Петербургский театральный журнал
16+

ФЕСТИВАЛИ

ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ТЕАТРОВ РОССИИ

Устроители студенческого театрального фестиваля (РГПУ им. Герцена, СТД, Российский центр Международной театральной ассоциации АИТА) — красиво и звонко назвали его «Новый взгляд». Программы художественных поисков в этом названии не заложено: новый взгляд — это не обязательно новые формы (суперавангардных тенденций фестиваль как раз не предъявил).

Между тем «новый взгляд» на российскую театральную действительность появился у автора этих строк. Маринуясь в «собственном соку» профессионального театра, я как-то даже и не задумывалась о том, существуют ли сегодня студенческие театры. Выяснилось, что они не просто существуют — они живут бурной жизнью, их сотни: организаторы получили более 200 заявок на участие в фестивале! В программу были включены 12 спектаклей из весьма удаленных друг от друга городов (от Хабаровска до Твери, от Казани до Тюмени, включая Москву и Питер). И руководители театров, и сами актеры-любители смотрели все спектакли, охотно и даже запальчиво вступали в обсуждения (которые были открытыми). Давно не доводилось видеть студентов с такими глазами — живыми, любопытными, а не сонными.

Даже на фестивалях профессиональных театров редко бывает так много удач: из дюжины спектаклей шесть стали лауреатами; кроме того, жюри отметило дипломами отдельные работы режиссеров, актеров, художников и даже композиторов. Получился неоднородный жанровый подбор: много пластического театра — клоунада и пантомима, были и мюзиклы, и чисто драматические спектакли.

Студенческие театры, как оказалось, многое умеют и мало чего боятся. Например, «Мимикрия» (Тюменский институт мировой экономики, управления и права) не побоялась взяться за пьесу А. Шницлера для театра пантомимы, которую сто лет назад интерпретировали великие режиссеры Мейерхольд («Шарф Коломбины») и Таиров («Покрывало Пьеретты»). Режиссер Л. Лешукова поставила свою пантомиму без оглядки на гениев и назвала историю «Страсти Пьеровы», И. Ермаков написал оригинальную музыку. Все начинается с веселой игры в пятнашки и жмурки — прямо в зале бегают молодые актеры, еще не персонажи. Незаметно они оказываются на площадке, и так же незаметно игра перестает быть радостной. Становится тревожно, тоскливо, даже страшно. Среди играющих возникают конфликты, обиды, они покидают или теряют друг друга — так рождается вечный сюжет любовного треугольника. Главные герои — несчастный страдалец Пьеро (Ю. Захаров), колеблющаяся Пьеретта (Ю. Буракевич), самодовольный Арлекин (В. Синяков) и, конечно, ироничная и лицедействующая Смерть (А. Тарасенко), ведь трагическая история любви не может обойтись без этого персонажа!.. Произвел впечатление рефрен спектакля: медленно пересекающая сцену свадебная процессия, механически двигающиеся в дерганом ритме люди-куклы с приклеенными улыбками пластмассовых манекенов.

Еще два образца пластического театра приехали с Урала.

«Арлекин» Пермского технического университета показал «Нелинейную эволюцию». В сочиненную режиссером Л. Катаевым и участниками спектакля композицию входят этюды, танцы и номера, рассказывающие о самых интересных и ярких (с точки зрения авторов, конечно) событиях истории мирового театра.

Одним из «хитов» фестиваля стала «KLINIKA by the group» студии-театра «Манекен» Южно-Уральского университета. Весело-насмешливое представление началось уже в фойе, где публику встретили актеры-клоуны. Каскад блестяще исполненных номеров связан в единое целое не столько темой (хотя она есть: все мы — забавные и достойные сочувствия пациенты одной большой КЛИНИКИ), сколько особым взглядом на жизнь, на человека. Режиссер В. Филонов и его актеры обладают абсолютно естественным, природным чувством смешного, они так видят мир, поэтому образы и сюжеты, созданные их воображением, кажутся столь живыми и подлинными. Ошеломил мощный темп всего действия, увлек дух радостной шутливой вольности, допускающей широкий диапазон юмора — от изощренной ироничности и ядовитой насмешливости до откровенной буффонады в традициях площадного балагана.

Современная драматургия оказалась редкой гостьей на фестивале (почему молодых людей не интересуют пьесы их ровесников, хорошо это или плохо — отдельная тема для размышлений). Только режиссер А. Якиманский и Театр-студия «Сад» (Похвистнево, Самарская область) обратились к «Зиме» Е. Гришковца. В спектакле симпатичный актерский дуэт (Е. Алексеев и Ф. Федотов), есть юмор в решении некоторых узнаваемых ситуаций (воспоминания героев о детстве, о первом свидании и т. д.), но общая трактовка показалась несколько размытой и невнятной.

Как объяснил руководитель петербургского народного театра ЛМЗ-ВТУЗ В. Борисенко, он предложил студентам заняться драматургией 1970-х, и ребята выбрали для постановки пьесу А. Червинского «Счастье мое…». Выбор оказался верным. Получился чистый, внешне очень скромный и безыскусный, камерный лирический спектакль с удивительно подлинной, «не театральной» интонацией. Чрезмерная, по мнению некоторых, сдержанность О. Мироновой в роли Виктории искупается ее естественностью, мягким внутренним свечением, юмором.

Фестиваль представил две версии абсурдистской драматургии. Одна из них не показалась удачной («В открытом море» С. Мрожека, театр-студия «Зеркало» из Твери); вторая же представила «новый взгляд» на Э. Ионеско: народный театр «Тандем» Дальневосточного Университета Путей Сообщения из Хабаровска привез «Бред вдвоем». Не изменяя текст (правда, придумав некоторых отсутствующих у Ионеско персонажей — снайпера, мальчишку-соседа, торговца-араба), режиссер Л. Занозина вместе с актерами смогла вдохнуть в абстрактную историю современные острые смыслы. Герои, ведущие ожесточенные бои на маленьком семейном фронте, попадают в самое пекло большой страшной Войны, на фоне которой их «глупости и мелкие злодейства» кажутся милыми пустяками. Нелепые, жалкие, но по-своему симпатичные персонажи А. Ксенофонтова и Е. Колтанюк живут в… шкафу — старом, ободранном и тесном. Они ругаются, дерутся, мирятся, целуются, снова ссорятся — но при этом постоянно трепещут за свою жизнь.

«Коллеги» хабаровчан из Санкт-Петербурга — театр-студия ПГУПС (Университет путей сообщения) — показали слабую работу. Сама пьеса-сказка У. Гибсона «Тряпичная кукла», по которой режиссер С. Сулим поставил спектакль «Я тебя люблю», показалась устаревшей и фальшивой, а в стиле постановки чувствовалась нафталинная «тюзятина».

СПбГУ, увы, тоже разочаровал. Спектакль театрального содружества универсантов «ΦΙΛΟΛΑΛΙΑ» (режиссер Е. Соляков) посвящен судьбе интеллигенции, бежавшей из фашистской Германии в Париж. Такая работа, несомненно, помогает в изучении истории и культуры определенной эпохи, а также языков — студенты играют по-немецки и по-французски, но художественной акцией спектакль не стал. Несмотря на помощь, оказанную профессиональными балетмейстерами и педагогами по вокалу, двигаются и поют студенты неуверенно, чисто драматические эпизоды играют по-детски робко.

Главный вуз страны — Московский Университет — конечно, не мог не принять участие в фестивале. Знаменитый в прошлом и популярный сегодня студенческий театр МГУ «МОСТ» привез спектакль «Удача по скрипке» в постановке музыкального руководителя театра Г. Долмазяна. В основе — литературно слабая, претенциозная повесть В. Алексеева, трактующая на современном российском материале вечный сюжет о проданной дьяволу душе. Оглушительная музыка, форсированные и к тому же усиленные микрофонами голоса, массовые танцы, яркие костюмы — форма спектакля кажется избыточной и назойливой, а вот содержание — бедновато и прямолинейно.

«Ящерица» по пьесе А. Володина показала, что актеры театра «Сдвиг по фазе» (Казанский энергетический университет) умеют не только зажигательно и энергично танцевать, но и работать с серьезной драматургией. Зрелище получилось мощное — замечательные костюмы, стилизующие «первобытную эпоху», экстатические пляски племени. Достойны и актерские работы, особенно заглавная героиня в драматичном и темпераментном исполнении Ю. Мажуго. Хороша была и ее соперница из чужого рода — ее сыграла А. Бокарева, художественный руководитель театра.

Финальным восклицательным знаком стал спектакль хозяев, Российского педагогического университета им. А. И. Герцена, — совершенно оригинальный мюзикл. Его создатели задались безумной целью — соединить шоу и диспут, вложить серьезное, проблемное содержание в «легкий» жанр. Синтетическая композиция «День подлинной свободы» включает песни, пластические и танцевальные номера, пушкинский «Пир во время чумы» и отрывки из повести Ю. Даниэля «Говорит Москва». Художественный руководитель театра «Ювента» В. Николаев — не только постановщик, но и автор песен (стихи и музыка). Его команда (на сцене человек сорок!) прекрасно танцует и поет, ребята явно музыкально одарены и здорово обучены (в чем можно было лишний раз убедиться, посмотрев еще один мюзикл, «Вот тебе и Гамлет», который «Ювента» сыграла вне конкурса).

И, разумеется, выше всяких похвал неустанная работа всей «Ювенты» во главе с В. Николаевым в течение трудной и насыщенной фестивальной недели!

«Новый взгляд — 2005» — это возможность нового взгляда, мечта о нем и обещание его.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.