Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

НОВЫЙ «ЩЕЛКУНЧИК»

П. Чайковский. «Щелкунчик». Театр оперы и балета консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Хореограф Давид Авдыш, художник Иван Совлачков

Не секрет, что энергией автора наполняется и его творение. Экспрессия балетмейстера Давида Авдыша бьет ключом в его «Щелкунчике». Прежнего сюжета ему оказалось маловато. Драматургическим стержнем балета стала сентиментальная сказка Андерсена «Девочка со спичками» — история о бедной девочке, замерзшей в предновогоднюю ночь на улице. Одинокая балетная Маша бродит с коробкой спичек среди спешащих на праздник гостей, робко предлагает свой товар, но никому нет до нее дела. Несчастную девочку жалеет Дроссельмейер и приглашает на праздник, имея на то и собственный интерес: облачившись в нарядное платье, девочка должна заменить украденную мальчишками куклу. В дальнейшем действие развивается в русле традиционного сценария «Щелкунчика» (вырастающая елка, битва с мышами, превращение Щелкунчика в Принца, праздник в Конфитюренбурге), после чего сказка подходит к концу и героиня возвращается в реальность. Обессиленная девочка, по-прежнему никого не интересующая, угасает в углу сцены. Под занавес Маша и Принц возносятся к небесам на волшебном велосипеде, по-видимому уже пребывая в царстве вечной гармонии.

Обновив традиционный сюжет, балетмейстер сделал смелый ход, однако «андерсеновскую линию» лишь наметил пунктиром. Фигура Маши почти теряется в калейдоскопе танцевально-бытовых зарисовок первой картины и в пантомиме последней.

Неожиданна для рождественского спектакля и картина подводного царства, открывающая второй акт. На фоне движущихся по сцене бутафорских волн с ныряющими дельфинами скромно резвятся рыбки-танцовщики. По волнам на волшебном велосипеде «приплывают» Маша и Принц. Возможно, этот эпизод — отголосок замысла Петипа, где герои путешествуют по водам розовой реки «на колеснице из раковины, влекомой золотыми дельфинами». Театр Консерватории для подобной роскоши не располагает материальными ресурсами, да и фантазия балетмейстера здесь явно решила передохнуть.

Если драматургия спектакля не во всем убедительна, то хореография искупает просчеты с лихвой. Уже в первой сцене у Авдыша затанцевали даже елки, предварив круговерть рождественского праздника. Особенно эффектным получился Гросфатер, построенный на акробатических манипуляциях подвыпивших родителей со стульями.

Необычен образ Дроссельмейера. Окутанный жутковатой тайной, он может и пошутить — заворожить зрителей танцем-игрой с зонтом, то исчезая за ним, то заставляя без помощи рук зависать в воздухе.

Фейерверком разгорается фантазия Авдыша в дивертисменте второго акта, где каждый танец — блестящая концертная миниатюра. Экзотикой Востока пленяет прекрасный юноша-павлин с огромным, переливающимся в лучах софитов «хвостом». Китаец, как заведенный, кружится по сцене, тщетно пытаясь поймать бабочку. Неуловимая летунья прикреплена невидимой проволокой к шапочке танцовщика и беспрестанно меняет траекторию полета. Иванушка и Конек-горбунок состязаются в ловкости в безудержном плясе. Барашек забавно ревнует пастушку к пастуху (танцовщица-травести) во французской пасторали, но в финале, осушив слезы, позволяет паре соединиться. А главный сюрприз преподносят мыши. Некогда агрессивные, орудовавшие ружьями, огромными столовыми приборами и устрашающим капканом в виде зубастой челюсти крокодила, теперь они демонстрируют совершенную покорность. Повинуясь бичу Дроссельмейера-укротителя, мыши, как на арене цирка, старательно и даже лихо отплясывают нечто похожее на танец маленьких лебедей под дружный хохот зрительного зала.

Удались и «серьезные» номера. Прежде всего — разнообразный по композиции вальс снежных хлопьев. Бесконечно изобретательны у Авдыша дуэты — эмоциональные кульминации балета. Различные по настроению, они впечатляют изощренностью танцевального языка. В первом Дроссельмейер увлекает Машу в таинственный и небезопасный сказочный мир. Второй дуэт героини с Принцем утверждает счастливую гармонию, а большое финальное адажио — трагическое расставание героев — исполнено душевной муки.

О. Гапиенко (Маша). Фото В. Зензинова

О. Гапиенко (Маша).
Фото В. Зензинова

Сцена из спектакля. Фото В. Зензинова

Сцена из спектакля.
Фото В. Зензинова

Хореография Авдыша, переливаясь красками юмора, лирики, драмы, обладает эмоциональной заразительностью, что делает нового «Щелкунчика» интересным и для зрителей и для исполнителей. Труппа, фактически сформированная заново, достойно справляется с непростыми задачами, предложенными балетмейстером. Кордебалет радует слаженностью исполнения, солисты — выразительностью и техникой. В спектакле немало актерских удач: Юрий Калинин (Щелкунчик), Олег Сидоров (Мышиный генерал), Камиль Нурлыгаянов (Чертик), Константин Грачев (Солдатик), Сергей Головин и Ян Омельницкий (Китайский танец), Екатерина Коваль и Камиль Нурлыгаянов (Русский танец). Елена Алексеева, Эвелина Гржибовская и Яро. слав Никифоров (Пастушки), Юлия Рункина и Константин Грачев (Испанский танец). Шквал аплодисментов сорвал Денис Алиев — обольстительный Павлин (Восточный танец). Виртуозно станцевал партию Щелкунчика Игорь Шалаев. Александр Мищенко мастерски вылепил образ Дроссельмейера: его чудаковатый незнакомец вырастает до символа неумолимой судьбы. А главными героями по праву стали Олеся Гапиенко — по-детски искренняя, чистая душой Маша и Илья Заботин — пластичный танцовщик, проявивший себя и как надежный партнер. Уверенно вошел в спектакль и второй исполнитель роли Принца Андрей Бесов. Убедительно заявила о себе в партии Маши и юная Оксана Мельниченко, составившая дуэт с более опытным Юрием Калининым.

Своеобразие нового «Щелкунчика» оттенили сказочно-причудливые и в то же время лаконичные декорации художника Ивана Совлачкова. Успеху спектакля способствовал оркестр под управлением Сергея Федосеева.

Премьера продемонстрировала стремительный профессиональный рост молодой труппы, ее готовность к новым свершениям. Располагая таким талантливым и энергичным руководителем, как Давид Авдыш, балет Консерватории вновь может стать одним из очагов творчества, едва теплящегося в нашем городе сегодня.

Ноябрь 2008 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (1)

  1. Татьяна

    Лучше этой версии балета Щелкунчик я не видела и не слушала нигде. Великолепное сочетание содержания с трагичной музыкой Чайковского. Спасибо автору балетмейстеру Давиду Авдышу. Все “сладкие” версии, которые я смотрела до и после, на мой взгляд не передают гениальность музыки и слишком упрощают философию Гофмана и реальную жизнь, Они, скорее, рождественские сказочки для детей.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.