Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ДРУГОЙ ТЕАТР

«ГОСТИ» САШИ ВАЛЬТЦ ГОСТИЛИ В МОСКВЕ

«D’avant». Театр «Шаубюне ам Ленинер платц», представленный компанией «Sasha Waltz & guests» в сотрудничестве с «Les Bellets C. De la B.» (Гент), Марсельским фестивалем, фестивалем «Le Carreau» — Национальным театром Форбакаи Teatre de la Ville (Париж).
Режиссура, хореография, танец, вокал — Сиди Шарби Шеркауи, Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола, Люк Данбери и Дамьен Жале, сценография — Томас Шенк

Независимая труппа «Sasha Waltz & guests», созданная в Берлине в 1993 году Сашей Вальтц и Йохеном Зандигом, продолжает исследования отношений между танцем и архитектурой, пространством и временем, а также изучает возможности и свойства человеческого тела. Не случайно для двух представлений в Москве был выбран зал Манежа театра «Школа драматического искусства»: невероятная акустика, огромные пространства и возможность возведения на сцене грандиозных сценографических конструкций.

Спектакль «D’avant» («До того») в постановке четырех хореографов и одновременно певцов, музыкантов и танцовщиков Саши Вальтц: Сиди Шарби Шеркауи, Хуана Круса Диаса де Гарайо Эснаолы, Люка Данбери и Дамьена Жале — состоялся на сцене театра «Школа драматического искусства» 29 и 30 марта в рамках немецкого фестиваля современной хореографии. В его основе — этюдная работа труппы в Марселе в июле 2002 года: летняя жара, прохладный мистраль, полная энергии жизнь старинного портового города, непредсказуемые сочетания и отношения самых разных культур и религий, яркость красок, футбольные страсти, похоронные и свадебные процессии.

Сцена из спектакля. Фото Д. Воронова

Сцена из спектакля.
Фото Д. Воронова

Сцена из спектакля. Фото Д. Воронова

Сцена из спектакля.
Фото Д. Воронова

Сцена из спектакля. Фото Д. Воронова

Сцена из спектакля.
Фото Д. Воронова

Четыре танцовщика — одновременно и специалисты в области средневековой музыки, создающие музыкальную партитуру спектакля, и представители двух новаторских европейских театров современного танца. Древний византийский распев чередовался с грузинскими народными песнопениями, французскими шансонетками, пародиями на современную эстраду. Одетые в современные костюмы танцовщики настолько мастерски использовали возможности техники contemporary, что с легкостью превращались в футбольный мяч, колокол, мумию, старика, женщину, младенца, куклу-марионетку и т. д. Разворачивалось неспешное действие, своего рода «Метаморфозы», лишенное пафоса и многозначительности, все было настолько композиционно выверено и просто по технике исполнения, словно танцовщикам ничего не стоило делать сложные кульбиты и преодолевать силу тяжести. Создавалось ощущение, что для них законы Ньютона не действуют. Именно в этом и выражается суть техники contemporary dance: используя только вес и баланс тела, достичь невероятной естественности и красоты элементарного движения.

На сцене (художник Томас Шенк) — кирпичная кладка, вверх, к колосникам, уходит лестница, рядом вертикальный шест, какие-то площадки, напоминающие старые ангары. Все пространство по ходу действия обыгрывается танцовщиками легко и с юмором. В кульминации спектакля, когда выдвинутые из кладки и поставленные ребром кирпичики вдруг начинают падать, как косточки домино, исполняя затейливый танец, возникает ни на что не похожая, странная, зачаровывающая музыка. В тот момент, когда падает последний кирпич, вся махина вертикальных конструкций начинает со страшным грохотом разваливаться. Идея, что все в мире связано какими-то незримыми нитями, проходит через весь спектакль: стоит выбиться одному кирпичу, и вся сложная конструкция мироздания рушится, это распространяется и на человеческие отношения. Танцовщики существуют в сложной зависимости друг от друга, где опора на другого человека настолько же важна, как и кирпич при строительстве дома.

«D’avant» — спектакль о современной жизни. Ученики и соавторы спектаклей Саши Вальтц наблюдают за ней внимательно и критично, не оставляя ничего без внимания и при этом творчески переработав впечатления, используя технику танца модерн. В трагичных порой зарисовках нет навязчивого морализаторства, скорее сопереживание и грусть. «Гости» с юмором относятся к неизбежному выводу о будущем планеты, где повсюду разбросан строительный мусор, тряпичные ошметки, обломки мебели, банки от пепси-колы. Картина в конце спектакля: на одной части сцены идет погребальная церемония, звучат медленные песнопения, а на другой — человек просто справляет малую нужду серьезно и обстоятельно, при этом создавая звуковую полифонию. Вообще, наблюдательность и умение найти то, над чем стоит посмеяться в современной жизни, свойственны немецкой школе современного танца.

Хореограф и один из исполнителей «D’avant» Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола прокомментировал свой метод работы на мастер-классе в Тау-зале «Школы драматического искусства»: «Вес тела и работа танцовщика с телом, умение понять свое тело, найти баланс и умение этим балансом управлять — вот главный ключ к моей хореографии». Мастер-класс был рассчитан только на профессиональных танцовщиков и длился три часа.

Первая часть была посвящена технике танца модерн, ощущению веса, раскрепощению тела и попыткам участников проанализировать траекторию движения под воздействием своего веса. Упражнения несложные, но использование метода Хуана Круса давало ощущение необыкновенной красоты и легкости элементарного движения ненапряженного тела. Словно все твое существо перемещалось в пространство необыкновенной легкости, где все возможно, если есть ощущения баланса и равновесия. Медленные перекаты под ритм собственного дыхания, переходы из одного движения в другое, при этом ощущение неспешности и в то же время безостановочности происходящего. Время и пространство — одни из главных структурных компонентов любой постановки учеников Саши Вальтц.

Заключительный этап занятия был связан с ощущением баланса в группе. Задача заключалась в том, чтобы танцовщики сначала в парах, а потом вчетвером продемонстрировали потерю равновесия, опираясь на партнера, балансируя на одной ноге, и затем снова поймали равновесие и при этом не теряли ощущения целого. И если вдруг одно тело выпадало из конструкции, весь «дом» рушился. Довольно сложный физически момент тренинга показывался поочередно каждой группой собравшимся зрителям и комментировался хореографом.

Особенность практически всех постановок в технике contemporary в том, что нет никакой сюжетной линии спектакля, нет либретто, нет линейного развертывания событий, этот метод открыт для любых ассоциаций и философских обобщений и в то же время в сочетании с другими направлениями искусства позволяет соединить несоединимое. Лучший тому пример — «D’avant», соединивший монастырскую аскезу и средиземноморскую чувственность, включивший в себя и полифоническое пение, и невероятно свободный и не признающий никаких границ современный танец.

Май 2008 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.