Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ПАМЯТИ

ПАМЯТИ НИНЫ ОЛЬХИНОЙ

«СТУЧИТЕ ГРОМЧЕ»

…Она была красавица, Нина Алексеевна Ольхина…

Она грациозно поворачивала лицо к собеседнику, сначала чуть-чуть опустив, а затем приподняв голову, и волшебные, немного растянутые звуки ее неповторимого тембра голоса обволакивали собеседника.

Я встретился с ней, когда она уже уходила из театра, уходила насовсем, уходила, чтобы остаться в нем навсегда. Время неумолимо бежало дальше. Она посещала театр в дни премьер, приходила на праздники, бывала за кулисами. Мне всегда нравилось наблюдать за ней, любоваться и восхищаться этой «уходящей натурой»… Конечно, я не мог и представить себе, что могу заинтересовать ее, да не то чтобы заинтересовать, а просто удостоиться ее взгляда, ее улыбки, просто кивка головы. Она была для меня «далеким Станиславским» и «близким Товстоноговым», чем-то, с чем я уже никогда не встречусь.

И вдруг однажды поздно вечером раздался телефонный звонок, и неповторимый, низкий, завораживающий голос с независимой, непринужденной и в то же время властной интонацией произнес: «Добрый вечер». Не узнать этот голос было невозможно. Нина Алексеевна попросила меня прийти к ней домой, чтобы взять пьесу, прочитать, обсудить и в дальнейшем начать репетировать и… играть… мне — с ней… с ума сойти!

Н. Ольхина (Мона). «Безымянная звезда». 1956 г. Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

Н. Ольхина (Мона). «Безымянная звезда». 1956 г.
Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

Н. Ольхина (Донья Мария), В. Стржельчик (Дон Хуан). «Девушка с кувшином». 1949 г. Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

Н. Ольхина (Донья Мария), В. Стржельчик (Дон Хуан).
«Девушка с кувшином». 1949 г.
Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

Н. Ольхина (Лариса Огудалова). «Бесприданница». 1948 г. Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

Н. Ольхина (Лариса Огудалова). «Бесприданница». 1948 г.
Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

На следующий день, вечером я помчался к ней, взбежал на какой-то там этаж, подошел к двери и увидел на ней небольшую прикрепленную записку «Стучите громче, звонок не работает». Я постучал. Она открыла. Мы прошли с ней в комнату, я получил пьесу, обещал быстро прочитать, а потом… потом мы сидели на кухне, пили чай, она рассказывала мне всевозможные были и небылицы. Я пытался соответствовать. Мы шутили, смеялись, грустили… Было уже поздно, надо было уходить, хотя очень не хотелось… Прощаясь, я спросил: «Нина Алексеевна, может быть, Вам починить звонок?» Она пожала плечами. «Как давно он не работает?» Она еще раз пожала плечами, и обволакивающий голос глухим эхом отозвался в парадной: «Да, наверное, лет девятнадцать…».

Конечно, мы ничего не репетировали, ничего вместе не сыграли… иногда «звонились», болтали о ерунде…

И сегодня, когда поздно вечером телевизор просмотрен, книга прочитана, свет выключен и надо спать, кто-то настойчиво шепчет мне: «Стучите громче, звонок не работает», а я понимаю, что стучать бесполезно — звонок действительно уже не работает…

Меня спасает моя память. Она погружает меня в ленинградские холодные лужи и в теплые мамины руки, и я засыпаю.

Я еще все помню… Значит, все еще живы…

Андрей ШАРКОВ, заслуженный артист России

СКАЗОЧНО ХОРОША…

Мы за границей. Играем «Поднятую целину». Нагульнов — Пашка Луспекаев.

Отыграли сцену собрания, и Паша тихо запел: «Это есть наш последний!..». Через несколько мгновений вдруг зазвучала виолончель Нины Ольхиной: «С интернационалом…». Пашка встрепенулся, обернулся и завопил: «Старуха, а ты не пой!» Он был поражен этой «виолончелью». Нина любила и несла свой виолончельный голос! Любовалась им, играла им. Иногда ей это вредило.

С Ниной Ольхиной я прожила жизнь, шестьдесят лет, с первой ее минуты в театре. Я смотрела ее первый спектакль в студии. Помню, как ее перевели в актрисы театра. Она сразу сыграла Ларису в «Бесприданнице». Потом пошли роль за ролью. Режиссер Наталья Рашевская обожала Нину-актрису и много ее занимала. Потом пришли другие режиссеры, и Нина сидела без ролей. Так бывает с нашим братом.

Но Нина и у Георгия Александровича поиграла хорошие роли. Я помню и очень люблю ее Настасью Филипповну в первой редакции «Идиота». Она была сказочно хороша! Посадка головы, покатые плечи. Я запомнила каждый шаг, каждый жест. Как вошла! Как разговаривала! Несла себя.

Исполнилось шестьдесят лет жизни в театре, и она подала заявление об уходе. Ей Кирилл Лавров сказал: «Нина, подождите, не бросайтесь заявлением!» Нет! Ушла! Не хотела просто зарплату получать. Нина была очень гордой — в отца-поляка. Я очень переживала, что она ушла, ругала ее. Она потом пожалела… Заболела…. об этом даже говорить не хочу.

Ко мне всю жизнь была очень добра! Когда стали вдовами: у нее умер Витюня, а я потеряла Фимочку, — Нина взялась за меня, организовывала разные поездки и тащила меня, например, в Болгарию! Она обожала курорты.

Напряжение между нами было другого рода: Нину очень интересовал мой Фимочка! Она дружила с Мариенгофом и Никритиной и попросила Мариенгофа написать пьесу, чтобы играть с Фимой. Собирались, обсуждали, килограммами поглощая квашеную капусту. Но Фима ничего не замечал…

В «Девушке с кувшином» я играла служанку, Нина, естественно, мою госпожу. Фимочка был моим мужем, Стриж играл ее поклонника. «Простая девушка с кувшином», могла ли я соперничать с ней? Нет, конечно!

Честно прожили все шестьдесят лет вместе. Нина — подруга. И еще одно важное качество в ней — категорически не хотела стареть!!! Никогда. Отказывалась из-за этого от ролей. Отказывалась во второй редакции «Идиота» играть генеральшу Епанчину. А в «Пиквикском клубе» после смерти Вали Ковель отказалась играть роль миссис Бардль. Смешная! Жаль! Скольких я уже пережила. И как мало нас, товстоноговцев, осталось!

Людмила МАКАРОВА, народная артистка СССР

«БЕССМЕРТЕН ПЕТЕРБУРГ ПРЕКРАСНЫХ ДАМ!..»

Н. Ольхина (Дама). «Два театра». 1969 г. Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

Н. Ольхина (Дама). «Два театра». 1969 г.
Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

…Этим летом, перед поездкой в отпуск к дочери и внукам в Данию, я встретилась с Ниной Алексеевной. Конечно, я знала, что после инсульта она лишилась речи… Словом, я страшно волновалась, идя на это свидание. Купила дивные розы и необыкновенные пирожные, поднялась в ее квартиру… и сразу все страхи и волнения пропали: передо мной стояла Ниночка Алексеевна в домашней пижамке — такая милая, обаятельная, чудная! Она смеялась и радовалась, как девочка. И мне, и розам, и пирожным! И жестом показывала, что говорить не может, но это ничего. Взяла меня за руку и повела в комнату, где в книжном шкафу под стеклом стояла фотография участниц нашего спектакля «О вы, которые любили…»: Зинаида Шарко, Ольга Антонова, Кира Петрова, Нина Ольхина и я. Да, много славы мы с этим спектаклем Геннадия Тростянецкого тогда получили, много с ним гастролировали. Всегда нас сопровождали восторги, аплодисменты.

Потом мы пили с Ниной Алексеевной чай с пирожными, и солнце улыбалось нам в окно. И договорились о новой встрече…

Прошло совсем немного времени, и вдруг мне в Данию звонит Юля Исаева, работавшая много лет гримером нашего театра и до последних дней причесывавшая Ниночку Алексеевну, и говорит, что ее не стало. А было лето, все в отпуске! Театр закрыт!

Но на сороковой день, уже в Петербурге, когда мы после Богословского кладбища собрались в ее квартире, мы слушали запись юбилея Нины Алексеевны прежних лет, слушали ее неповторимый волшебный голос…

Юрий Стоянов пел ей свои куплеты к юбилею, слышали ее смех и голоса наших замечательных артистов, товстоноговцев, таких веселых, озорных. Мне даже показалось, что вот сейчас сидим мы здесь все вместе и не на поминках, а просто в гостях у Нины Алексеевны: и Кирилл Лавров, и Владик Стржельчик, и Женя Лебедев, и Изя Заблудовский, и Фима Копелян, и Андрюша Толубеев, и еще много наших бэдэтэвцев, которых мы безвозвратно потеряли. Было в этом что-то мистическое. Потом пришел наш новый худрук Андрей Могучий, ездивший с нами на кладбище. В этом было что-то знаковое. Мы вместе отдавали дань памяти замечательной, неповторимой актрисе легендарного товстоноговского театра.

Татьяна ТАРАСОВА, заслуженная артистка России

Октябрь 2013 г.

Материал к публикации подготовила Ирина ШИМБАРЕВИЧ

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.