Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ЧАС УЧЕНИЧЕСТВА

IV Международный фестиваль «Театральный остров» прошел в театре Сатиры на Васильевском с 15 по 20 апреля. Этот фестиваль, каждый раз посвященный театральному поиску в каком-то конкретном направлении, в этом году носил подзаголовок «Зачет по мастерству» и представлял студенческие спектакли разных театральных школ.

От других фестивалей студенческих работ «Зачет по мастерству» отличался тем, что не стремился продемонстрировать достижения или помочь студентам найти работу. Его целью было показать, с помощью каких конкретных методик и упражнений достигается результат, каким должно быть отношение артиста к своему психофизическому аппарату, чтобы полноценно жить на сцене, избежать шаблонов и клише. А по большому счету — соединить, пусть в рамках одного фестиваля, звенья одной цепи, разорванной современной ситуацией: театральную школу и театр.

Поэтому отнюдь не формальной частью фестиваля стали открытые мастер-классы, проведенные педагогами и режиссерами для артистов театра Сатиры и студентов, набранных в этом году театром совместно с Петербургской театральной академией. Ассоциативные этюды Вениамина Фильштинского, психофизиологические упражнения Ларисы Грачевой, тренинг по сценречи Юрия Васильева, основанный на движении, ансамблевое пение Ивана Благодера (СПГАТИ), «молекулярные» упражнения для развития пластики Андрея Дрознина (Театральное училище им. Б. Щукина) и даже этюды Яны Туминой (Русский инженерный театр АХЕ), призванные сделать актера «пустым и прозрачным» исполнителем команд, проходили в битком набитых аудиториях и взволновали не только участников, работавших на площадке, но и зрителей.

Традиционно Центр имени Константина Треплева представил эскиз спектакля — на этот раз осуществленный выпускницей Школы-студии МХАТ Аленой Анохиной (курс Камы Гинкаса) эскиз «Зимы» Гришковца. В программу фестиваля включили и спектакль «Сказки женщин» по пьесе Маши Рыбкиной в постановке Владимира Койфмана, выросший из прошлогодней читки и вошедший в репертуар театра.

Большой зал на спектаклях был переполнен, студенческая молодежь с восторгом принимала работы своих товарищей. Актерский курс Саратовской консерватории им. Собинова (руководитель Александр Галко) сыграл «Веер» Гольдони как легкую праздничную комедию с музыкой и танцами, не акцентировав сложные психологические моменты пьесы. Музыкально-масочным был и спектакль Александра Кладько, выпускника Григория Козлова, «Наш Авлабар», с юмором, доброжелательностью и юношеским азартом возродивший некогда популярнейшую в советском театре «Хануму». Владимир Койфман представил две работы выпускников Скандинавского ГИТИСа (GITIS Skandinavia Theatre Compani, Дания, создатель и руководитель — бывший ленинградец Михаил Белинсон), единственной в Дании театральной школы, использующей при обучении не только европейские, но и российские методики. В «Оркестре» Ануя персонажи-музыканты были превращены режиссером в вокалистов. Студенты из разных скандинавских стран вместо того, чтобы играть на инструментах, пели шлягеры 60х, демонстрируя мастерство, слаженность, чувство стиля. Аскетический черно-белый спектакль, благодаря богатой музыкальности, произвел впечатление яркой метафоры. Обычная у Ануя тема неизбежного конфликта молодой протестантки и фальшивого общества отошла на второй план. Главным стало утверждение, что каждый человек — инструмент, оживающий, когда он слышит и исполняет свою музыку. В рамках фестиваля оно естественно распространилось прежде всего на актера, играющего собой. Второй спектакль Койфмана «Шарообразная симфония» по Хармсу, поставленный как клоунада про поиски детьми истины в абсурдном «зазеркалье», распался на отдельные фрагменты. Видимо, автор пьесы и режиссер переоценил самодостаточность хармсовского абсурда, который оказался студентам менее близок. Однако и этот спектакль вызвал горячий зрительский отклик и множество споров о пластических и музыкальных средствах, использованных при его создании.

«Театральный остров» не имеет конкурса. Но, естественно, симпатии зрителей и профессионалов всегда определяют фаворитов. Главными спектаклями-событиями стали питерский «Урок в стиле джаза» (мастерская Вениамина Фильштинского, художественный руководитель — педагог пластики Юрий Васильков, композиция аспирантки Ирины Ляховской) и московский «Мир вещей» (класс-концерт кафедры пластической выразительности Щукинского училища, руководители Андрей Дрознин и Андрей Щукин).

Как будто специально, чтобы подтвердить правильность фестивального поиска, настаивающего на первостепенной важности для актера движения, пластики, оба эти спектакля не имеют драматургической основы. «Урок в стиле джаза» — хореографические импровизации, подготовленные студентами для экзамена по танцу, изначально не задуманные как спектакль. Действие разворачивается на некой танцплощадке, которая становится моделью взаимоотношений, полигоном любви. Прием не новый, но безотказный. Танцплощадка — место, где одинокие находят друг друга, ждут невозможного счастья, ревнуют, расстаются. Универсальная тема взаимоотношений мужчины и женщины, умение студентов жить на сцене, взаимодействовать и после исполнения своего пластического диалога, очень личные переживания превратили отдельные номера в единое, как будто бы саморазвивающееся сложное целое, в том числе воспринимающееся и как драматический спектакль. Любовь и война, любовь как дар за верность мечте, любовь после смерти — все эти оттенки любви от возникновения до гибели сыграны, прожиты не только телом, но и всем существом будущих артистов, танец стал внятным высказыванием поколения «на заданную тему» — основополагающую тему жизни.

У Дрознина в «Мире вещей», на первый взгляд, вообще нет единой темы этюдов. Миниатюры с предметами, когда студенты проникают в душу вещи и как будто становятся с ней единым целым, лирические и комические пластические диалоги, пародии тоже воспринимаются как спектакль, рассказывающий о взаимоотношениях, о взаимодействии человека и мира.

От урока к уроку все с большим энтузиазмом работали артисты театра Сатиры и студенты. От спектакля к спектаклю все радостнее было единение всех участников и гостей фестиваля. Каждый почувствовал, как необходимо всегда быть учеником, чтобы постигать свои возможности, какое это счастье для любого студента и мастера — для любого человека вообще. И прагматические интересы театра Сатиры оказались соблюдены. После окончания фестиваля проводить свои тренинги с артистами согласился Андрей Дрознин. Возможно, его уроки выльются в новую постановку. Продолжатся и мастер-классы педагогов СПГАТИ. Как знать, быть может, театр станет экспериментальным «институтом» Академии.

В указателе спектаклей:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.