Петербургский театральный журнал
16+
  • «Декабристы». Музыка Е. Загота.
    Свердловский академический театр музыкальной комедии.
    Автор идеи и пьесы Карина Шебелян, режиссер Кирилл Стрежнев, дирижер Борис Нодельман, сценография Игоря Нежного.

    Те, кто следит за музыкальным театром, знают: Свердловский театр музыкальной комедии — это в первую очередь бренд. То, что делает труппа в своих трендовых спектаклях, давно уже вышло за рамки веселого музыкального жанра. «Декабристы», премьера которых состоялась в 191-ю годовщину восстания на Сенатской площади, — логичное продолжение генеральной линии художественного руководителя театра, режиссера Кирилла Стрежнева. Она связана не только с утверждением на сцене авторского отечественного мюзикла, но и со стремлением представить в эффектной, демократичной форме узловые моменты российской истории. Накануне столетия третьей русской революции новый спектакль выглядит не только данью памяти тем, кому было что терять, кто не мог изменить своим убеждениям, но и своего рода размышлением о том, какова цена любого политического катаклизма.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Сформирован шорт-лист конкурса «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров». Напоминаем, что на втором этапе конкурса пьесы читали и отбирали художественный руководитель ярославского Театра драмы им. Ф. Волкова Евгений Марчелли, главный режиссер Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов, арт-директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский, руководитель литературно-драматургической части БДТ им. Г. А. Товстоногова Светлана Щагина, помощник художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова по спецпроектам Павел Руднев, арт-директор фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина Марина Дмитревская. Выбор седьмой пьесы программы был определен голосованием экспертов, формировавших лонг-лист.

    По условиям конкурса каждый эксперт должен был назвать одну пьесу, которая войдет в итоговую программу. Вот они:

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Сегодня 15 января исполняется 100 лет великому русскому актеру Евгению Алексеевичу Лебедеву. Предлагаем вашему вниманию воспоминания писателя Иона Друцэ об истории съемок актера в фильме «Последний день осени» и о работе в «Истории лошади», когда-то опубликованные в ПТЖ № 56.

    Читать дальше
  • С 13 по 31 января большие гастроли Коляда-Театра в ТЦ «На Страстном». Открывает их одна из последних заметных премьер — «Фальшивый купон». О спектакле — статья Павла Руднева из последнего ПТЖ № 86.

    Лев Толстой, увлеченный замыслом «Фальшивого купона», который показывал бы механику как растущего зла, так и накапливающегося добра, повесть не заканчивает, рукопись обрывается на полуслове. Опубликованный только после смерти писателя текст показывал, как сложно бывает достоверно, непафосно изобразить путь к добротолюбию, положительный мир, положительного героя. Даже ставя перед собой такую конкретную, идейно обеспеченную задачу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Беседу с актером Красноярского ТЮЗа Саввой Ревичем ведет Вера Сенькина

    Актера Савву Ревича в театре называют «артистом инородным» (звучит почти как «народный»). Любимец зрителей, в труппе он занимает обособленное положение. Кажется, что Савва Ревич успел прожить несколько жизней. Родился в Абакане, работал в театрах Комсомольска-на-Амуре, Кинешмы, Вышнего Волочка, эмигрировал в 1990-е в Америку, сменил там с десяток профессий, неожиданно для всех — и главное для самого себя — вернулся на родину и осел в Красноярске. Что отмечают многие, глядя на этого артиста в главных ролях или ролях второго плана (а для Ревича между ними нет разницы, он из любой роли делает главную), — он всегда притягивает внимание, уплотняя собой пространство, как малое, так и большое. И дело не только в его фактурности (грубо тесанные черты, сильное, крепкое, будто задубевшее тело, похожее на панцирь), но и в той истории, сложной, противоречивой, которая стоит за его персонажами с их неожиданной ранимостью и болью. Чаще всего это история о несовпадении предназначения человека и уготовленной для него жизнью роли, это история борьбы личности со средой, история о неблагосклонности судьбы и о недюжинных силах, которые не убывают с возрастом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «В осколках собственного счастья». По произведениям М. Жванецкого.
    Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
    Режиссер Григорий Дитятковский, художник Владимир Фирер.

    В названии первым делом замечаешь слово «счастье», настраиваешься на мажорный лад, как будто речь не о том, что счастье разбито, расколото, как хрустальная ваза, разлетелось на куски. «Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья», — так говорит Михаил Михайлович Жванецкий. Больно. Грустно. Но ведь счастье было?.. Жанр своей новой работы Григорий Дитятковский обозначил как «задушевный вечер». Сигнал зрителям: это не совсем обычный спектакль. Много разговоров. Мало событий в привычном смысле. Ведь Жванецкий — это восхитительные тексты, а не зрелище. Но, пожалуй, «задушевность» здесь тоже не обычная. Не мягкая, ласковая, убаюкивающая... Такой почти нет. Задушевность тут синоним откровенности, а она порой болезненно царапает. Узнавание, понимание, совпадение с говорящим иногда колет, как... острый осколок. Счастья или несчастья — но точно собственного, своего, нашего, общего, не чужого.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Сформирован лонг-лист драматургической программы «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина.

    1. «Летели качели» Константин Стешик
    2. «Офелия боится воды» Юлия Тупикина
    3. «Сказочный король» Юрий Клавдиев
    4. «Говорит Москва» Юлия Поспелова
    5. «Комната Кристины» Алена Иванюшенко
    6. «Март и Слива» Екатерина Бизяева
    7. «Шестьдесят девятый» Антон Барышников
    8. «Пвут» Антон Барышников
    9. «Сны о невесомости» Олег Михайлов
    10. название слепая собака. Артем Томилов
    11. «Смена» Евгений Ионов
    12. «Тот самый день» Ярослава Пулинович
    13. «Девочкам нравится» Алексей Щербак
    14. «Родной» Дима Соколов
    15. «Человек из рыбы» Ася Волошина
    16. «Ганди молчал по субботам» Анастасия Букреева
    17. «Папа парадоксальный» Анастасия Косодий

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Разводки по-итальянски». Музыкальная комедия по мотивам пьесы Ж.-Б. Мольера «Проделки Скапена».
    Нижневартовский городской драматический театр.
    Режиссер-постановщик Маргарита Зайчикова, сценография и костюмы Вячеслава Зайчикова.

    На сцене профанный и чудный мир итальянской летней площади. Стены домов, разворачивающиеся то ребрами, то плоскостями; узкие улочки, разбегающиеся от площади; белые стены, синие ставни. Где-то рядом, вероятно, плещется море, город кружится в солнечных лучах, мельтешат береты и тельняшки, цветы и велосипеды, шум, гам. Неаполь. Это очень земной и очень теплый мир. Стены заклеены афишами итальянских фильмов 50–60-х годов. Туда же наклеивают и афишу спектакля. Так задается с самого начала жанр. Здесь все игра, все представление. Все до одного жители страдают демонстративным поведением. Хотя, конечно, не страдают, а наслаждаются им. Вместо крови тут у всех по жилам течет театр.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • 9 января отмечает юбилей Лариса Георгиевна Пригожина, профессор, кандидат искусствоведения, историк театра, преподаватель кафедры русского театра РГИСИ, выучившая не одно поколение театроведов. В качестве поздравления — глава из книги «Учителя» от ученика Андрея Кириллова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте». М. Вишняк.
    Краснодарский молодежный театр.
    Режиссер Даниил Безносов, художник Настя Васильева.

    Есть гостья, которую однажды никто не сможет прогнать. Именно она приходит к саксофонисту из пьесы Матея Вишняка, чтобы увести его туда, откуда не возвращаются. А если и возвращаются, то в виде медведя панды.

    Временные рамки в пьесе Вишняка, румына по происхождению, определены православным обычаем: девять суток от момента смерти до отлета души. Правда, сходство с православием на этом кончается. Смерть здесь — обольстительная женщина.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Анна Франк». А. Волошина.
    Театр «Цехъ».
    Режиссер Виталий Дьяченко, художники Мария Первушина и Мария Яковлева.

    В центре сцены свалены пюпитры, стул всего один и он занят персонажем, которого никогда не будет, просто потому что Анна, сидящая сейчас на нем, не успеет дожить до своих 27 лет, не успеет написать несколько рассказов и роман, которые прочтут люди, не успеет выйти замуж по любви и родить детей. Просто потому, что умрет от тифа в концлагере в Берген-Бельзене в возрасте 15 лет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Новогодние спектакли в Няганском ТЮЗе

    Няганский ТЮЗ проявляет небывалую по нынешним временам активность — приглашает критиков на премьеры, стремится показать спектакль, еще не «обкатав» его на своем зрителе. И, как это было со «Щелкунчиком», не удовлетворясь показом на чужой сцене, играет спектакль на следующий день на своей, уже в другом составе. Население города чуть меньше 60 000 человек, стало быть, репертуар театра обновляется часто, а детский — еще чаще. Для показа в новогодние дни театр выбрал три спектакля, возрастное ограничение которых от «0» до «6+». «Чудо на окошке» Анастасии Старцевой осваивает аудиторию бэби-театра, «Щелкунчик» по Гофману режиссера Жени Беркович можно легко адресовать подросткам, а «Научи меня летать», пьеса Екатерины Гороховской в постановке Артема Устинова, подходит и тем, и другим.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Киборг, I love you!». М. Зелинская.
    Прокопьевский драматический театр.
    Режиссер Данил Чащин, художник Дмитрий Горбас.

    Данил Чащин — недавний выпускник магистратуры школы-студии МХАТ, уже успевший поставить несколько спектаклей в Центре им. Вс. Мейерхольда; «Леху» Юлии Поспеловой на Новой сцене МХТ. В Прокопьевском драматическом он ставил городской вербатим Юлии Тупикиной «Хорошие новости». Теперь прокопьевская афиша пополнилась еще одним спектаклем Чащина — «Киборг, I love you!» (пьеса Марии Зелинской называется «Хуманитас Инжиниринг»).Читая пьесу Зелинской, вполне предсказуемо вспоминаешь книги классиков философской фантастики. И, неожиданно, — короткометражный фильм Жоры Крыжовникова по мотивам его же пьесы «Мой парень — робот». Только у Крыжовникова злая сатира с бухлом и мордобоем, а у Зелинской — экзистенциальная драма с философскими рассуждениями: счастливыми нас могут сделать совсем не те люди, которых мы ищем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Читатели, коллеги, люди!
    Грядет Семнадцатый, Петух...
    Конечно, страшно — что там будет?
    Предчувствия морозят дух...

    К столетью мирового путча
    Хлебнув боярышника всласть,
    Россия вряд ли станет лучше...
    Но вот театру б не пропасть!..

    Чтобы не гнал он бормотуху
    И не курил в тиши бамбук,
    Мы вам желаем силы духа!

    Ваш «ПТЖ», всеобщий друг...)

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «Комната Шекспира». Сочинение по пьесе «Сон в летнюю ночь» и текстам Ф. Достоевского, Х. Кортасара, Н. Бердяева, Ф. Кафки, Х. Исигуро.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Юрий Бутусов.

    Шекспир в творчестве Юрия Бутусова начался с абсурда. Вернее с парадокса. В 2002 году в театре «Сатирикон» режиссер выпустил свой первый спектакль по Шекспиру — «Макбетт». Формально в основе постановки была пьеса абсурдиста Эжена Ионеско, но ключ к классическим текстам английского драматурга, а их режиссер поставил немало («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Ричард III, «Мера за меру»), был найден именно в «Макбетте». Абсурдистская пьеса, а вслед за ней и спектакль, вскрывали, как писал Лев Закс, парадоксальную «неумолимую, железную логику» между персонажами. Оказывалось, что абсурд здесь только внешний.

    Читать дальше | Комментарии (2)
  • #конституциярф.
    Пермский академический Театр-Театр.
    Автор композиции Ксения Гашева, режиссер Владимир Гурфинкель, художник Ирэна Ярутис.

    #конституциярф — согласитесь, необычное название. Странной поначалу кажется сама идея — поставить спектакль об Основном Законе Российской Федерации, по которому наша страна живет с 1993 года. Сразу возникают вопросы. Разве есть законы, по которым мы живем? Мне кажется, мы жили и живем по пословице: «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло». Разве этот Основной Закон кто-то помнит? Или вообще, кто-то читал? Кроме тех, кому положено? И кому это положено? В судах? Наверное. Но там основной закон — Уголовный кодекс и «советы» вышестоящих. Вот, правда, положа руку на сердце (или не положа), кто читал текст Конституции? Рук предвижу мало.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Ни в каком самом глупом сне мне не могло привидеться, что придется писать ему некролог. В Антоне Николаевиче Губанкове было много жизни, жизненной силы, ее должно было хватить на годы и годы. Подчиненные сетовали, что председатель петербургского Комитета по культуре приходит на работу к девяти утра и сидит до одиннадцати вечера. С таким не погуляешь. Работа доставляла Губанкову удовольствие. И ведь он не был несчастным одиночкой с несложившейся личной жизнью: прекрасный семьянин, человек с массой друзей и увлечений. Но работу ставил на первое место. Да, он, несомненно, был человеком системы, даже, наверное, карьеристом — опять же, в здоровом, нестыдном смысле этого слова, — но в его случае это почему-то не раздражало. Почему? Наверное, потому что он успел сделать много хорошего.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • Е. Шварц «Дракон». Театр Комедии. Режиссер Татьяна Казакова, художник Эмиль Капелюш

    В предновогодние дни, когда царит праздничная суета и радостная детвора просит у Деда Мороза насущно необходимое для повседневной жизни, театр Комедии без всяких настойчивых просьб порадовал самых несмышленых театральных зрителей города премьерой красочной сказки «Дракон» по политической пьесе Евгения Шварца. На маркировке «Дракона», несомненно, должно гордо красоваться 6+ (можно и 0+, к нулю что ни прибавить — выйдет подходяще...).

    Читать дальше | Комментарии (7)
  • «Иванов». А. П. Чехов.
    Театр Наций.
    Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко.

    «Люди больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт... но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни...», — писал автор пьесы «Иванов». Спектакль Театра Наций сделан так, как будто это не просто события действительной жизни, но еще и происходят они в наши с вами времена.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Бег». Композиция по пьесам М. Булгакова.
    Театр «ОКОЛО дома Станиславского».
    Режиссер Александра Толстошева, при товарищеском участии Юрия Погребничко.

    В ситуации множащихся постановок «Бега» трудно уйти от банального предположения: им помогает крымский вопрос. Но удовлетвориться этой причиной как основной все-таки странно. Дерзкая, беззаконная поэтика пьесы М. Булгакова остается сценически неразгаданной — она продолжает манить режиссеров. Шаг в этом направлении делает и Александра Толстошева на сцене театра ОКОЛО. Ее спектакль завораживает отзывчивостью главной тайне булгаковского текста — пластическому потенциалу ремарок.

    Читать дальше | Комментарии (1)