Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ГОЛОСА ПРАЗДНИЧНОЙ ПЛОЩАДИ И ГОЛОС ГОРОДА

«Шарманка сипло наигрывает русскую песню: из-за ширмы слышатся то резкие, гнусавые возгласы, то кряхтение, то подпевание Петрушки, и в одну из минут усталого ожидания, когда публика уже готова развлечься посторонним, он неожиданно показывается из-за ширм и кричит: „Здравствуйте, господа!“ — и пускается в разговор с музыкантом».

Это описание уличной кукольной комедии было сделано почти столетие назад. Однако подобное можно было увидеть и в начале сентября этого года на состоявшемся в Москве Первом международном фестивале «Русский балаган», организаторами которого стали Комитет общественных связей Москвы, Префектура Северо-Западного административного округа, Управа района Покровское-Стрешнево и Русский традиционный театр кукол «Петрушка» Андрея Шавеля и Валентины Смирновой.

Именно представления Петрушки, этого, казалось, канувшего в Лету кукольного героя, оказались главным, основообразующим компонентом фестиваля.

Спектакли продемонстрировали и различие в понимании и отношении сегодняшних кукольников к традициям, и разные по технологии ипостаси Петрушки, и, наконец, то, что возрожденная народная кукольная комедия не только возвращает нас к утраченным истокам зрелищной культуры, но и может быть удивительно современной.

Это явственно просматривалось в работах московских кукольников: в петрушечной комедии в исполнении А. Шавеля и В. Смирновой, пытающихся соблюсти старинные приемы, в стилизованном, несколько рафинированном по музыкальному сопровождению представлении Елены Слонимской и Ларисы Соколовой (Театр кукол «Бродячий вертеп», художественный руководитель Александр Греф), в эстрадном шоу соединившей элементы кукольной комедии с искусством вентрилогии Яны Шабаловой (Театр кукол и чревовещания «Островок»), в уморительно смешном, традиционном и в то же время очень современном Петрушке Анатолия и Ларисы Архиповых (Театр кукол «Тут и там»).

Скоморошье действо «Байки про Петрушку» привезли из Архангельска на фестиваль Федор Румянцев и Андрей Щукин (Актерский дом «Колибри»). И то, что исполнитель главной роли в этом действе не использовал традиционный пищик, смущало только неистовых ревнителей, воспринимающих традицию исключительно в закостеневших формах.

Неугомонного марионеточного Петрушку (и какого — раритетного, сделанного самим Иваном Афиногеновичем Зайцевым!) показала приехавшая из подмосковных Люберец неукротимая Татьяна Чунакова (Народный театр-ярмарка Петрушки).

Наконец, итальянец Роберто Вернетти из Неаполя в «Комедии Пульчинеллы» (Театр «Буратино») продемонстрировал не только первоисточник всех западноевропейских народных кукольных комедий, но и важную роль их ритмической организации.

Несомненным украшением фестиваля стал фольклорный театр «Кудесы» (руководитель Марина Бурьяк) из Великого Новгорода, разыгравший народную драму «Царь Максемьян». Исполняя народные песни в перерывах между спектаклями «Кудесы» создавали праздничную атмосферу на протяжении всего фестиваля.

Исторически праздничная площадь становилась квинтэссенцией балаганной городской культуры. Но эта культура существовала и жила не только во время праздников. Она проявляла себя и в повседневной жизни: выкриками извозчиков, торговцев и мастеровых, отзвуками играющих в садах и парках профессиональных оркестров и уличных музыкантов, наконец, визгливым голосом Петрушки, с которым бродячий кукольник ходил от двора ко двору. Все это, сплетаясь вместе, создавало неповторимый и узнаваемый голос города, заставляя обывателей увериться, что город говорит с ними, а стало быть, он живет. Верещание Петрушки, как одна из составляющих этого голоса, принуждал остановиться и не только улыбнуться, засмеяться или захохотать, но и ощутить, что ты не одинок, что ты — рядом с другими.

Фестиваль «Русский балаган» — первая ступень не только к возрождению балаганной, в том числе и традиционной петрушечной культуры, но и к тому, чтобы наши города обрели голос.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.