Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ТЮЗ ИМ. А. А. БРЯНЦЕВА

Одинокий забытый остров.

Пять худруков, прошедших через белые руки директора С. В. Лаврецовой, — история настоящей беды. При А. Шапиро так же плохо, даже хуже, чем было. «Руководитель художественных проектов». А где проекты? «Белоснежка» с гномами- тетеньками, разговаривающими дикими тюзятинскими голосами, и «голубыми» героями, произведенными кондитерской фабрикой им. Крупской, — проект?! Это театр, с которым Шапиро боролся когда-то. Нет программ, нет художественного руководства, нет работы с труппой, есть многолетний стыд за этот театр.

ТЮЗу трудно сейчас, но, впрочем, ему трудно уже 30 лет. Оставшиеся актеры Корогодского — драгоценность. Хорошо бы их завернуть в какую-то особую вату-фольгу и сберечь подольше! Они все-таки носители уникального опыта. На Малой сцене видела несколько хороших спектаклей. Где вообще Латышев, куда делся? Почему не ставит Бызгу?

В театре так и нет сильной режиссерской программы. Понятно, и в последние месяцы делались ставки, они не оправдались… «Человек в футляре» Г. Васильева остается одиноким исключением в потоке непринципиальных спектаклей.

Очень хочется послушать или прочитать отчет руководителя художественных проектов ТЮЗа Адольфа Яковлевича Шапиро о проделанной работе. Уж коли мэтр согласился назваться руководителем, то, пожалуй, именно ему и следует адресовать вопрос, отчего все художественные проекты театра (при сильной, хотя и растренированной труппе) проваливаются с такой тягостной регулярностью.

Не хожу.

Театр драматичной судьбы. Жизнь теплится только на малой сцене, где появляются время от времени яркие премьеры. Всегда это связано с режиссерскими именами (Г. Козлов, Г. Тростянецкий, Г. Бызгу и т. д.). На большой сцене ничего не получается, даже если новинка подается с помпой («Гроза»), в другом театре постановка имела заслуженный успех («Великодушный рогоносец»). Нет настоящего главного режиссера — нет искусства.

«Человек в футляре» у Г. Васильева большого удельного веса, героический, хотя и проблемный римейк у В. Золотаря.

С приходом А. Я. Шапиро связывались большие надежды. Пока они не оправдались: крупных художественных удач в ТЮЗе не произошло. На малой сцене возникли спектакли, о которых можно, по крайней мере, говорить («Человек в футляре», в меньшей степени — «Подросток»). А на большой сцене самым, на мой взгляд, интересным был спектакль М. Бычкова «Гроза», поставленный еще до прихода Шапиро. Идет он крайне редко (наверное, потому, что М. Голубкина не может часто приезжать из Москвы, но ведь изначально на роль была назначена наша, местная, А. Ионова!), как и совсем новый «Великодушный рогоносец» В. Золотаря, что не позволяет этим постановкам, сложным по художественному языку, определять лицо театра.

Замечательная труппа. Фестиваль «Радуга». Об остальном — промолчу… всем все известно.

Не берусь оценивать состояние театра в целом, потому что хожу туда только на Малую сцену смотреть выдающегося актера Валерия Дьяченко.

Комментарии (1)

  1. Ирэн

    Я давно не была в ТЮЗе. Недавно сходила на мюзикл “Ленька Пантелеев”. Я просто влюбилась в этот театр. Жалею, что 5 лет учебы в университете ходила в другие театры и просто не знала КАКОЙ в ТЮЗе интересный, разнообразный репертуар. Не только для детей, но и для молодежи и для людей всех возрастов.
    Всем очень рекомендую мюзикл “Ленька Пантелеев”. За свои 24 года я не видела ничего лучше…) Хотя считаю себя очень требовательным человеком по отношению к искусству.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.