Петербургский театральный журнал
16+

ОТСВЕТЫ

Р. Ибрагимбеков. «Прикосновение». Молодёжный театр на Фонтанке.
Режиссёр Вячеслав Гвоздков

Среди спектаклей, посвященных 50-летию Победы, «Прикосновение» выделяется пасторальной умиротворённостью интонации. В этом робком касании, «прикосновении» к военной теме, чувствуется несуетное отношение человека, склонного скорее ставить вопросы, чем давать категоричные оценки. Но даже величайшая деликатность по отношению к материалу не отменяет необходимости разрешения действенного конфликта. В повести для театра Р. Ибрагимбекова заявлена философская проблема — противостояние жизни и смерти.

В скорбной черноте полуразрушенного храма вдруг даст о себе знать притаившаяся жизнь — двое раненых: солдат Андрей и лейтенант (который, впрочем, вскоре исчезнет из действия навсегда, уступив место героине — Адалат). На сохранившейся стене тускло поблёскивает, «теплится» по золочёный оклад иконы. Но вместо ликов — зияющие провалы. Война пометила жизнь заплатками небытия.

Но конфликт, заявленный в спектакле на уровне сценографии (художник — Б. Каминский), «провисает» в сценическом действии, подменяется иллюстрацией, обозначая приметы военного быта.

Режиссёр, надеясь на «культурную память» зрителей, создаёт бесхитростные очертания сюжета, рассчитанного на узнаваемость. Смущённая, испуганно кутающаяся в шинель девушка с огромными карими глазами и смуглым нежным лицом. Добродушный, сильный и красивый парень (совсем ещё пацан, несмотря на 25-летнюю «взрослость») с открытой обаятельной улыбкой и мальчишескими золотисто-русыми вихрами. «Да вы ещё не начинали жить…» Он и она — случайно оказавшиеся вместе среди войны — напоминают скорее играющих детей, нежели влюблённых. Реальным содержанием становятся отсветы воспоминаний о мирной довоенной жизни. Воздух сцены напоён младенческой безмятежностью, разлитой в атмосфере спектакля. Вновь и вновь череда впечатлений, непрерывно возвращающихся на круги своя. Залитые солнцем улицы Баку, детство, мечта стать художником, любимый брат…

Оказавшиеся, по сути, предоставленными сами себе, актёры вынуждены играть ощущения. Импрессионистические зарисовки душевных состояний.

«Прикосновение» — открытая система, необычайно уязвима, зависима от настроя, душевного (а не профессионального) состояния актёров в конкретный вечер. И надо отдать должное артистам Надежде Рязанцевой и Владимиру Маслакову за то, с какой подкупающей бережностью и отдачей возводят они свой «воздушный замок», оставаясь на семи ветрах.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.