Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ВОВРЕМЯ ОСТАНОВИТЬСЯ

И. Тургенев. «Вешние воды. Вторая часть. Марья Николаевна Полозова».
БДТ им. Г. Товстоногова.
Инсценировка и постановка Елены Черной

БДТ очень трудно живется в тени собственного призрака — прославленного бренда, которому до сих пор поклоняются тысячи зрителей. Осознает театр или нет, но большая часть его сил уходит на каждодневную необходимость соответствовать былым достижениям, «держать лицо», давно превратившееся в тяжелую маску. Эксперименту в этих стенах места нет, а новое приживается лишь тогда, когда способно «притвориться своим», мимикрировать под формы жизни, устойчивые к местному климату.

«Вешние воды» на Малой сцене в этом смысле — идеальный вариант. Работа по форме столь незамысловатая, что напрашивается определение — учебная, но в то же время демонстрирующая артистическое мастерство и известную долю самостоятельности авторского мышления.

Инсценировщик повести и постановщик спектакля, профессор Театральной академии Елена Черная не побоялась «обрезать» русского классика, просто выкинув за ненадобностью первую часть истории — про любовь и прочие слащавые и несовременные глупости вроде высоких чувств и благородных дуэлей, — и полностью сосредоточилась на второй части повести, показавшейся ей куда более привлекательной. Это «обрезание» симптоматично и для сегодняшнего дня, и для сегодняшнего театра — это выбор современного человека, предпочитающего рассмотреть поближе страсть, а не любовь и изучить поподробнее характер противоречивый, а не цельный. Собственно, этот-то характер роковой русской красавицы, так заинтересовавший режиссера, и становится основой и сюжетом всего спектакля. Ирина Патракова, играющая русскую плебейку, выбившуюся в «люди», дворянку, так сказать, в первом поколении, то есть мещанку, вышедшую за дворянина, купившую себе свободу, куда более органична, чем в ролях инородных королевишен. Она чрезвычайно красива, пластична, обаятельна, но существует в замкнутом пространстве собственных монологов. Ее партнеры из другой лиги. Алексей Сельянов, Дмитрий Мурашев, Иван Федорук скромно подыгрывают даме, тактично сторонясь лидерства, а свой «класс» показывают, исполняя на фортепьянах Шопена и болтая по-немецки и пофранцузски — почти без ошибок. Спектакль интересно смотреть, он не пуст, детально психологически разработан, в нем существует определенная гармония: и костюмы, и уместно решенные неброские декорации (художник Ирина Арлачева), и реквизит, и внешность артистов, и манера игры — стилистически связаны, нет шокирующих «выпадений» и нестыковок… Равно как нет и художественных открытий, нет юмора, тонкости и того ощущения беспокойной и беспокоящей новизны, которое явилось с приходом в русскую литературу «свободных» женщин — Марьи Полозовой, Одинцовой, Верочки из гончаровского «Обрыва»…

Впрочем, как считал сам Тургенев, женщина от свободы сатанеет, и, возможно, исследуя эту тему, главное — не углубляться и вовремя остановиться.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.