Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

БАЛЕТНЫЙ ВЫПУСК — 2005

236-й раз знаменитая Академия балета имени А. Я. Вагановой отправила в самостоятельную жизнь своих питомцев. По давней традиции выпускные спектакли прошли в Мариинском театре. На первый взгляд все было как обычно. Приподнятая атмосфера царила в зрительном зале, заполненном сочувствующей публикой — педагогами, родителями и друзьями юных артистов. Радостно-нервная атмосфера ощущалась на сцене. Привычно выглядел репертуар: классику сменяли современные композиции. И все-таки этот выпуск во многих отношениях необычен.

Прежде всего, поразили «показатели»: 12 человек (6 девушек и 6 юношей) приняты в Мариинский театр (педагоги выпускных классов Т. А. Удаленкова, И. А. Ситникова, Б. Я. Брегвадзе, В. Ю. Цветков). Как правило, «счастливчиков» чуть ли не вдвое меньше. Количество в данном случае обозначало качество. Особенно отличился класс Брегвадзе: пятеро выпускников мэтра балетной науки начнут взрослую жизнь на первой сцене нашего города. Примечательность этого класса — численность «балетных детей». Иван Ситников и Филипп Степин продолжат дело родителей в Мариинском, а Никита Кулигин встретится с отцом на сцене Михайловского театра.

Еще один хороший показатель — значительное количество новых номеров. Здесь и композиции современного стиля под условным названием «неоклассика» — от шедевра Бежара (Па-де-де из балета «Notre Faust») до работы студентов балетмейстерского отделения Академии — Елены Кузьминой и Игоря Маркова («Дуэт»). Здесь и крупноформатный «Цыганский танец» Ильи Ларионова — также выпускника- балетмейстера, и миниатюра «Валькирии» Сергея Викулова. Можно только приветствовать готовность худрука Академии А. А. Асылмуратовой постоянно пополнять репертуар, не страшась того, что далеко не всем новинкам суждена долгая жизнь. Чтобы стать профессиональным балетмейстером, надо приобретать опыт, учась на ошибках и промахах. Особенно это необходимо тем, в ком видна искра таланта.

Таковым можно признать И. Ларионова. Его прошлогодняя работа — «Экспромт» на музыку Прокофьева (фрагмент из «Классической симфонии»), повторенная на нынешних выпускных спектаклях, — радует живостью композиции, несмотря на то, что возможности исполнителей, учеников младших и средних классов, заведомо ограничивали авторскую свободу. Новому сочинению Ларионова, теперь уже для старших учеников, живости как раз и не достает. Цыганский танец слишком жестко распланирован, слишком «расчислен», чтобы создать впечатление буйного пляса. Однако сам факт обращения начинающего хореографа к жанру характерного танца, находящегося в забвении, отраден.

Неожиданной смелостью поразила работа С. Викулова — лирического премьера Мариинской труппы 1960/1970-х годов. Не дрогнув перед симфонической мощью Вагнера, хореограф дерзнул обуздать полет его неистовых Валькирий камерной формой. Четыре танцовщицы в серебристых леотардах, натянув невидимые поводья, прорезали воздух властными батманами, цепочками вращений, а затем как бы набирали энергию, нетерпеливо перебирая ногами. На гребне музыкальной волны появлялась верховная дева-воительница. Танец обретал «звучность» в перекличках и унисоне движений. И хоть масштаб композиции оказался намного скромней грандиозного полотна Вагнера, образ небесных амазонок все же удался, благодаря скупо отобранным, но бьющим прямо в цель движениям и, при всей лапидарности рисунка, верности динамическому строю музыки.

С легкой руки Викулова на мариинской сцене впервые появились танцующие Валькирии. Этого было бы достаточно, чтобы выпуск 2005 года остался в анналах балетной истории. Но Академия явила еще и третий акт «Спящей красавицы», и утонченную фокинскую «Шопениану». Хореографию разных эпох, жанров и стилей, тщательно выверенную первоклассными педагогами-репетиторами, воспитанники Академии исполнили грамотно, старательно, а зачастую и талантливо. Словом, выпуск удался.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.