

В НОМЕРЕ:
ВРЕМЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАНЦЕМАНИИ

«...Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодых летах большим охотником до танцев».
«ФИГУРАНТЫ УЛИЧНОЙ СЦЕНЫ»

«На протяжении двух с лишним столетий, вплоть до 1930-х годов повседневную жизнь крупных городов России невозможно было представить без „криков“ мелких торговцев, ходячих ремесленников, без бродячих актеров».
НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА. ИСТОРИЯ ОДНОГО ЖЕСТА

«Настасья Филипповна бросает пачку денег в огонь потому, что в ней говорит поруганное целомудрие... Лизанька Сандунова тем же жестом утверждает, что нельзя купить расположение никакими деньгами. Лола Монтес совершает свой вызывающий жест, чтобы доказать свое превосходство над властителями».
ЭРВИН АКСЕР
О ГЕОРГИИ ТОВСТОНОГОВЕ

«Всю свою жизнь он был одновременно и ребенком и мужчиной. Беспомощный в повседневной жизни — его выручали женщины — в мужских делах он постигал бескрайние горизонты. Он посетил дальние страны, но не видел улиц родного города. Как-то (он жил тогда в здании театра) целых два года не выходил на улицу».
ПЕТЕРБУРГСКИЕ «МАСКАРАДЫ».
АЛЕКСАНДРИНКА
И БДТ

«Вовсе не стоило бы перечислять нелепости нынешнего Александринского “Маскарада”, если бы почти все они не были бессмысленным парафразом тем, мотивов и приемов оригинальной мейерхольдовской режиссуры.
Откуда движется замысел Чхеидзе? Точно не от Мейерхольда, вообще не из Серебряного века. Если искать корни – то, скорее, в творчестве самого режиссера, в его знаменитых постановках прошлых лет – “Отелло” и “Коварство и любовь”».
«СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ» – 2003

«Как это ни странно, зима наступает каждый год. Об ее приходе раньше сообщала погода, а теперь, когда погода везде одинакова, – письмо из Новосибирска, от оргкомитета фестиваля “Сибирский транзит”. Письмо, как правило, шифрованное: “Пора ехать”, – но мы понимаем, что этот текст следует читать: “Наступила зима”».
ДМИТРИЙ ЧЕРНЯКОВ В ДРАМЕ И ОПЕРЕ

«Спектакль „Двойное непостоянство“ на малой сцене новосибирского „Глобуса“ дает ощущение непреложности сразу же, еще до того, как становится понятно, про что он. Как в сюжете и музыке оперы Стравинского нет ничего русского, так нет его и в постановке Дмитрия Чернякова».
ГЕННАДИЙ АБРАМОВ.
РУКОВОДИТЕЛЬ
ФАКУЛЬТЕТА
СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

«У современного танца есть два главных принципа — актуальность и аутентичность. Актуальность — только здесь и сейчас. Аутентичность — авторство исполнителя. Это лакомые манки».

Учрежден
6 июля 1992 года
УЧРЕДИТЕЛИ
Союз театральных деятелей РФ
Санкт-Петербургский музей
театрального
и музыкального искусства
Санкт-Петербургская государственная Академия театрального искусства
Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Марина Дмитревская
ЗАМ. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
литературный редактор
Елена Миненко
РЕДАКЦИЯ
Карина Бржезинская
Ольга Скорочкина
Елена Строгалева
Елена Третьякова
Евгения Тропп
Арина Шепелева
ответственный секретарь
Алла Самохина
художник
Мария
Смирнова-Несвицкая
компьютеpная
гpафика и веpстка
Александp Меpкулов
технический редактор
Лариса Цикота
администраторы
Антон Александров
Амир Мустакимов
Екатерина Третьякова
бухгалтерия
Валерия Гуляева
АДРЕС РЕДАКЦИИ
191028, Санкт-Петербург,
ул. Моховая, 30, подвал
тел./факс (812) 579-67-73
ИНТЕРНЕТ
ptj.spb.ru
ptjournal@mail.ru, peteazhur@mail.ru
При перепечатке
ссылка на
«Петербургский театральный журнал» обязательна
Рукописи не рецензируются
Журнал зарегистрирован
в Государственной инспекции
по защите свободы печати и массовой информации
при Мининформпечати РФ (Санкт-Петербург).
Регистрационное свидетельство
№П 0060 от 6 июля 1992 года
Цена свободная
© «Петербургский театральный журнал»
№ 2 [32] 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Марина Дмитревская
К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
-
Наталия Зозулина
ВРЕМЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАНЦЕМАНИИ - УКАЗ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ РУССКОГО ТЕАТРА. 1756 ГОД
-
Анна Порфирьева
ЛЕПЕТ СТАРЫХ ЛИБРЕТТО -
Анна Некрылова
ФИГУРАНТЫ УЛИЧНОЙ СЦЕНЫ -
Алексей Лопатин
ЕЛИЗАВЕТА САНДУНОВА, ЛОЛА МОНТЕС, НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА — ИСТОРИЯ ОДНОГО ЖЕСТА -
Марина Дмитревская
М. Н. ЕРМОЛОВА, М. Г. САВИНА, НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА — ИСТОРИЯ ОДНОЙ РОЛИ -
Александр Мурин
МЕНЮ ДЛЯ САВИНОЙ -
Юрий Кружнов
ПРИХОЖУ НА ПРАЗДНИК К ЧАРОДЕЮ...
К истории «увеселительных садов» в Петербурге -
Вера Сомина, Людмила Данилова
Н. Ф. САЗОНОВ И ТЕАТРЫ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О НАРОДНОЙ ТРЕЗВОСТИ -
Михаил Григорьев
ПЕТЕРБУРГ НАЧАЛА ХХ ВЕКА. НАБРОСКИ ВОСПОМИНАНИЙ -
«ЭТО ДО СИХ ПОР ЯВЛЯЕТСЯ ЛУЧШИМ ВОСПОМИНАНИЕМ...»
Беседу с Эрвином Аскером ведет Катажина Осиньская
(в разговоре принимает участие Эва Старовейская) -
Эрвин Аксер
ТОВСТОНОГОВ -
Эрвин Аксер
ПОЛИЦЕЙМАКО -
Юрий Васильков
БАЛЕТ: ТЕХНОЛОГИИ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА -
Ольга Розанова
ГАЛИНА МЕЗЕНЦЕВА И ТАТЬЯНА ТЕРЕХОВА: ПАРНЫЙ ПОРТРЕТ -
Анастасия Касумова
НИКОЛАЙ I. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР» -
Анатолий Кулиш
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЦЕНЗЕНТ ПОД НУМЕРОМ
По страницам «Северной Пчелы» 1828–1829 гг. - УЧИТЕЛЯ
- О СЕРГЕЕ ЛЬВОВИЧЕ ЦИМБАЛЕ
- ПРЕМЬЕРЫ
-
Андрей Кириллов
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ, ИЛИ ШАРАДЫ АЛЕКСАНДРИНСКОГО МАСКАРАДА
«Маскарад» И. Селина в Александринском театре -
Евгения Тропп
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
«Маскарад» Темура Чхеидзе в АБДТ им. Г. Товстоногова -
Александра Струкова
КОГДА ЖЕ КОНЧИТСЯ ЗИМА?
«Король-олень» Григория Дитятковского в Театре им. Е. Б. Вахтангова -
«LEXICON»
«Lexicon»: совместный проект театра «Особняк» и театра «Ландскрона» -
Елена Миненко
КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ
«Дядюшкин сон» А. Штейнера в Улан-Удэ -
Евгения Тропп
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ «РОГОНОСЕЦ»
«Великодушный рогоносец» Владимира Золотаря в Барнауле -
Олег Лоевский
О СПЕКТАКЛЕ «ВЕЛИКОДУШНЫЙ РОГОНОСЕЦ» -
Евгения Тропп
КТО ВЕРИТ, ТОТ И СВЯТ...
«На дне» А. Песегова в Барнауле -
Марина Дмитревская, Олег Лоевский
«...НЕ В СИЛАХ ВЗЛЕТЕТЬ И НЕ В СИЛАХ СПУСТИТЬСЯ»
«На дне» А. Кузина в Самаре -
Сергей Самойленко
ЭКСПЕРИМЕНТ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ
«Двойное непостоянство» Д. Чернякова в Новосибирске -
Олег Лоевский
О СПЕКТАКЛЕ «ДВОЙНОЕ НЕПОСТОЯНСТВО» -
Марина Тимашева
ХОРОШО, ПРАВДА...
«Правда — хорошо, а счастье лучше» С. Женовача в Малом театре - НОРА
-
Арина Шепелёва
СНАЧАЛА Я МОЛЧАТЬ ХОТЕЛА...
«Цирк Шардам» Р. Кудашова в театре «Бродячая собачка» - СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ
-
Марина Дмитревская, Евгения Тропп
«ПРИРАСТАНИЕ СИБИРЬЮ–2» -
«ЭТО ДОРОГОГО СТОИТ»
Беседу с Любовью Березиной ведет Марина Дмитревская. В разговоре участвует Лада Шебеко -
Мария Смирнова-Несвицкая
ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА В ПЕЙЗАЖЕ
О спектаклях Александра Зыкова в Норильске -
Марина Дмитревская
ТЕАТР «ХОРОШО СДЕЛАННОГО СПЕКТАКЛЯ»
О Норильском театре - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
-
Петр Поспелов
ОПЕРА С МОРАЛЬЮ
«Похождения повесы» Д. Чернякова в Большом театре -
Нора Потапова
ЧЕТЫРЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДНЯ ЗА ОКЕАНОМ
Прохладные впечатления от холодного Нью-Йорка -
Ольга Макарова
ГЛОТОК «СВЕЖЕГО БАЛЕТНОГО ВОЗДУХА»
Фестиваль балета и «Принцесса Пирлипат»
Михаила Шемякина в Мариинском театре -
«ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОПАСТЬ
В ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НОВОЕ МЕСТО,
ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ЗНАТЬ, КУДА ВЫ ИДЕТЕ»
Беседу со Стивом Пэкстоном
ведет Людция Хабибулина -
ГЕННАДИЙ АБРАМОВ:
«СВОЕ ДОБРО ПРЕУМНОЖАЕМ, КОГДА РАЗУМНО ОТДАЕМ»
Беседу ведет Марина Дмитревская -
Людция Хабибуллина
«НАДО ПРОЖИВАТЬ КАЖДУЮ СЕКУНДУ»
О Татьяне Багановой -
Лариса Барыкина
СТРАННЫЕ ПОЛЕТЫ
«Полеты во время чаепития» Т. Багановой в Екатеринбурге - ЛАВКА ПИСАТЕЛЯ
-
Вера Сомина
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
О книге А. Чепурова «Александринская „Чайка“» -
Александр Ряпосов
КНИГА О ФОРЕГГЕРЕ
О книге А. Чепалова «Судьба пересмешника, или Новые странствия Фракасса: Театральный роман-исследование» -
Алексей Пасуев
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»
БОРИСА ЗИНГЕРМАНА
О книге Б. Зингермана
«Связующая нить: Писатели и режиссеры» - ПАМЯТИ
-
Татьяна Москвина
ПАМЯТИ ИГОРЯ ГОРБАЧЕВА -
Светлана Сливинская
ПАМЯТИ НАТАЛЬИ ДУДИНСКОЙ - ХРОНИКА
-
Марина Берлина
ЧТО ВИДНО СКВОЗЬ «МОНОКЛЬ»
IV Международной фестиваль моноспектаклей «Монокль» -
Мила Хазарская
САД НА ВОСТОКЕ
«Демон» М. Глуховской в Омском государственном камерном Пятом театре -
Мила Хазарская
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
О фестивале русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» -
Елена Строгалева
ЛЮБОВНАЯ ИСПОВЕДЬ
«Любовная отповедь» Т. Чхеидзе в театре «Верико» (Грузия) -
Мила Хазарская
МОНОЛОГ
«Черное и красное» В. Ивченко в БДТ им. Г. А. Товстоногова -
Анна Жданова
ЧУДЕСА НА МОХОВОЙ
«Сон в летнюю ночь» в Учебном театре -
Евгения Тропп
ЧИСТЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
«На дне жизни» В. Перминова в Петербургском Экспериментальном театре - ВЕЧЕР ПАМЯТИ А. М. ВОЛОДИНА
комментарии