Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ДЕ-ДЕ… ПА!

Т. Москвина. «Па-де-де». Театр «Школа современной пьесы» (Москва).
Режиссер Станислав Говорухин, художник Борис Лысиков

Ах, да Боже ж ты мой, да не может тут быть никогда ни единения, ни единообразия! Москва и Петербург — эти два города вечно будут противостоять друг другу… И люди разные, антиподные.

С. Юрский. По двум концам «Красной стрелы» (Москвичи и ленинградцы)

Ах ты, Боже мой, да как же объяснить, чем ленинградки-петербурженки отличаются от москвичек? Как рассказать о том, что такое сырость, смог, 31 солнечный день в году, безденежье и разведенные мосты? Сырость и смог обеспечивают подглазины по утрам и тихое раздражение до вечера, жизнь без солнца окрашивает все тихой неизбывной депрессией, а страх опоздать через мост прибавляет к этому напряженную бдительность: не прозевать, а то разведут… Общественный транспорт, скудные заработки, слякоть и сплин… Жизнь в великом городе, пригодном только для чахотки и хандры, лишает ленинградок всякой гламурности, московской гладкой упругости. Подглазины на фотографиях не может убрать ни одна компьютерная программа, а если они убираются — это уже как бы не петербурженка… В Москве — деловитость, в Петербурге — озабоченность. В Москве — успешность, в Питере — рефлексия. Петербургских женщин нужно долго выискивать, высматривать в туманной мгле, дрожа от вечной сырости и ветра. Зато если в Москве — гладкие модели, выходящие из иномарок прямо на рекламные постеры, то у нас каждая встречная-поперечная — драматическая героиня очередного «астенического синдрома».

И это смешно.

И это смешное и трогательное прекрасно чувствует Татьяна Москвина, написавшая три одноактовки, объединенные в пьесу «Па-де-де». Ленинградский житель, Т. Москвина сочинила пьесу легкую, по-питерски «настроенческую», с крупными планами и маленькими паузами. Ее надо играть, скользя, ­оправдывая балетное название.

В первой новелле — «Развод по-петербуржски» — замученная бытом, семьей и девятилетним отсутствием интимной жизни директор ДК «Светлячок» Люся спасает давнего друга Лямчика от седьмого краха его семейной жизни. Разводят мосты, он оказывается в постели с этой Люсей, и как же ей неловко наутро! А за пределами комедийного сюжета — тоска и сентябрьская ночь неслучившейся жизни.

Ю. Чернов (Саша Лямчик), О. Гусилетова (Люся Варухина). Фото из архива театра

Ю. Чернов (Саша Лямчик), О. Гусилетова (Люся Варухина).
Фото из архива театра

В последней — «Не делайте бисквиты в плохом настроении» — провинциальный кондитер встречает в баре пьяную петербургскую поэтессу, но вместо секса получает истерику об утраченной жизни и просьбу включить в ее квартире газ, чтобы эта несчастная жизнь наконец прекратилась… И он включает газ. Но наутро Регина (она же Женя) обнаруживает на столе испеченный бисквит и никак не может вспомнить, откуда он взялся.

Меньше нравится мне срединная часть — «Список Шилкиных» (тут больше сатирического, начиная с названия — парафраза «Списка Шиндлера» — до сюжета, где новорусская семья составляет список гостей на юбилей этого самого Шилкина, женатого на польке).

Пьеса про бисквиты уже была экранизирована. Кондитера играл Сергей Дрейден, и хоть не видела, но отлично могу себе представить его в этой роли.

Пьесы Т. Москвиной — акварели, психологические этюды, написанные «для добродушного театра». Не думаю, что под «добродушным» Москвина подразумевала театр любительский, грубо-провинциальный, шаржированный — тот, которому принадлежит спектакль Станислава Говорухина в Школе современной пьесы, недавняя премьера.

Полагаю, что словосочетание «современная пьеса» обязывает играть современно, в одно касание. Здесь нужны «ирония и жалость», как говорил один несовременный герой Хемингуэя.

Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

Сцена из спектакля. Фото из архива театра

В. Шульга (Мистер Икс), А. Волчкова (Регина). Фото из архива театра

В. Шульга (Мистер Икс), А. Волчкова (Регина). Фото из архива театра

Ощущение, что Говорухин не заходил в театр с 1950-х годов. Иначе как объяснить убогую выгородку (художник Б. Лысиков), которую нельзя назвать сценографией. Так обозначали городские квартиры в театре города Урюпинска до 1954 года. Чем объяснить сопровождающую все действие довоенную песню «Если все не так, если все иначе…» — когда действие происходит сегодня? Чем объяснить режиссуру, в арсенале которой запыленная мизансцена «слева дуэт — справа буфет» (слева сидят музыканты, справа, за барной стойкой, комическая буфетчица «мадам Грицацуева» в театральных толщинках), несколько апартов и пара цитат из давнего фирменного спектакля этого театра «А чой-то ты во фраке?» с балетными танцами ­героев?

Ни слова об «атмосфере» спектакля, иначе я начну плакать и умножать петербургскую сырость!

Вот уж действительно — все не так, и хотелось бы все иначе. Спектакль ошеломляюще провинциален, ибо не имеет в виду никакого контекста (ни театрального, ни жизненного), наполнен театральным притворством. И отдельную «иронию и жалость» вызывают молодые и свежие московские артистки Ольга Гусилетова и Анжелика Волчкова, изображающие сорокалетних, замученных жизнью ленин­градских женщин. Это так забавно, что хочется стать Станиславским и вывезти их в экспедицию, на натуру — показать живую директора ДК или еле живую, спившуюся питерскую поэтессу… Чтобы хоть единой долькой их лица напомнили тех, кем они притворяются, но в кого не претворяются.

И вдруг среди фальши — чистая и точная нота. Ба! Да и в Москве умеют играть провинциалов из города Славска, приветливых кондитеров… Теплее, теплее… Горячо! Актер Владимир Шульга… Где-то я видела это лицо. В метро? На улице? Нет, в Пермском ТЮЗе, где Шульга играл много лет. Он отличается от всех прочих так, как человек, зашедший с июльского дождя, отличается от загримированных исполнителей со щеками из гуммоза… Его нота в спектакле — та самая, что была нужна этим пьесам, да никто ее не взял.

Не делайте спектакли в хорошем московском настроении, не делайте, если утром у вас нету подглазин и вы смотрите на себя в зеркало без ужаса…

Декабрь 2004 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.