Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

БЛАГОДАРНЫЕ ПОТОМКИ

Презентация-концерт благотворительного фонда Ф. В. Лопухова

Масштаб таланта русского хореографа-новатора, педагога и теоретика балета не был по-настоящему оценен современниками. Видимо, поэтому большая часть хореографического наследия Фёдора Лопухова утрачена навсегда. Но Время вносит свои поправки в Историю (пусть и запоздалые): творчество Лопухова заинтересовало его последователей, его стали изучать (подспорьем явились теоретические труды Лопухова «Пути балетмейстера», «Хореографические откровенности», «Величие мироздания» и многие другие).

Лопухов, сопоставляя балет с музыкой, открывал и постигал собственный подход к искусству балета. Он мечтал об обогащении лексики танца и экспериментировал. Каждый его балет (будь то «Пульчинелла» — «балет с пением», или «Ледяная дева» с элементами акробатики) уникален и неповторим. Всё хореографическое творчество Лопухова было огромной лабораторией, где он искал новое и шлифовал старое (его перу принадлежат и восстановления классических балетов — «Арлекинада», «Коппелия»).

Его балеты видела публика Минска, Ташкента, Москвы. Но их «родиной», пожалуй, всё же нужно считать Ленинград, с которым была связана вся жизнь Лопухова: в 1922 году он был назначен балетмейстером Государственного театра оперы и балета, в 1931 году он создал балетную труппу в Малом театре, в 1937 — организовал балетмейстерские курсы при Ленинградском хореографическом училище, с 1962 — руководил балетмейстерским отделением Ленинградской консерватории…

Его учениками были Б. Фенстер, К. Боярский, Г. Алексидзе, Н. Боярчиков, А. Дементьев…

Фонд Лопухова, созданный под эгидой Малого театра оперы и балета, предполагает заниматься организацией просветительско-профессиональных конференций, теоретическо-практическими фестивалями, поддержкой новых идей в области балетного искусства и помощью ветеранам балетного театра

Концертная программа вечера включала в себя хореографию Ф. Лопухова, а также его последователей и предшественников. Солистку Мариинского театра У. Лопаткину (исполнившую вариацию Феи Сирени из балета «Спящая красавица») «сменили» выпускники Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Д. Вишнёва и В. Архангельский в адажио из балета «Коппелия». Эстафету от Г. Закруткиной и Ф. Лопухова (фанданго из балета «Дон Кихот») приняли артисты балета музыкального театра Консерватории (фрагмент из последней постановки Лопухова «Картинки с выставки» Мусоргского — «Быдло»).

Квартет из балета О. Виноградова «Витязь в тигровой шкуре» на музыку А. Мачавариани исполнили А. Емец, С. Казонина, Б. Наумов, И. Баймурадов; дуэт из балета Н. Боярчикова «Макбет» на музыку Ш. Каллоша — А. Кондрашова и В. Аджамов; дуэт Фригии и Спартака из балета Ю. Григоровича «Спартак» — Н. Архипова и Ю. Васюченко, адажио из балета Л. Иванова «Лебединое озеро» — А. Волочкова и А. Гуляев. Полонез из балета Дж. Баланчина «Тема с вариациями» (солисты — И. Шапчиц, М. Завьялов), явился апофеозом концерта и данью уважения творчества великого русского балетмейстера-новатора.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.