Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ОСЕННЯЯ ВЫСТАВКА В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ

13 ноября открылась традиционная выставка в Союзе художников на Большой Морской, 38. Интересующий нас театральный раздел в этот раз порадовал, во-первых, обилием цвета — не по-осеннему, во-вторых, большей ясностью экспозиции, в-третьих, наличием макетов, которые всегда интересны и профессионалам, и просто зрителям. И, наконец, основным достоинством явилось то, что, казалось, должно быть непременным сопутствующим качеством любой неретроспективной экспозиции, а именно — демонстрация «живых», то есть осуществленных в театрах страны работ.

Ряд авторов представляет свои работы в компьютерной графике, и эта относительно новая технология не «ломает» целостности экспозиционного ряда, а, напротив, подчеркивает правомерность использования любой техники исполнения, как, например, эффектные и выразительные листы костюмов-персонажей Татьяны Бердоносовой к спектаклю «Путешествие Нильса с дикими гусями», осуществленные сразу в двух театрах — санкт-петербургской Музыкальной комедии и Красноярской Музыкальной комедии. Вдохновляет появление новых имен — эскизы костюмов и планшеты с фотографиями к спектаклям Астраханского театра драмы «Последняя звезда» и «Камера обскура» молодого художника Кирилла Мартынова. Очень интересны по образному решению макеты студентов театральной академии — Я. Штокбант к спектаклю «Ангел приходит в Вавилон и А.Уланова «Утиная охота», где вампиловская пьеса предстает дробно-стеклянным хрупким миром, особым, уникальным, не привязанным к «хрущобным» приметам семидесятых. В оригинальной графической манере выполнены Дмитрием Коньковым эскизы сценографии к спектаклям «Корабль на север» и «Полет», им же сделаны замечательные перчаточные куклы «Гамлет», «Офелия», «Клавдий» и «Гертруда» к кинофильму «Письма к Эльзе». Привлекает внимание сценография Елены Дмитраковой к спектаклю «Дядя Ваня», поставленному в Румынии режиссером Юрием Кордонским, хотя эскизы художницы несколько отличаются по стилистике от макета. Передана в эскизах декорации атмосфера спектакля «Там живут люди», идущего на сцене петербургского театра Сатиры в постановке Алексея Янковского и оформлении Марии Смирновой-Несвицкой. Своеобразны костюмы Надежды Эверлинг к «Дульсинее Тобосской». Как всегда, хороши активные, насыщенные листы Владимира Фирера, свободные, легкие, «полетные» эскизы костюмов Натальи Воробьевой к балету «Эсмеральда» для театра оперы и балета Екатеринбурга, эскизы костюмов Натальи Клёминой к «Маугли». Им не уступают по мастерству и замыслу эскизы Ирины Долговой к спектаклю «Скрипач на крыше» Петрозаводского театра оперы и балета.

Сдержанный и уверенный, «деловой» почерк Александра Орлова, давно применяюшего компьютерную графику, читается в эскизах сцено-графии к спектаклю «Кроткая» (театр «Глобус», Новосибирск) и спектаклю «Богема» («Зазеркалье», Санкт-Петербург). Работы Орлова отчетливо декларируют «строгий петербургский стиль», хотя в целом на выставке можно проследить опре-деленное стремление к декоративности, «выставочности», склонность художников придать театральным эскизам самодостаточный, станковый статус. С одной стороны, это говорит о высоком уровне живописного мастерства, но, с другой стороны, очень хочется видеть именно театральную специфику, отражение процесса работы, сопровождающей рождение и осуществление спектакля. Этим качеством — умением совместить образ, конструктивную идею и «рабочую» внятность — блестяще владеет Ирина Чередникова, демонстрируя его и на этот раз в своих эскизах костюмов к «Братьям Карамазовым» для театра им. Маяковского (Москва). Эскизы рабочие, побывавшие в цехах, с пометками и приколотыми образцами тканей магическим образом набирают предельную художественную выразительность.

К сожалению, поражает, что дирекция выставок такого престижного выставочного центра, как Союз художников, не учитывая специфики работы театральных и кинохудожников, позволяет себе небрежное, неполное изготовление этикеток — подписей к работам. Мало того, что отпечатанные на пишущей машинке, как в прошлом веке, этикетки имеют затрапезный вид, они не содержат тех сведений, которые необходимы на профессиональной выставке. Опытные художники, такие, как Орлов и Чередникова, сами подписывают свои работы с указанием автора пьесы, режиссера, театра, города, даты постановки, техники исполнения, заключая надпись в раму под стекло вместе с эскизами. В остальных случаях зрителям приходиться довольствоваться только названием работ и датой исполнения и гадать, увидят ли они на сцене то, что видят сейчас в эскизах.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.