Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

«…КОЛДОВСТВУ, КАК ИЗВЕСТНО, СТОИТ ТОЛЬКО НАЧАТЬСЯ, А ТАМ УЖ ЕГО НИЧЕМ НЕ ОСТАНОВИШЬ…»

Выпускной актерский курс РГИСИ, мастер Г. М. Козлов

Я люблю каждый курс. Сложно сравнивать своих ребят. Это критики могут искать какие-то отличительные свойства, а внутри… С этим курсом было очень тепло, с ними мы больше, чем с другими, говорили, смотрели фильмы, читали, они очень музыкальные, легкие, их очень сплотил технически сложный спектакль «Мастер и Маргарита», за два летних месяца прошлого года, когда мы работали-собирали спектакль, они стали одним целым. И сейчас, например, тринадцать человек вместе поехали в Грузию с однокурсниками-грузинами. Иностранцы, кстати, остались у нас в труппе. Они стажерами входят в театр, где их уже знают и любят, они получают общежитие.

Если раньше у меня были курсы друзей, то эти были уже — мои детишки… Главное, чему мы учим? Думать на сцене и идти только вместе.

Г. Козлов. Фото С. Левшина

Играя на сцене театра «Мастерская» два дипломных спектакля «Мастер и Маргарита» и «Прошлым летом в Чулимске», курс Григория Михайловича Козлова показал, что может быть не хуже своих старших коллег. У «козлят» сформировалась своя публика, зал на их спектаклях всегда заполнен, и ребята имеют возможность играть в стенах практически родного театра. На малой сцене Учебного театра на Моховой идет третий дипломный спектакль — «Довлатов. P. P. S.».

«Мастер и Маргарита» встал в один ряд со спектаклями большой формы «Мастерской»: «Тихий Дон», «Идиот. Возвращение», «Братья Карамазовы». В программке обозначено — 28 исполнителей, 155 персонажей. За два вечера (восемь часов) студенты успевают охватить почти все сюжетные линии романа, «проходных персонажей» тут не существует — буквально в каждого студенты вдыхают жизнь. Это тоже часть учебного процесса — наблюдение за разными типами людей, попытка самостоятельного аналитического разбора отношений между героями. В массовых сценах в «Грибоедове», на собрании членов МАССОЛИТА или на сеансе черной магии выходит целый ряд непохожих друг на друга героев. Изящная старушка выбегает на сцену быстрыми короткими шажками, как Шапокляк (Кристина Куца), появляются бунтарь Витя Куфтик (Сергей Паньков) с ехидным выражением лица и до блеска уложенной прической, нежная девушка, робко красящая губы красной помадой (Сайма Висти), или же смелая, даже немного хамовато-грубоватая юная особа (Кристина Бойцова). А вот входит решительная, вызывающая архитекторша Семейкина-Галл (Камилла Боргезани), выломив назад плечи и задрав подбородок. Долговязый писатель Иоганн из Кронштадта (Глеб Савчук) с хитрецой в глазах приходит в сопровождении загадочной восточной красавицы (Сунчень Чжао). Суетливый Денискин (Леван Цискадзе) спотыкается на ровном месте. Самоуверенный романист Жукопов (Артур Гросс) ошеломлен внезапной пощечиной от собственной же спутницы, неизвестной актрисы в желтом платье (Дарья Завьялова).

Мастер и Маргарита». Сцена из спектакля. Фото Д. Пичугиной

Студенты играют на различных музыкальных инструментах (гитара, скрипка, флейта, контрабас, синтезатор), выполняют акробатические трюки и выстраиваются в некую пластическую фигуру, плавно передвигающуюся в общем танце. Невероятной силы голос Анастасии Стебневой (Низа) доходит до пронзительных высот, создавая особое атмосферное звучание в сцене убийства Иуды. Поют актрисы и в «Варьете», проходя по подиуму в образе то Марлен Дитрих (Дарья Завьялова), то Мерилин Монро (Сайма Висти), то Любови Орловой (Юлия Вибе). Музыку к спектаклю писал также один из студентов — Антон Горчаков (им же написана музыка для «Чулимска»). Композиции вышли магически-чарующими в «Мастере и Маргарите» и трогательно-душевными в «Чулимске». Горчаков же сыграл Иешуа Га-Ноцри, искреннего и безмятежного, полного сил юношу. Он буквально здоров и крепок телом, внутренняя простота и смирение героя выражены и во внешнем виде актера: черный тренинговый костюм, волосы немного растрепаны. Мелодия его голоса льется плавно, а взгляд спокойно ловит что-то вдалеке.

В начале спектакля из зрительного зала на сцену вбегают Кот Бегемот (Фома Бызгу) и Фагот-Коровьев (Илья Колецкий). У первого в руках попкорн, а на плечах черная шубка, волосы взъерошены. Коровьев в клетчатом костюмчике, на голове кепка, круглые очки на остром хитром носу. Это неразлучный дуэт плутов и шутов, это озорные фокусники, трикстеры, они танцуют, читают рэп, в общем — развлекают зрителей, как если бы они были зрителями в Варьете. Обаятельный Бегемот—Бызгу в течение спектакля мяукает, строит милую мордочку и передвигается по сцене на мягких «лапах». Изумительно легкий и пластичный Коровьев похож на бесконечно крутящуюся юлу, которая увлекает за собой наивные умы москвичей и в итоге оставляет их ни с чем.

Ю. Насонов (Булгаков), А. Стебнева (Елена Булгакова). «Мастер и Маргарита». Фото А. Саенко

Михаил Гаврилов создает эксцентрический образ Степы Лиходеева: полуодетый герой, проснувшийся в сильном похмелье, всеми силами пытается добраться до вазы с водой. И вместе с его телом в движение будто приходит все пространство, колеблется проекция «Мишек в сосновом бору», звуки становятся невыносимыми для слуха. С еще большей самоиронией Гаврилов играет сцену в морге: до крайности легкий, беззаботный патологоанатом с игривой осторожностью откусывает сочный помидор и одновременно так же игриво, без стеснений вскрывает тело покойного Берлиоза. И совсем иной актер в роли Мастера: мягкий, чуткий, во всем сомневающийся, со всем смирившийся. В спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Шаманов Гаврилова, уставший от окружающей его реальности, выкуривая одну сигарету за другой, пытается обрести покой хоть ненадолго. Любопытно, что и Шаманов и Мастер с горькой улыбкой смотрят на все, что их окружает.

Воланд Глеба Савчука — высокий, под два метра, брюнет с крупными и выразительными чертами лица. В спектакле Воланду отведена скорее роль наблюдателя, в нем нет ничего сатанинского, он приятен в обхождении, любознателен, понимающе снисходителен к человеческим слабостям. На сцене Савчук—Воланд появляется нечасто. Он приходит лишь по необходимости, беспристрастно выполняя возложенную на него миссию — суд над всеми без исключения. Движения Воланда неторопливые и крупные. За него энергию тратят Бегемот, Коровьев, Гелла (Мария Столярова). И экзотический Азазелло (Леван Цискадзе): ходит немного сутуло, скособочась, напоминая киногероя Носферату. Азазелло резок, говорит он с грубым акцентом.

Мастер и Маргарита». Сцена из спектакля. Фото Д. Пичугиной

В основе спектакля этюдные работы студентов. В этом смысле Г. М. Козлов дает своим ученикам почти безграничную свободу, и этюдная структура смещает акценты романа в спектакле. Каждый эпизод становится самостоятельно оформленным, увлекательным. В итоге спектакль получается не совсем про Мастера и Маргариту. Он, скорее, сразу обо всех, о межчеловеческом, о Москве 1920-х годов и об исторических связях. В романе множество любопытных персонажей, и Григорий Козлов с азартом берется за них, давая студентам возможность попробовать играть одновременно Арчибальда Арчибальдовича и Каифу (Гиорги Голошвили), Понтия Пилата и Жоржа Бенгальского (Никита Капралов), Левия Матвея и бухгалтера Ласточкина (Ричард Ардашин), Маргариту и Шпичкину (Кристина Куца) и пр.

Актеров курса можно увидеть и в других театральных проектах. Не каждый мастер театрального института позволяет своим ученикам играть в спектаклях других режиссеров, но Г. М. Козлов хочет дать своим студентам возможность развиваться, и актрисы курса — Анастасия Стебнева и Сайма Висти — сыграли в спектакле «Как я стал…» режиссера Рината Киякова по пьесе Ярославы Пулинович в пространстве театра ЦЕХЪ. Это самостоятельная актерская работа с современным текстом, какие Г. М. Козлов не практикует. Актер Сергей Паньков попробовал себя в качестве режиссера на студенческой лаборатории «Просто пьесы». В читке пьесы Андрея Янкуса «Голова Ленина» участвовали и актеры курса, уже без педагогов занимаясь разбором текста, общими усилиями переводя литературный текст в сценический. Здесь есть место и для иронии, и для абсурда, которые Паньков сгущает в своей постановке: в шутках про героя Михалыча зашифрованы отсылки к мастеру курса. Кстати, шутки про мастера — одна из традиций учеников Козлова: предыдущий курс играл «Турандот», и Антон Момот в точности копировал там внешность, движения и голос Григория Михайловича. В «Мастере и Маргарите» в образе Варенухи также видны отсылки к мастеру курса, голос и жесты которого актер Симон Эвальд убедительно и точно повторяет.

Г. Савчук (Воланд), Ф. Бызгу (Бегемот). «Мастер и Маргарита». Фото Д. Пичугиной

Если во внеучебных проектах студенты творили независимо от своего мастера, то в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» они — скорее материал для воплощения идей режиссера Козлова. В отличие от «Мастера и Маргариты», здесь каждый герой главный и никаких эпизодических. Плюс ко всему здесь нет уже такой актерской свободы и задора, какие ощущались в «Мастере». Все подчинено строгой и четкой режиссерской идее. Камерная обстановка малой сцены театра неизбежно выводит актеров чуть ли не лицом к лицу со зрителями. Это проверка на убедительность, на искренность, когда каждая фальшивая нота заметна.

Актеры играют несколькими составами, это дает возможность сравнивать их, попытаться представить себе логику создания того или иного персонажа (в «Мастере» пока еще играет один состав). Еремеев в исполнении Фомы Бызгу чистый, простой, потерявший связь с внешним миром. Он смотрит на все удивленными, непонимающими глазами, привнося в мир безграничную заботу и доброту. Гиорги Голошвили играет независимого мудреца. Его Еремеев так же добр, но важнее в нем другое — понимание. Он тихонько наблюдает за всеми, не вмешиваясь в бесконечные перебранки Дергачева (Глеб Савчук) и Хороших (Анастасия Стебнева, Дарья Соловьева), потому что давно уже понял: чтобы помочь, не нужны слова, нужно просто быть рядом. Он по-старчески жмурится, причмокивает губами, немного прихрамывает. В глазах его не удивление, как у Бызгу, а некая скрытая от всех правда.

Ю. Вибе (Кашкина), М. Гаврилов (Шаманов). «Прошлым летом в Чулимске». Фото М. Мироновой

Кристина Куца в роли Валентины — трепетная, юная девушка, жаждущая приносить людям добро (в «Мастере» Куца была страстной, безумно любящей Маргаритой, одновременно игривой и серьезной, обладающей сильной верой и склонной к искушению). Валентина порывиста, нежна, по-девичьи подвижна. Голос ее звонкий и решительный, у Маргариты же он низкий, немного грубый… Куца—Валентина будто парит над сценой, без конца вдохновенно чинит свой палисадник — ведь рано или поздно люди научатся обходить его кругом. У Саймы Висти Валентина спокойная, уравновешенная и принимает жизнь такой, какая она есть. Финский акцент актрисы тоже добавляет ее героине нежности и простоты. Она другая, она особенная.

Глеб Савчук из элегантного и пластичного Воланда перевоплощается в нескладного Дергачева: хмурые брови, небрежная щетина, а в глазах читается усталость и отчаяние. Его пьяная шатающаяся фигура будто с трудом помещается в пределах сцены, вот-вот он заденет кого-нибудь — поначалу это забавляет, но к финалу понимаешь, что ему так же тесно в этом мире. Такая роль тяжеловата для молодого актера, но ему удалось почувствовать и передать силу своего героя, его непоколебимость и бесконечную любовь к женщине, благодаря которой он все еще не исчерпался.

Три актера играют роль Пашки, сына Хороших и пасынка Дергачева: Дмитрий Миков — диковатый, озлобленный, готовый отвоевывать свое счастье любыми средствами. У Симона Эвальда герой растерявшийся, обиженный и при этом искренне любящий Валентину и мать. Юрий Насонов играет юношу, осознавшего себя взрослым и самостоятельным, недолюбленного матерью и упорно, но тщетно добивающегося любви Валентины. Так же не похожи друг на друга в роли аптекарши Зинаиды Мария Столярова, играющая простоватую, нескладную женщину, Дарья Завьялова, у которой героиня получается кокетливой, манерно женственной, подчеркивающей свою принадлежность к городской жизни, и Юлия Вибе, сдержанная, спокойная, опытная, для которой Шаманов — попытка наконец устроить свою жизнь.

Насколько не похожи «Мастер» и «Чулимск», настолько оригинален и «Довлатов. P. P. S.». Это не совсем спектакль, скорее — собранные воедино, смонтированные этюдные зарисовки по рассказам Довлатова, не объединенные какой-либо единой смысловой нитью. Работа выросла из экзамена по сценической речи.

Д. Миков (Пашка), С. Висти (Валентина). «Прошлым летом в Чулимске». Фото М. Мироновой

Минимум декораций, лишь черное пространство малой сцены, стол и несколько стульев. Как будто не играют героев Довлатова, а играют в них как в некие человеческие типы, понятные разным поколениям.

«P. P. S.» в названии как подсказка — это Довлатов, дошедший до нас, чтобы напомнить о себе, о своей эпохе, желающий, чтобы его заново попытались осмыслить и понять. Автора в постановке играют три актера. Антон Горчаков — романтичный, растерянный, открытый людям. Юрий Насонов — веселый, язвительный, рассеянно-равнодушный. У Артура Гросса всего один монолог, самый острый и тревожный, — внезапное осознание писателем-эмигрантом собственной миссии: как гражданин ты важнее и ценнее, ты, который хотел и пытался быть всего лишь рядовым литератором. И вместе с тем ответственность за тех, кто остался там…

Кому-то приходится в пределах одной новеллы играть сразу несколько ролей, бывает, что одну роль играют несколько актеров. Дарья Завьялова пластически и интонационно переключается с манерной, интересничающей Фриды Штейн на неловкого, игриво-дружелюбного мальчишку Рому и т. д. Вьющийся, как юла, запальчивый Шлиппенбах в исполнении Фомы Бызгу в «Шоферских перчатках» отличается от Бызгу в новелле «Когда-то мы жили в горах», где он играет дядюшку, разгоряченного, говорящего с ярким армянским акцентом.

Можно описывать каждого: и темпераментную, яркую Марию Столярову, и уверенную в себе красавицу Анастасию Ермак, изящную и нежную Нели Шарипову, жизнерадостного, ироничного Кирилла Гордеева. Каждый по-своему привлекателен и необычен. И это относится к любой сыгранной роли в трех дипломных работах курса. Сейчас готовятся еще две постановки, пока это лишь отдельные сцены, но в следующем театральном сезоне, вероятно, будет возможность посмотреть на ребят (уже стажеров) и в детских спектаклях.

Май 2018 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.