Петербургский театральный журнал
16+

24 марта 2015

«А КТО МЕНЯ КУДА ВЛЕКЕТ ПО БЕЛУ СВЕТУ?»

Донской фестиваль «Мельпомена» прошел в Ростове в 12-й раз, и слава Богу, потому что найти деньги на это доброе и необходимое дело с каждым годом все труднее.

В афише нынешней «Мельпомены» — два современных имени: Юрий Клавдиев и Данила Привалов. Оба спектакля по их пьесам — «Прекрасное далеко» в Новошахтинском драмтеатре и «Собаки-якудза» в Ростовском молодежном — рецензировались в ПТЖ, поэтому оставляем их за пределами обозрения.

Репертуарный бал правит все-таки классика, и в очередной раз, идя на одно и то же название (бывает, в пятый, а бывает, и в двадцатый), надеешься, что это не будет спектакль лишь на уровне освоения текста.

В один из фестивальных дней давали «Лес» А. Островского в Ростовском театре драмы имени М. Горького. Режиссер Богдан Петканин не первый раз приезжает к нам из Болгарии. Он ставил здесь «Ромео и Джульетту», «Доходное место», «Абонент временно недоступен», и все спектакли были успешны.

«Лес» он поставил как эксцентрическую комедию, без особого сарказма и обличительной желчи. Театр и жизнь здесь прослаиваются, проникают друг в друга, придавая неожиданные очертания еще недавно привычному существованию хозяев и слуг усадьбы Пеньки. Актеры по профессии — Несчастливцев и Счастливцев — внесли эту театральную смуту в дремучее лесное захолустье.

Любопытно то, как сценически прописаны эти два ходока по маршруту Керчь — Вологда и в обратном направлении. Андрей Ребенков играет одномоментно и Несчастливцева, и Счастливцева, обнаруживая черты и трагика, и комика, а Сергей Власов представляет Аркашку недовольной тенью своего громокипящего спутника. Для тетушки и ее окружения Геннадий Демьяныч решил выбрать роль, повергающую пеньковцев в шок. Он ведет себя, как персонаж ярмарочного представления, который главным образом заботится о том, чтобы его было видно и слышно отовсюду. Играет выспренно, намеренно скверно, особенно в сцене с Восмибратовым, повторяя «что я с ним сделаю!» не с угрозой, а с показным стремлением взвинтить собственные эмоции. И тертый калач Восмибратов (Олег Ширшин) выкладывает деньги вовсе не потому, что убоялся картонных страстей или усовестился, а чтобы не связываться со странным существом, на которое он взглядывает с недоумением и даже некоторой жалостью: Бог знает, чего от него ожидать можно…

«Лес». Сцена из спектакля.
Фото — Е. Серебрякова.

На персонажей театра марионеток сильно смахивают Гурмыжская в светлых легкомысленных кудряшках, с капризными интонациями (Татьяна Шкрабак) и недоучка Алексис (Алексей Тимченко). Режиссер придал ему кое-какие черты племянника-вертопраха Мурзавецкой из пьесы «Волки и овцы»: он нагл с прислугой и тает от приливов сентиментальных чувств, окликая пса Тамерлана. Бедняга так же страдает беспробудным пьянством и валяется без памяти в хозяйских покоях. Ввиду волшебной перемены судьбы явившись в дорогом платье «попросторнее», вчерашний приживал, трезвый и важный, становится похож на фарфоровую куклу с застывшей улыбкой нежданно свалившегося счастья.

В конце концов, театр захватит все пространство усадьбы, когда Несчастливцев представит комикс по «Гамлету» (ну, Шекспир-то в этом сюжете более чем кстати!) в качестве художественного подарка тетушке к свадьбе. Соответственно наряженная и спешно обученная дворня сыграла, как могла, душераздирающую историю перед обалдевшими новобрачными, их соседями и гостями, усеяв в финале всю сцену трупами, как оно и было в великой трагедии.

Балет «Лебединое озеро» в Ростовском музыкальном театре, можно сказать, выгодно отличался от этого мрака благополучным финалом: Ротбарту в образе злого филина выдернули крыло (чтобы не летал, где не надо), а Одетта с Зигфридом навсегда остались вместе.

Удивительная судьба у этого балета Чайковского (наш молодой музыкальный театр вторично обращается к нему) — он всегда собирает полные залы, хотя не предлагает авангардных интерпретаций. Видимо, народ нуждается в утешении. И в красоте.

На этот раз в качестве балетмейстера была приглашена знаменитая балерина Габриэла Комлева, которая взяла за основу хореографию М. Петипа и Л. Иванова в редакции К. Сергеева. Наша труппа, воспитанная в классических традициях — и солисты, и кордебалет, — смогла продемонстрировать свое творческое повзросление.

Эфирное создание — Одетта рождала детский вопрос: как в маленькой птичьей душе умещаются такие мощные чувства, которые берут начало в робкой надежде на счастье, а потом разрастаются в сильнейшую драму? Языком танца Екатерина Кужнурова рассказала историю потери и обретения любви, в которой, кажется, слово было бы кощунственным. А танец Одиллии — это вызов, упоение искусно сплетенной интригой, торжество победы над слепотой влюбленного принца.

Музыкальный театр предложил в фестивальную афишу еще и оперетту И. Кальмана «Марица», тоже выдержанную в классических традициях. Разве что персонажи оказались подвержены повальному увлечению спортом: Лиза выезжает на роликах, остальные дамы — на велосипедах, кто-то красуется в боксерских перчатках… Может быть, это и придает дополнительную раскованность поведению, но по сути ни в сюжете, ни в героях ничего не меняет.

Ставил спектакль известный в театральном мире екатеринбургский режиссер Кирилл Стрежнев (ставил он прежде и в Ростове). Тем удивительнее, что ему вначале понадобились некие опознавательные знаки аристократичности хозяйки имения: особые интонации, позы, походка; и бароны комиковали изо всех сил — больно уж все «на вынос».

К счастью, во втором действии преувеличенные эмоции поутихли, графы и их гости заговорили человеческими голосами, между персонажами возникли живые чувства, и стало интересно наблюдать, как они выйдут из классических опереточных недоразумений. И можно было полюбоваться исполнителями главных партий Еленой Романовой и Александром Лейченковым, насладиться вокалом и роскошью костюмов, порадоваться тому, что стала естественной каскадная пара Любовь Мурзина и Евгений Мешков.

А.  Коняхин (Генри) и Е. Тоцкая (Элис) в сцене из спектакля «Лев зимой».
Фото — архив театра.

Вздыхаешь с облегчением и тогда, когда тетушка Цецилия выходит из образа бездарного циркового клоуна, говорящего дурным голосом. Освободившись от этих нелепых пут, одаренная артистка Наталья Макарова сейчас же подчиняет зал, явив и мастерство, и кураж. Дело в том, что привычный комедийный трюк мгновенного превращения страшилища в красавицу, старушки типа «божий одуванчик» в элегантную особу, которой далеко еще и до среднего возраста, срабатывает только тогда, когда сотворен со вкусом (извините за трюизм). Других критериев тут нет.

Дело, между тем, тонкое: ведь бывает на сцене все чересчур и, тем не менее, все по правде. Как это произошло в спектакле «Лев зимой» по пьесе Д. Голдмена Новочеркасского театра драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской (Казачьего драматического театра) в режиссуре Олега О. Ефремова. Потому что в труппе есть актер на роль короля Генри — Александр Коняхин.

Король неординарен во всем: в безоглядности своих решений, в умении просчитывать чужие ходы и бесстрашно смотреть в черный проем судьбы. Это не просто человек, получивший в свое время корону по праву наследования трона. Он «львиной» закваски, и это подтверждено каждым его движением, каждым словом, непререкаемым, как вековые традиции. Вспышки ярости, гневливые упреки сыновьям, язвительные словесные схватки с Элинор — во всем король чрезмерен и во всем убедителен, ибо такова его суть. Он не в штиле плывет, а сквозь шквалистый ветер прорывается к тому, что считает единственно верным. Грозен король Англии, но его душе не чужда и мягкость. Лиричные сцены с Элис замечательно дополняют образ деспотичного правителя. Он оборачивается совсем другим, ранимым человеком, когда тихо произносит: «Я старый человек. Останься со мной…» А Елена Тоцкая играет нежное, преданное и безропотное существо, которое, при всей своей покладистости, проявляет дальновидность и твердость, когда речь идет о судьбе будущего ребенка. И на жестокую просьбу Элис не выпускать из тюрьмы опасных соперников этому ребенку Генри неожиданно отвечает не устрашающим рыком, от которого обычно цепенеют все вокруг, а тихими словами, таящими растерянность и открывающими естественные человеческие чувства: «Но мои мальчики… Как я могу?»

В авторской ремарке указано, что арки, стены и колонны декораций должны давать «ясное представление об их материале — камне… тем не менее быть мягкими и легкими». Куда уж «каменнее» мегалитических сооружений? Именно они и выстроены на сцене художником Александром Лютовым. Действующие лица зажаты в пространстве, огороженном циклопическими постройками. Оно похоже на арену незатухающих битв за трон. Среди бесстрастных камней страсти кипят запредельные, и каждый из сыновей короля, участвующих в позиционной борьбе, хорош по-своему. Эдуард Мурушкин сыграл в старшем сыне Ричарде и бойцовский нрав, и способность к смирению перед угрозой отцовской расправы. Роман Пуличев создал парадоксальный образ Джеффри: уязвленное самолюбие, саднящее ощущение недооцененности заставляет среднего сына действовать тихой сапой, плести хитроумную интригу и лишь однажды открыто выплеснуть свою обиду. Алексей Бычков играет Джона избалованным мальчишкой, чей щенячий восторг, простодушное бахвальство, зыбкое чувство то взлетающих, то падающих качелей вызывают улыбку. Менее подходящее для управления страной существо, кажется, трудно и представить.

«Песня о Бумбараше». Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Но сквозь жар дворцовых схваток прорастает главная тема — безоглядная, сокрушительная, не знающая границ любовь-ненависть короля и королевы. Да, она все еще королева, пленница Элинор, сильная, зоркая, красивая (Людмила Ильина). Она яростно бьется не столько за земли, сколько за сердце Генри. Все замешано в одном кубке: неодолимая тяга друг к другу, страсть и вражда, желание ударить в самое больное место — и «напиток» этот пьется с отвращением и жадностью. «Мы никогда не умрем…» — эту финальную фразу мы вольны наполнить тем содержанием, которое возникнет в душе в этот момент.

Особые ожидания были связаны с приездом в Ростов Шахтинского драматического театра. Он пережил тяжелые времена — потерю главного режиссера, не так уж много пожившего на свете, и теперь новый человек предъявлял товар лицом. Роман Родницкий поставил «Песню о Бумбараше» с музыкой В. Дашкевича и текстами Ю. Кима (это уже классика — знаменитый фильм вышел в 1971 году).

Сценическая история разворачивается как античная трагедия с героем, оказавшимся в эпицентре мирового пожара, и, как полагается по жанру, — хором. Это бабий хор, сопереживающий главному лицу, выражающий общее настроение.

Сценография Марка Ли лаконична — это вагон, в котором обретаются селяне. Временное пристанище, с нормальной жизнью, с бытом не связанное. И существование людей так же зыбко: неизвестно, что будет завтра, какая власть придет, какую цену им всем назначат.

С высоты сегодняшнего знания о Гражданской войне мы довольно спокойно наблюдаем за маневрами красных и белых, за развлечениями опереточной банды. Нам интереснее крестьянский парень Бумбараш, который сыт по горло жизнью под пулями. Он, конечно, не знал, как мы сейчас, строк: «…молюсь за тех и за других», хотя написаны они были в те же времена — в 1919 году. Бумбараш не за тех и не за других, а за самого себя подальше от войны. Понять бы, «а кто меня куда влекет по белу свету».

Бумбараш Николая Фомина — человек, который хочет быть хозяином своей судьбы. Что у него на уме, то и на языке. Он простодушен и неосторожен. И еще более естественный человек (в неестественном лохматом парике в рыжину, точно коверный) — Яшка (Роман Гольцев), которому цвета революции и контрреволюции вообще ни о чем не говорят, и бомба для него — предмет малопонятный. Есть люди хорошие и плохие — вот и вся жизненная наука.

Трагедию переламывает фарс, и это сопряжение жанров вполне правомерно (и драматургия изначально такова), но огорошивает кафешантанный загул бандитов — уж как-то вовсе за рамками вкуса.

Нынче сплошь и рядом ставят «по мотивам», а уж если театр берет, скорее всего, самое короткое прозаическое произведение — «Курочку Рябу» — о семи недлинных строчках, то вокруг основного события надо много чего насочинить, чтобы получился спектакль. Татьяна Назаренко такую инсценировку написала, и поставила на сцене Ростовского театра кукол историю на 35 минут про гонористую Рябу, которая четко знает, когда ей положено нестись, а если вне графика — так это, извините, непорядок, и надо очень попросить об одолжении. Так, в ожидании и пререкательствах, сценическое время и проходит. Дед досадует на то, что завтрак не подают, а Мышка стоит наготове со сковородкой.

«Бритва в киселе». Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Сказка разыгрывается в духе площадного театра (художник Элеонора Корниенко). Мария Трудкова и Алексей Щуров (Бабка и Дед) работают с тем видом ростовых кукол, которые рождаются на глазах у публики — голова куклы надевается на голову артиста, а Елена Кушнаренко (Мышка) и Елена Зарецкая (Ряба, Мышонок) — с перчаточной и куклами на потыках (это очень подвижные фигурки на палочках, с которыми работают из-за ширмы). Такое кукольное разнообразие в маленьком спектакле.

Во внеконкурсной программе артисты Таганрогского молодежного театра Нонны Малыгиной играли спектакль «Бритва в киселе» по рассказам Н. Тэффи и А. Аверченко. Театру больше 20 лет, и все это время им руководит профессиональный режиссер. Театр в ранге любительского, но он достойного уровня, и артисты приходят сюда не после работы, как в любой самодеятельности, а это и есть их работа. Как раз четыре исполнителя в этом спектакле — Людмила и Константин Илюхины, Екатерина Власова, Александр Коваль — закончили с отменными успехами Ярославский театральный институт и уже любителями не являются.

«Бритва в киселе» — это гротесковый коллаж с мгновенными переодеваниями и перевоплощениями. То на зал обрушиваются стремительные эмоции с перебором заполошности, то заставит его примолкнуть тонкая и грустная усмешка над обидными для всякого самолюбия обстоятельствами. Герои всех рассказов — типичные недотепы, но представленные с большим сочувствием, потому как они ведь тоже люди и имеют несомненное право на безбедную жизнь. И они вовсе не виноваты, когда их вдруг не туда «влекет по белу свету».

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога