Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

КАЗАНЬ

КАЗАНЬ — 2003

В начале нынешнего года прошел двадцать второй по счету международный оперный фестиваль им. Ф. Шаляпина в Казани. За десять дней сыграно восемь спектаклей, исполнен «Реквием» Верди, концерт «Парад лауреатов», дан Гала-концерт. Афиша, как обычно, не изобиловала новинками. Ее по традиции составили классические названия — «Борис Годунов», «Кармен», «Пиковая дама», спектакли так называемого академического стиля в оформлении Ф. Федоровского, А. Головина, В. Дмитриева. К ним добавились такие шлягеры репертуара любого театра, как «Богема», «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Севильский цирюльник», поставленные хоть и позже, но без режиссерских затей, дабы легко мог войти поднаторевший в оперном деле гастролер. Гастролеры-певцы — главный смысл и интерес фестиваля. Его принцип и, если хотите, его эксклюзив. Как споет Бориса Годунова М. Казаков — восходящая звезда не только местного, но уже и столичного оперного небосклона? Хорошо, но пока излишне старательно, как и пристало недавнему дебютанту. Каков у того же М. Казакова Базилио в «Севильском»? Свободнее актерски, нежели Борис, хотя и тут и там чуть жирноваты краски. Этакое писание маслом. Партия баса в «Реквиеме» была им спета стильно и очень достойно — не в пример невнятному и неровному выступлению московского гостя Б. Майсурадзе в партии тенора. (В исполнении «Реквиема» можно также выделить М. Некрасову из «Новой оперы» — меццо-сопрано, аккуратно звучал хор и темпераментно вел оркестр итальянский дирижер М. Боэми.)

Подтвердила ли Ю. Герцева из петербургского Театра им. Мусоргского тот факт, что ее популярность в партии Кармен не случайна? Вполне подтвердила — и эффектной внешностью, и точностью поведения, и свободой пения, хотя голос порой кажется чуть «растрескавшимся»… А вот ее коллега по петербургскому театру Ю. Ившин так и не сумел взять зал своим исполнением Риголетто. Пел все время громко и драму героя скорее обозначил внешне, нежели сыграл по сути. Рядом с таким натужно искусственным Риголетто Джильда Д. Баспаковой казалась воплощением простоты и органики. Если учесть, что накануне певица очень неплохо спела Виолетту в «Травиате» и Джильду исполняла, выручая спектакль, то можно просто порадоваться ее выносливости и мастерству.

Приятным открытием фестиваля стал итальянский тенор М. Ли. По голосу ему больше пришлась партия графа Альмавивы из «Севильского», нежели Альфред в «Травиате». Но в обоих случаях звучал он ровно и собранно, хотя особой естественностью сценического поведения не отличался.

Интересно было послушать М. Худолей — солистку Мариинского театра — в партии Аиды. В пении она мудрила, плела такие кружева из динамических оттенков, так злоупотребляла филированием звука, что голос иногда пропадал вовсе. Если учесть, что на родной сцене она поет Вагнера и ее слышно, то дело явно не в природной силе — она есть, дело в умении силу распределять. Актерской же мудрости певице явно недоставало, и она довольствовалась штампами в виде заламывания рук и закатывания глаз. По пластике и гриму все это походило на дурно снятую фильму времен немого кино. Ее партнер А. Гурец (Радамес) из Украины игрой вообще себя не утруждал, напоминая статую, неотрывно глядящую на дирижера (пел при этом совсем даже неплохо).

Одним из самых значительных событий фестиваля стала «Свадьба Фигаро» — совместный проект казанского театра и голландской компании «Евро стейдж». Спектакль сегодняшнего театрального процесса, без академической пыли, решенный в черно-белых тонах и на конкретный состав исполнителей. Это новое направление деятельности Театра им. М. Джалиля — эксклюзивные, современные постановки — несомненно, разнообразит привычный ландшафт фестиваля. Не случаен и интерес к такому нововведению — спектакль давали в прямой трансляции по каналу «Культура».

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.