Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

IX ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-ЛАБОРАТОРИЯ ТЕАТРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТАЯ РЕПКА» (4–13 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА, САМАРА)

Театр «СамАрт» вновь постарался собрать лучшие спектакли для детей, созданные в России за последние два года, причем большинство этих работ сделано молодыми режиссерами, многие из которых заявили о себе на прошлых «Золотых репках». Как обычно, на фестивале работала лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких» под руководством Михаила Бартенева и Олега Лоевского, которые неутомимо ищут среди людей с режиссерским дипломом тех, в ком можно разбудить «детский ген» — особый дар разговаривать на языке театра с маленьким зрителем. Скажу сразу: к сожалению, лаборатория-2010 оказалась не слишком результативной. Но из трех подготовленных эскизов, пожалуй, один можно признать перспективным: симпатичную сказку про «Хемуля, который любил тишину» по Т. Янссон показала режиссер Ольга Лапина (РАТИ-ГИТИС, курс О. Л. Кудряшова) вместе с художником Егором Федоричевым (РАТИ-ГИТИС, курс С. Ф. Морозова).

Достижения молодой режиссуры в профессиональном театре для детей продемонстрировали спектакли РАМТА: «Бесстрашный барин» и «Как кот гулял, где ему вздумается» (постановка выпускниц С. В. Женовача Марфы Горвиц и Сигрид Стрем Рейбо соответственно). Эти замечательные работы, созданные также в рамках лаборатории О. Лоевского, вместе с еще двумя — «Волшебным кольцом» Александра Хухлина и «Почти взаправду» Екатерины Половцевой — как единый проект номинированы на национальную премию «Золотая маска». (Обо всех четырех спектаклях см. «ПТЖ» № 61.)

Привезли на «Репку» и самую популярную из новых пьес для детей — историю о пингвинах и всемирном потопе под названием «У ковчега в 8», причем сразу в двух вариантах. Алтайский Молодежный театр из Барнаула показал фактически премьеру (спектакль на домашней сцене успели сыграть всего раз или два перед фестивалем). Режиссер Дмитрий Егоров со своим постоянным соавтором, художником Фемистоклом Атмадзасом, подошли к пьесе с основательной серьезностью, сделали двухактный большой спектакль, выстроили на сцене громоздкую конструкцию, к которой актерам еще необходимо привыкнуть. История получилась не для малышей, скорее, для подростков, чему способствовали и «забойные» песни ВИА «Божий промысел», играющего прямо на сценической площадке. В версии Екатеринбургского ТЮЗа пьеса У. Хуба предстала историей камерной, звучащей более ясно и разыгранной весело, легко, безусильно. Сценография, которую Анатолий Шубин сочинил для этого спектакля, тоже кажется не очень удачной, хотя она достаточно компактна и актерам не мешает, а вот режиссура Евгения Зимина оказалась вполне пьесе адекватна. «Золотую репку-2010» в кулуарах прозвали фестивалем им. Зимина: были показаны три спектакля режиссера, включая петербургскую «Белоснежку и семь гномов». На обсуждении критики истратили немало остроумия, анализируя по Фрейду и по Юнгу странное постановочное решение: всех гномиков играют молодые актрисы театра, причем по данным — отнюдь не травести. И вот когда все эти рослые девушки начинают по очереди признаваться в любви к Белоснежке, у видавших виды театроведов в зале сдают нервы… Впрочем, это не главное, а суть претензий к спектаклю — в решительном отсутствии каких- либо свежих идей для воплощения сказки на большой сцене. Такое же впечатление — вторичность приемов, стереотипность образов — произвел и спектакль «Сказка о золотом петушке» Челябинского ТЮЗа (режиссер Константин Кучикин). В очередной раз на этом фестивале была продемонстрирована закономерность: художественные свершения в детском театре в подавляющем большинстве случаев возникают на малых сценах. Большая — отдается на откуп культпоходам, там показывают громкие, яркие зрелища, не одухотворенные поиском нового.

Еще один спектакль Зимина, «Азбука Льва Толстого», сделан им в соавторстве с Юрием Алесиным на малой сцене СамАрта (идея М. Бартенева, работа родилась в рамках прошлой лаборатории). «Азбука» — и жизненный, и театральный букварь (ребенок-зритель познает главные человеческие понятия и исподволь учится театру, тому, как жизнь превращается в сценическое искусство прямо на наших глазах). В этом спектакле отлично работает молодежь самАртовской труппы. Театр- хозяин показал еще и «Сказку про самого длинного червяка» (режиссер Дмитрий Исаичев), и изысканную «Красную шапочку » Ж. Помра (режиссер Полина Стружкова), и «Фальшивый купон» Анатолия Праудина (этот спектакль, совместный проект СамАрта и Экспериментальной сцены «Балтийского дома», см. «ПТЖ» № 60, выдвинут на «Золотую маску»). Разнообразие репертуара, смелость экспериментов, профессиональная мобильность талантливой труппы вызывают бесконечное уважение и восхищение.

В рамках «Золотой репки» были показаны два спектакля, в которых главной стала тема войны. Об одном из них — «Толстой тетради» Бориса Павловича в театре «На Спасской» — журнал писал (№ 59). Неожиданно срифмовался с «Тетрадью» спектакль «Ночевала тучка золотая…» Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. М. Карима (Уфа). И там, и там жестокая и бессмысленная в своей беспощадности война показана глазами детей, в центре обоих спектаклей — история двух братьев. Страшная, предельно честная и смелая повесть Анатолия Приставкина прозвучала современно, мальчишек-близнецов сыграли Андрей Ганичев и Андрей Максимов, актеры молодые и очень талантливые. Режиссура Мусалима Кульбаева, хоть временами и грешащая избыточностью приемов, оказалась точной и мужественной, особенно во второй части, где от актеров потребовалась невероятная правда существования при абсолютной условности решения. Мы не видим, как убивают Сашку. Мы видим привязанную к кольям куклу, большеглазого мальчика с соломенными волосами. А. Ганичев берет мертвого Сашку, кладет его рядом с такой же куклой — Колькой, и маленькая ручка куклы гладит брата, и рука актера тянется к кукольным волосам Сашки… Никто из зрителей, смотревших спектакль, не сможет забыть эту душераздирающую сцену, сыгранную с громадной силой и без всякой сентиментальности.

«Золотая репка» — очень нужный фестиваль, и необходим он не только тюзовскому сообществу. Без настоящего зрителя театру как искусству не выжить. А такой зритель воспитывается только в зале, только на хороших спектаклях для детей.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.