Петербургский театральный журнал
16+

ЗРИТЕЛЬ КАК МЕСТО ИСКУССТВА

МАСТЕР-КЛАСС МИРЕЛЛЫ ГАЛБИАТТИ В ПЕТЕРБУРГЕ

М. Галбиатти, А. Мухина. Фото Т. Копейкиной

Однажды молодой бразильский интеллектуал «левых» взглядов показал бедным бразильским рабочим спектакль, призывающий их на борьбу с угнетателями. Рабочие поняли идеолога буквально и уже ждали, что он возьмет оружие и возглавит их справедливый бунт. Режиссер же, как оказалось, не готов был идти бунтовать вместе с рабочими, да и оружие его было картонное, бутафорское. Звали режиссера Аугусто Боаль. Как гласит легенда, он решил больше не провозглашать со сцены никаких призывов, особенно тех, к которым не готов присоединиться. И тогда Боаль придумал театр с форумом в финале, придумал «Джокера», «интервенцию», «китайский кризис», «радугу желаний», то есть придумал свою игру. В ней зрителям не дают готовых решений, но предлагают вместе прямо здесь и сейчас найти как можно больше стратегий поведения. Эту и другие истории о создателе «Театра угнетенных» Аугусто Боале можно встретить в сети на сайтах многочисленных русскоязычных театров и групп, работающих по его методу в Украине и Белоруссии.

Когда «Петербургский театральный журнал» делал номер 73, посвященный социальным проектам, форум-театром в российском театральном пространстве и не пахло, впрочем, и сейчас, когда вышел «социальный номер» журнала «Театр», где была подробная статья об этой театральной технологии, их стало не намного больше. И это удивительно, потому что если бы Аугусто Боаль давным-давно не изобрел форум-театр в Бразилии, то его бы стоило начать изобретать прямо здесь и сейчас. Чем, мне кажется, и занялись Ада Мухина и Маша Колосова, пригласив в октябре 2016 года в Петербург актрису, театрального педагога, больничного клоуна Миреллу Галбиатти и устроив втроем первый (из запланированной серии) мастер-класс для желающих перенять методику.

Реактивный театральный проект «Вместе» Ады Мухиной, деятельность которого в Петербурге началась с документального спектакля «Холодильник для пломбира», заговорившего с подростками о национальности и толерантности, на этот раз поставил себе амбициозную задачу: популяризировать в нашей стране методику форум-театра бразильского режиссера и теоретика театра Аугусто Боаля.

Мастер-класс в Петербурге. Фото Т. Копейкиной

В блэкбоксе театральной площадки «Артизмерение» собралась пестрая компания из театральных и школьных педагогов, психологов, активистов, режиссеров, драматургов, театроведов, продюсеров. Чередуя теорию и практику и сами сменяя друг друга, педагоги этого стремительного форумтренинга делились не только методикой, но и своим опытом работы с ней. Сначала нас обучали знакомым и незнакомым театральным играм и способам репетирования, напоминающим актерские упражнения Чехова и Станиславского но слегка по-другому названным и модифицированным под задачи форумспектакля. Мы шли как от внешнего к внутреннему, так и от внутреннего к внешнему. И после этого ускоренного курса актерского мастерства приступили к такому же быстрому изучению форум-драматургии.

Структура сценки форум-театра проста. Есть протагонист и, возможно, парочка его союзников. Протагонист сталкивается с каким-либо вариантом «угнетения»: со стороны начальника, работника коммунальных служб, родителей, таксиста, противоположного пола, государства и даже с внутренним угнетателем. Когда угнетение доходит до своего пика, наступает кульминация, которую здесь называют «китайским кризисом». Герой сценки предпринимает какие-то действия, но они не решают проблемы. То есть происходит «провал» протагониста. В этот момент сценка прерывается, и в дело вступает Джокер, он же ведущий. Но о нем позже.

Мастер-класс в Петербурге. Фото Т. Копейкиной

И вот здесь начинается самое для меня интересное. Описав эту схему, ведущие, предлагают накидать примеры угнетателей. Мы пишем их на больших белых листах и скидываем в кучу на полу. Куча растет и растет. Маленькая горка всяческого угнетения увеличивается на наших глазах. Дальше Мирелла, Ада и Маша начинают формировать тематические блоки: семья, работа, государство, пол и гендер и др. Нас просят выбрать блок, с которым интереснее поработать. Так наша группа превращается в четыре форум-труппы, которые должны создать идеальную драматургическую конструкцию для форум-сценки, отрепетировать ее и сыграть. У нас выходит четыре истории провала. О сотруднице музея, так и не убедившей начальника доделать пандус для инвалида; о девушке, на которую за посещение ЛГБТ-фестиваля обрушился гнев отца, говорящего лозунгами госпропаганды; о провалившейся попытке уличить таксиста в домогательстве; об одном неудачном семейном ужине, когда героиня, несмотря на все старания, проваливает миссию «хорошая дочь».

Мастер-класс в Петербурге. Фото Т. Копейкиной

Уже конструирование этих простых сценок позволяет понять, что форум-театр — это не психодрама, он не разбирается с психологической травмой человека. Форум дает навык взаимодействия с социумом и глобально — с государством. Разбирая сцену с домогательством в курортном такси, в группе мы быстро приходим к выводу, что сама сцена домогательства нам не подходит, это экстремальная ситуация, формирующая травму. А вот ситуация, в которой героиня пытается доказать обществу, что не «он просто пошутил» и не «сама виновата», как раз отлично подходит для форума. Потому что форум-спектакль, мне так показалась, способен высветить, обнажить социальную матрицу, в которой мы находимся. В Индии, например, уже несколько лет играется форумспектакль о браке поневоле, и он везде собирает аншлаги. В России же можно так же долго показывать спектакль на тему «Жертва изнасилования — сама виновата» и медленно-медленно менять мышление соотечественников.

Чтобы опробовать методику на практике, мы выбираем из четырех сценок одну — «Ужин с родителями». Эта сцена идеально подходит для нашей пробы, потому что актуальна для каждого независимо от социального статуса и профессии. А значит, у каждого найдется своя стратегия поведения.

Мастер-класс в Петербурге. Фото Т. Копейкиной

Играется сценка. Героиня пришла на ужин к родителям. Здесь ее сестра, мать — это ее союзники. И угнетатель — отец. Любой ее рассказ о себе отец трактует как ее неудачу или же как неуважение к себе. Попытка героини приятно провести время в родительском доме проваливается. Наш немецко-аргентинский педагог Мирелла Галбиатти становится Джокером — ведущим, модератором второго действия спектакля. Она разговаривает с публикой, просит предложить выход из ситуации и вызывает из зала желающего занять место протагониста, чтобы попытаться переломить ситуацию. Остальные актеры остаются те же. А дальше мы наблюдаем, как одна за другой терпят крах стратегии поведения. Выбранная сценка ужина с родителями настолько универсальна, что каждый тут же становится актером просто потому, что действительно играет эту роль довольно часто. А решения, которые неплохо звучат на словах, на практике только усугубляют ситуацию. Вот не работает предложение «говорить только то, что хочет слышать отец», а вот — «виниться и просить прощения», «врать от начала до конца». Как только проваливаются очевидные варианты поведения, публика как будто переходит на новый уровень мышления, стратегии поведения усложняются, но отец в исполнении одного из участников тренинга (играющего так, словно дьявол в него вселился) все так же одерживает верх. В какой-то момент Мирелла со всем ее аргентинским темпераментом сама пробует войти в суровую русскую ячейку общества. И мы видим, как рушится отечественный капкан угнетения. Мирелла сгребла отца в объятия, презентовала ему бутылку вина, кинулась всех пересаживать, посекретничала с сестрой, отпустила шутку, всех обняла, рассмешила, заворожила своей нездешней витальной энергией, в нее не попал ни один укол русского папаши, как ни старались переводчики. Не слова и не концепция одержали здесь победу, а тело, энергия, тактильный контакт, а еще незнание тех правил игры, по которым играют носители общего для всех остальных национального кода. На том мы и расстались с нашей группой педагогов, актеров, учителей, театроведов, отметив для себя, что Аугусто Боаль изобрел театр, который предлагает зрителю думать и головой и телом, здесь и сейчас, прямо на сценической площадке. И этот навык, получаемый зрителем форум-спектаклей, полезней, чем любые призывы и высказывания со сцены.

Оксана КУШЛЯЕВА
Январь 2017 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.