Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ПЕРСПЕКТИВЫ

ПИАРЬ СЕБЯ, ПИАРЬ ВЕЗДЕ!

Круглый стол «Как состояться молодому режиссеру?» в «Приюте Комедианта»

Фестиваль «Ученики Мастера», в этом году показавший в нашем городе спектакли выпускников Мастерской Марка Захарова, решил расширить границы. В театре «Приют Комедианта» в качестве бонуса к традиционной постановочной программе прошел круглый стол «Как состояться молодому режиссеру?», в котором приняли участие московские и петербургские выпускники мастеров, а также журналисты и театральные критики.

Москва сразу перешла в наступление. Анна Потапова (на фестивале был представлен ее спектакль «Воспитание Риты», поставленный в нашем ТЮЗе) сформулировала главные проблемы молодой режиссуры — полное отсутствие интереса к спектаклям выпускников режиссерских факультетов со стороны руководителей театров и продюсерской поддержки. Петербуржцы склонны были с ней согласиться.

Олег Еремин (актер, режиссер спектакля «Муха», Александринский театр):

— Бесполезно приглашать худруков на свои спектакли — факсы и бумаги с предложениями ничего не дадут. Все происходит только с глазу на глаз. Нам надо, ребята, какие-то продюсерские таланты иметь, тогда к нам будут ходить. Может этому нужно обучать в институте? А еще, может, нужно создать какую-то систему внутри самих театров. Ведь репертуар сегодняшних театров, их состояние и, если уж открыто об этом говорить, отсутствие художественных руководителей в этих театрах, за исключением двух-трех человек, — все вместе выглядит катастрофически. Как из этой ситуации выбираться?

И. Сакаев. Фото А. Раппопорт

И. Сакаев.
Фото А. Раппопорт

Н. Лапина и С. Щипицин. Фото А. Раппопорт

Н. Лапина и С. Щипицин.
Фото А. Раппопорт

Режиссеры думают. Фото А. Раппопорт

Режиссеры думают.
Фото А. Раппопорт

Искандэр Сакаев (режиссер спектакля «Цветы для Чарли», Александринский театр):

— Современные режиссеры — молодые, немолодые, — поневоле должны становиться сегодня администраторами, ничего с этим не сделаешь.

Также все режиссеры согласились с тем, что художественные руководители театров обеих столиц ленивы, они не ищут новые имена, тенденция в столицах такая. Ладно, не можете ставить в столице, езжайте в провинцию, предложил кто-то. Но в эту провинцию тоже надо попасть, возразила Анна Потапова:

— Чем больше я общаюсь с провинцией, тем чаще натыкаюсь на монологи типа: «Ну, пришлите свою кассету, а мы посмотрим, какой вы режиссер». Я разослала огромное количество кассет, и у меня сперли огромное количество пьес. В моем режиссерском портфеле — сплошь то, что никогда в России не шло, это мой принцип. И что? Я посылаю пьесу, веду долгие переговоры, они говорят, что нет, пьеса эта им не нравится, после чего от переводчиков узнаю, что пьеса-то им нравится и прекрасно ставится. И никаких юридических возможностей поймать человека в этой ситуации у меня нет. Зато мне ни разу не удалось в итоге поехать и поставить спектакль в провинции. И если ты не нравишься Лоевскому — ни на какой фестиваль в провинции ты не попадешь!

Зашел разговор и о свободных площадках. Открытая площадка — самый приемлемый вариант для молодняка. Но и тут проблема. Через полгода любая открытая площадка станет закрытой, у нее появится свой художественный руководитель, который не будет туда никого пускать. Значит, надо идти на чужую площадку, а чтобы на нее попасть — надо понравиться худруку.

Тогда петербургские режиссеры напомнили, что у москвичей, в отличие от питерцев, есть Театр.doc и Центр Рощина и Казанцева, там-то можно ставить, на что выпускник Захарова Дмитрий Изместьев возразил:

— Но там приветствуется новая драма. А мы не хотим новой драмы. В ней мат везде, от него уже тошнит. И во всей этой современной драматургии основная мысль автора выражается через слова, а не через ситуацию. Мы классику хотим ставить!

А. Потапова и Г. Жено. Фото А. Раппопорт

А. Потапова и Г. Жено.
Фото А. Раппопорт

С. Филиппов. Фото А. Раппопорт

С. Филиппов.
Фото А. Раппопорт

О. Еремин. Фото А. Раппопорт

О. Еремин.
Фото А. Раппопорт

Выберут режиссеры классику для постановки, разошлют приглашения худрукам — никто не приходит, литературным частям (а они есть при каждом театре) — тоже все равно, лень им заниматься поиском режиссеров, в институтах продюсерству еще не обучают. В общем, очень, очень плохо живется сегодня молодым режиссерам — утверждали москвичи. Нет, они не утверждали. Они орали. Размахивая руками, перебивали выступающих журналистов: «Молодой человек, а вы, простите, вообще кто?» Громче и агрессивнее всех выступал выпускник Захарова Сергей Филиппов, как и его коллега и однокурсник Изместьев стремящийся ставить классику. «Мы тут будем дискуссию вести или х…ми меряться?!» «Худруки живут как потребители!» «Взять бы, снять старперов и поставить во главе театров молодых директоров!» «Вывалил режиссер кишки на сцену, написали об этом газеты — худрук сразу берет его к себе. Еще бы — он создал Событие! А много талантливых, но тихих, — вопил Филиппов, — и жаль, что нет общественного института, который бы их отсматривал!» В конце своего темпераментного монолога молодой режиссер уже бил руками по столу и заходился в истерике. Дмитрий Изместьев, хотя и вел себя потише, обескуражил Ольгу Погодину, предложившую москвичам влиться в движение Любимовка и не пренебрегать современной пьесой, вопросом: «Вы-то сами читали эту хрень?» (Причем Погодина перед выступлением представилась.) Но Дмитрий Изместьев не знает, кто такая Ольга Погодина. Как не знает он и имен руководителей Театра.doc. «Эта женщина, как там ее, хозяйка дока?» — безуспешно пытал он Филиппова. Самоуверенные, наглые, ничего и никого не знающие хамы, претендующие на то, чтобы их знали все, «панки» режиссерского факультета Филиппов и Изместьев, казалось, специально провоцировали петербургских коллег, на десятой минуте встречи уже прятавших лица в ладони. От стыда. Петербургские молодые режиссеры молчали и криво улыбались. В углу притихла координатор круглого стола Мария Бошакова, потерявшая контроль над ситуацией. Сверкали молнии, грохотал гром. Клубился сигаретный дым, и летела слюна. А потом негромко выступил Георг Жено, тоже выпускник Марка Захарова, немец, живущий в Москве и в Гамбурге. Он говорил о свободных площадках Москвы, называя имена, рассказывая о художественной политике этих площадок, предоставляющих молодым режиссерам реальный шанс попробовать свои силы. Рассказал о том, что за полтора года ему удалось выстроить отношения с продюсерами и теперь он готов поддержать режиссерский дебют в своем театре имени Бейтса, разместившемся на фабрике:

— Надо все делать самому. Не существует механизма, по которому все как-то устроится. Главное — что на своем творческом пути ты встретишь людей, которые поймут твои идеи, нужно их только заинтересовать. Главное — ставить и получать удовольствие от того, что ты делаешь.

Георгу заслуженно зааплодировали. Разговор удалось направить в нужное русло. Снова был задан вопрос: как же сегодня состояться молодому режиссеру? Анна Потапова делает ставку на тусовку и пиар:

— Пока вы что-то делаете в аудитории, как бы это ни было гениально, этого никто не узнает. Тусуйтесь и носите над собой табличку: «Я — режиссер!».

Сергей Щипицин, режиссер, выпускник Льва Додина, считает:

— Проблемы как таковой нет. Режиссер — это тот, кто репетирует и высказывается. Не важно где — во дворе, дома. Он занимается своим делом — собирает людей и репетирует.

Сергея поддержала Наталья Лапина, режиссер питерского ТЮЗа:

— Тусовка отнимает режиссерское время. Если режиссеру есть что сказать — он скажет. Пойдет, найдет деньги, это не проблема.

Принципиальная разница между московским и петербургским подходом наиболее ярко выразилась в ответе на вопрос, заданный в самом конце круглого стола: «Хорошо, если вы ставите и вас замечают. А если на ваши спектакли никто не ходит?..»

Сергей Щипицын: «Значит, возможно, ты занимаешься не своим делом, и тебе стоит сменить профессию».

Анна Потапова: «Значит, у тебя плохой пиар».

Истина где-то рядом.

Апрель 2008 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (1)

  1. Андрей Гогун

    Хорошо, если ты ставишь.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.