Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ФЕСТИВАЛЬ БЕЗ ОТКРОВЕНИЙ

Семнадцатый Собиновский фестиваль в Саратове

Хорошо, если на сцене какого-нибудь провинциального театра идет хотя бы один нетрадиционный спектакль. Как правило, основу репертуара составляет то, что вполне укладывается в привычное слово «опера»: скучно, долго, пафосно.

В Саратовском театре оперы и балета пытаются преодолеть этот стереотип в рамках Собиновского фестиваля, который появился в городе семнадцать лет назад. Его концепция — столкновение разных жанров, стилей, способов самовыражения. Здесь могут быть показаны старые, испытанные спектакли (такие, как «Иоланта», «Травиата»), но с новыми приглашенными исполнителями (запомнилась Арцвик Демурчян — Виолетта). Плюс обязательная премьера редкого названия или неожиданного режиссерского решения. И ставший традиционным финал — Конкурс конкурсов вокалистов (проходит в два дня, завершается гала-концертом. Ныне победитель — Сергей Гордеев).

В этом году начало фестиваля было многообещающим. Оркестр театра под управлением Юрия Кочнева исполнил «Реквием» А. Дворжака — сочинение мало известное в России. Сдержанно, но выразительно, эмоционально, но без пафоса — и оркестр и со­листы показали все, на что способны, и сде­лали это с той степенью свободы и вдохно­вения, которая так подкупает слушателей.

На фоне исполнения Дворжака балетная премьера — «Ромео и Джульетта» Прокофь­ева — смотрелась чахлым домашним расте­нием. Не спасли даже приглашенные солис­ты «Имперского русского балета» — Алия Таныкбаева и Кирилл Радев. Тяжелые декора­ции (художник С. Зограбян), невнятность ас­социаций, вместо быстрой смены событий — бесполезная суета: мы не успеваем понять, когда же главная героиня из Джульетты-девочки превратилась в любящую женщину, потому что многие номера выброшены. Небрежное отношение к партитуре свело музы­ку к иллюстративному аккомпанементу. Если премьера «Ромео и Джульетты» ра­зочаровала, то спектакли эксперименталь­ного театра из Екатеринбурга «Провинци­альные танцы» стали настоящим эмоциональным взрывом. Выступления авангардного коллектива — обязательное условие фестиваля. «Танцы» привезли два спектакля Татьяны Багановой — «Кленовый сад» и «Свадебка». Обе работы — пример авторского театра, демонстрация собственного языка, который может не трогать, но при этом не кажется фальшивым.

Главной оперной премьерой стала «Тоска» Пуччини в постановке режиссера и художника А. Сергеева и дирижера Ю. Кочнева. Это уже вторая работа Сергеева в саратовском театре после «Русалки». Мелодраматический сюжет, яркие характеры — здесь есть где развернуться режиссеру. Но Сергеев придумал вполне традиционный спектакль, который мог появиться когда угодно — даже во времена Пуччини. Традиционный, правда, не значит несовременный. Это как игра по известным правилам: хорошо ориентируясь в ходах и комбинациях, мы получаем удовольствие от самого процесса. В сергеевской «Тоске» нет загадок, многозначности, игры со смыслами. Здесь есть и католический собор, и кабинет начальника тайной полиции — все, что мы ожидали увидеть. Декорации выполнены с расчетом на узнаваемость, но не без изящества. Сергеев-режиссер расставляет акценты с помощью Сергеева-художника. Сочетание теплого дерева и холодного мрамора в первом акте сменяется багрово-красными тонами во втором. Те же дерево и мрамор снова появятся в третьем, но уже в другом значении — свежевыструганных досок эшафота и могильного камня. Бесхитростная сценография служит одеждой для режиссерского замысла. Все определенно, и все можно предугадать, но при этом спектакль не пахнет нафталином. Ровное дыхание оркестра, четкая, даже несколько излишне педантичная работа солистов (Ольга Кочнева — Тоска, Антон Иванов — Каварадосси, Виктор Григорьев — Скарпиа)… Пусть «Тоска» не стала гвоздем фестиваля, зато сумела доказать, что простота и доступность не всегда синонимы бедности языка и заигрывания с публикой.

Семнадцатый Собиновский фестиваль не стал откровением, но и не опустился ниже завоеванных прежде позиций. Что ж, удержаться на месте иногда не менее полезно, чем сделать шаг вперед.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.