол Юрий Орлов, а вернее, его именитая кукла Константин Сергеевич Данченко. Но восьмой фестиваль К. С. вести отказался, сообщив об этом по скайпу (дескать: «Я устал, я ухожу»). И всегда невозмутимый кукловод предложил устроить честные демократические выборы на должность нового ведущего фестиваля. Он стал доставать из старенького чемодана претендентов под номерами от одного до семи. Вот появились перчаточный Петрушка, кукла Барби (блондинка), кукла Барби (брюнетка), марионетка Буратино и так далее. Зрители голосовали, но, как водится в нашей стране, демократические выборы выиграла не представленная в конкурсе невзрачная кукла-мапет под номером восемь, заявив, что имени у неё еще нет, но говорить она уже может. Так был обыгран порядковый номер фестиваля. Впрочем, шутки с «восьмеркой» на этом не закончились и раз от раза становились все более дерзкими. Ведущий намекал нам, что восемь — это два всем известных нуля и их рокировка, что на две спутанные между собой восьмерки похожа транспортная развязка в городе Томске и что, возможно, именно восемь лет ему дадут за такие неполиткорректные шутки.

В общем, после такого начала сразу стало ясно, что ни взаимного восхищения и «позитива» типичных любительских фестивалей, ни рутины профессиональных театральных смотров здесь не будет.

Анализируя программу «NEW f», хочется поговорить не столько о формальных находках (все-таки любителей и профессионалов сравнивать не честно), сколько о «новых смыслах», поиску которых и посвящен фестиваль, по замыслу его идеологов — режиссера Артема Банникова и директора «Аэлиты» Татьяны Гришаевой.

Тему фестиваля задал спектакль театральной студии из Мариинска «Желтое окошко». Руководитель театра, актер и режиссер Петр Зуборев привез спектакль «Об ангелах и дебилах» по тексту, который сочинялся коллективом театра. При всей простоте и даже наивности истории о недалеких людях и разочаровавшихся в них ангелах, легко и с юмором разыгранной молодыми актерами, подкупает мысль, пришедшая в голову создателям спектакля. Если и наступит конец света, если решит кто-то там сверху «выкрутить лампочку» и погрузить наш мир во мрак, то не потому, что мы злые, порочные, несовершенные существа, а потому, что мы ну очень глупые, просто непроходимые тупицы, недоразвитые, необучаемые, одним словом — дебилы.

Сцена из спектакля «Ангелы и дебилы».
Фото — архив фестиваля.

Так и получилось, что сквозной стала тема апокалипсиса, конца света, но не того, который предсказали вымершие индейцы, а нашего специфического «дебильного» апокалипсиса, который происходит почти каждый день.

Постепенно, спектакль за спектаклем (от «Наташиной мечты» новосибирской студии «109» и «Жития великого грешника» «Мастерской Вахрамеевых» из Барнаула до заключительных — «Убийцы» новосибирского Первого театра и «Утиной охоты» «Нового театрального товарищества» из Томска) участники фестиваля, а после и томские зрители пытались сформулировать нечто важное про себя сегодняшних, стоящих на пороге туманного будущего, спорили, не соглашались друг с другом, но продолжали дискутировать.

С энтузиазмом публика воспринимала монолог нашей современницы детдомовки Наташи из «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович,

Хрупкая девушка Анна Егорова (не актриса, и это её преимущество) рассказывала эту историю будто свою собственную. Никаких формальных приемов: молодой режиссер Алексей Грищенко посадил исполнительницу на стул и вручил бусинки для финальной реплики о сломанной заколочке. Но в этом лаконичном решении вдруг стала слышна история первой любви, закончившаяся маленьким персональным концом света.

«Убийца» в постановке Артема Находкина достоин отдельного театроведческого анализа, но в рамках темы скажу только, что в нем во всей красе представлен мир тех самых «дебилов», для которых не жалко никакого апокалипсиса. В спектакле все одеты в спортивные костюмы «adidas». Главный герой Дюша, студент провинциального ВУЗа, Сека, которому он должен денег, Оксана, девушка Секи, так же бывшая студентка, и даже мать Дюши — в униформе с лампасами. «Аdidas» здесь — не внешняя характеристика конкретных персонажей, наоборот, страшноватый образ целой страны гопников с комплексом сверхчеловека, по-пацански беседующих с Богом.

Сцена из спектакля «Убийца».
Фото — архив фестиваля.

Закрывала фестиваль интерактивная читка по пьесе Вампилова «Утиная охота» в режиссуре Артема Банникова. Читкой спектакль только притворялся, вернее, сборная труппа актеров театра кукол, драмы ТЮЗа и «Аэлиты» изображали также некую группу актеров, которые репетируют «Утиную охоту». Все торопятся: режиссер, как водится, орет, актеры настроены скептически, помреж отстраненно читает ремарки в микрофон. Вдруг запускают таймер (загорается табло, начинается обратный отсчет) — времени есть час двадцать. Скорость спектакль развивает бешенную, по ходу вырезают сцены, разрушают пьесу: то заглушают музыкой, то криками режиссера. Все шумит, кричит, хохочет, превращаясь в нескончаемый балаган. Юрий Орлов, исполняющий здесь роли Кушака и официанта, норовит везде ввести кукол, актриса ТЮЗа Ольга Райх, исполняющая роль доверчивой девушки Ирины, постоянно поет песню «А за окном то дождь, то снег» и время от времени пререкается с режиссером, и остальные не отстают. Но среди всего этого гама вдруг проявляется настоящий герой этого действа — Зилов (артист "драмы«Денис Егоров), похожий не столько на охотника, сколько на большого сильного зверя, загнанного, затравленного. Запущенный таймер обратного отсчета начинает казаться его личным таймером — время этого героя безвозвратно уходит. Вот на табло нули, и актеры собираются, прощаются с режиссером, разбегаются, на сцене — только Зилов, его последний телефонный разговор и неудавшаяся попытка свести счеты с жизнью.

Маленькая сборная труппа томских театров, кажется, опытным путем проверяла, что получится, если разрушить изнутри эту пьесу Вампилова. Остался только Зилов, последний герой, непотопляемая глыба посреди этого уже бесконечно долго разворачивающегося апокалипсиса.

На такой «экспериментальной» ноте и закончился фестиваль «NEW f». Маленькие сибирские театры и студии разъехались ровно на год, чтобы сочинять новые спектакли, искать новые смыслы. Профессиональные зрители так же вернулись в свой «OLD f»-город Петербург и крепко задумались, где же наша рассерженная, рефлексирующая молодежь, собирающая театральные фестивали не для одного только «нереального позитива».

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога