Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТЕРСКИЙ КЛАСС

И ЛЮБОВЬ

Согласно второму закону термодинамики, Земля рано или поздно должна остыть. Теоретически это неизбежно и касается не только физических тел. То, что мы наблюдаем вокруг, можно было бы назвать душевной энтропией. Рвутся связи, блекнет любовь, и дружба измеряется лайками, и страсти все больше фейсбучные. И блестящих дарований теперь мало, и средний актер гораздо выше не стал. Так, да не так.

Есть люди. Само существование их на бескрайних наших просторах, в больших и не очень городах, в полуразрушенных и подозрительно отремонтированных театрах внушает надежду. Непонятно, где они берут силы, как выживают на жалкие свои зарплаты, какие источники питают их вдохновение, но они живут, горят, бескорыстно и бесконечно отдают свое тепло вовне, согревая, заражая.

Надежда Павловна Лаврова, Надя… Тут подошла бы музыка: и увертюра Дунаевского к «Детям капитана Гранта», и печально-прозрачный вальс Шопена, и шаловливые пассажи Моцарта, и Шуберт, и Шостакович, и Пярт. Столько граней в этой удивительной, красивой, статной женщине, большой актрисе, блистательном педагоге. Может быть, педагогика и является сейчас основным источником ее вдохновения и местом приложения сил. Как им повезло, этим детям. Они еще не понимают — те, кто сидит сейчас перед ней в черных трико. Поняли те, кто уже закончил, разъехался по российским театрам или играет на одной сцене с Лавровой. Это одно из главных достоинств Надежды Павловны как педагога. Она — «играющий тренер» (по ее же словам). Она дает в руки реальную профессию — только возьми. Не отвлеченные теории, не красивые слова, не махровые упражнения из учебников — но конкретные навыки. При этом незаметно и органично она выращивает в студентах «вертикаль» по отношению к профессии. Ее человеческое и педагогическое чутье поражает. Как она умеет видеть в мальчике «с мороза» (тоже ее любимое выражение) будущего актера, партнера по сценической площадке. Как умеет вовремя подсказать, поддержать, направить или, наоборот, срезать, сбить спесь — исключительно ради самого человека, никаких личных амбиций. Как умеет ждать — при ее-то бешеном темпераменте! «Надо ее проверить в наблюдениях. Там может раскрыться. Надо подождать, а вдруг что-нибудь вылупится?» Легко переходя с «вы» на «ты», провоцирует вопросами, сбивает с толку ироническими замечаниями, под-держивает заразительным детским смехом. Еще один ее педагогический принцип — никогда не показывать самой. Только вопросы, намеки, подсказки. Студентов это иногда приводит в отчаяние, но через муки, поиск, волевое усилие постепенно рождается (или не рождается) самостоятельный творческий человек, личность, артист. Ее ученики умеют выстроить себе роль, радуют бесконечными «приносами». Просто подарок для режиссера. Они умеют и любят играть. Играть — любимое слово Надежды Павловны (щукинская школа!).

А еще — энергия. В ней самой столько энергии, что, кажется, она способна обеспечить ею мегаполис, подключи ее к какой-нибудь электростанции. А еще — воля. И она умеет эту энергию и волю пробуждать в учениках. Не навязывая, не «накачивая», уважая в каждом своем ученике личность и будущего коллегу. Потому что выбор этой профессии должен быть осознанным. Иногда разрушение иллюзий относительно театра бывает довольно болезненным. Дело такое — не ванна с лепестками роз. И тут вступает в силу главное. Любовь. Они всегда идут рядом, неразделимы — любовь, надежда и вера. Материнская, но не слепая любовь к своим ученикам, надежда и вера в них. И тот, кто разглядит, почувствует это, — за того сердце спокойно, он обеспечен профессией, у него самый крепкий и надежный тыл.

А еще она удивительно читает стихи. А еще она очень красивая. Достойна более счастливой актерской судьбы. Но таким женщинам и таким актрисам нужно соответствовать. Это непросто. И этот маленький текст несоразмерен Наде, Надежде Павловне. Своим существованием в жизни и в профессии она опровергает второй закон термодинамики. Земля не остынет, ничто не исчезнет, любовь никогда не перестает. По крайней мере на это есть Надежда.

Какими словами написать о ней? Пусть попробуют ученики…

«Добрая, сильная, красивая, мудрая, честная, яркая, начитанная, сложная, властная, единственная, талантливая, мощная (в плане энергии), любящая, проницательная, сногсшибательная, очарователь-ная, волевая, богиня».

Екатерина ГОРОХОВСКАЯ
Март 2016 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*