Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЖИЗНЬ ПРОШЛА

Спектакль Эльмо Нюганена, показанный в самом финале «Пространства режиссуры», — тот самый случай, когда мысль о том, что режиссура — это не умение найти, а умение отказаться, получает наглядное подтверждение.

Минимум декораций, минимум реквизита — все внимание сосредоточено на трех актерах.

Лаконичная история первой любви, несостоявшейся свадьбы, а в итоге — двух сломанных судеб — и все это на почве националистических предрассудков — играется эстонскими актерами легко, свободно, как бы в одно касание, без излишнего психологизма. Целый ряд переломов в судьбе и главного героя Оскара (именно от его лица ведется повествование) — Т. Лампа, и его возлюбленной Эрики — К. Теэтамм проговаривается, а не отыгрывается. Что, впрочем, понятно: главный герой вспоминает эту историю (судя по всему, главный сюжет своей жизни), а память крайне избирательно относится к эмоциональному опыту, что-то предпочитая и утаивать. Третий персонаж — дед Эрики — Калью Орро — находится на периферии действия.

К. Теэтамм (Эрика), Т. Ламп (Оскар).
Фото А. Гущина

К. Теэтамм (Эрика), Т. Ламп (Оскар). Фото А. Гущина

Дело даже не в замечательной наблюдательности артистов: как им удается сразу дать понять зрителю, что эта любовь — первая, — не знаю. Дело не в непосредственности реакций и ненавязчивой заразительности существования — в конце концов, фоменки и женовачи играют примерно в том же ключе. И дело даже не в острой современности спектакля — между коллизиями отношений эстонцев и немцев 1935-го и нынешними коллизиями отношений русских и, допустим, кавказцев нет такой уж большой разницы — предрассудки на национальной почве крайне живучи. Вся соль этого спектакля в финальном настроении. Хрестоматийное «жизнь прошла» — в своем роде итог жизни. Не удалось, не получилось, не хватило воли (смелости, силы…) изменить свою жизнь у Оскара и Эрики. Героиня умерла, рожая ребенка от нелюбимого. Оскар обречен на вечное воспоминание этой истории. В начале спектакля он выходит из темноты небытия, освещая свечой свой путь. В финале — в пространстве воображения ли, мечты ли, иного мира (трудно сказать определенно) — им дарована встреча. Сдержанная интонация спектакля, не предполагающая выдавливания из зрителя эмоции, сменяется мелодраматическим «и все-таки они встретились» — единственный стилистический и жанровый сбой спектакля.

Октябрь 2011 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.