Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ХРОНИКА

ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ

Всю жизнь Рива Яковлевна Левите, человек от природы ироничный, скромный, не любящий «выплескивать» свои эмоции на людях, «отбивалась» от всяких юбилеев и торжеств по своему поводу. Но вот пришло время (80 лет!), когда «отбиваться» стало просто невозможным. Ее масштабная творческая судьба (более 30 лет режиссерской работы в драматических театрах Омска и Саратова, Горьковском ТЮЗе, 40 лет педагогической деятельности в нижегородском театральном училище) и уникальная человеческая судьба (жена Вацлава Яновича Дворжецкого, мама Жени Дворжецкого и «родная мачеха» Владислава Дворжецкого), а также та незримая, но очень важная роль, которую Рива Яковлевна играет в сложной театральной жизни города (а к ее мнению прислушиваются, что, согласитесь, в наше время редко случается) — все вместе и собрало 2 октября в зале Дома Актера самых разных людей, которым (наконец-то!) представился случай публично выразить любовь и признательность юбилярше. Вообще внешние атрибуты славы и популярности пришли к ней поздно, уже вместе с перестроечным временем: (в  1994-м она получила звание заслуженного деятеля искусств, в  1995-м премию им. К. С. Станиславского за «многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность», в  2000-м — премию им. Н. И. Собольщикова-Самарина «за выдающиеся достижения в области театрального искусства». До этого «клеймо» жены бывшего политического ссыльного было на ней все время (вспомним, что и Вацлав Янович не имел звания до 82 лет и лишь за год до смерти получил сразу народного, а справка о реабилитации пришла уже в год его смерти). Однако не только «неблагонадежное» прошлое вызывало настороженное отношение советских властей к Дворжецкому (а следовательно, и к Левите): весь образ их жизни, лишенный суетного пресмыкательства перед властью, их «внепартийность», свобода и достоинство в поведении, выборе друзей а главное — врожденная культура, широкая образованность и талантливость — как могло это не насторожить, не испугать своей чужеродностью Систему? Но эти же самые качества снискали любовь и уважение многих и многих людей, стали для них поддержкой и даже ориентиром в жизни и искусстве. В воспоминаниях, поздравлениях, сценках юбилейного вечера мелькали «картинки-мгновения», из которых складывалась яркая, цветная мозаика прожитой жизни и сегодняшнего дня. — 27 марта 1940 года. Колонный зал Дома Союзов. Концерт победителей смотра детской самодеятельности. Чтение пушкинской «Полтавы» (а в зале — «сам» Москвин!). К этому времени спектакли МХАТа, Вахтанговского, Моссовета, театра Ленинского комсомола уже сформировали стойкое влечение к театру. — Подмосковье летом 1941-го. Рытье окопов, оборонные работы. Первый курс юридического (казалось «какой театр, когда такие грозные события?»). Эвакуация с институтом. Длинная, в 33 дня, дорога в Алма-Ату. — Ранняя зима 1943-го в Москве. Экзамен в студию Завадского при театре Моссовета. А ведь в юридическом училась блестяще, но призвание победило. — Через два года — опять экзамен, и какой! Два лучших ученика студии — Рива Левите и Анатолий Эфрос отобраны Завадским для поступления в ГИТИС на режиссуру сразу на второй курс к замечательному педагогу Н. В. Петрову. А дальше — стипендия им. Вахтангова, Сталинская стипендия, Виола в дипломном спектакле «Двенадцатая ночь» (Анатолий Эфрос — Мальволио), собственный дипломный спектакль «12 месяцев» в Тбилисском ТЮЗе и красный диплом на выпуске. — Распределение в Омскую драму… Но… стоп! Самый романтичный и определяющий период в жизни: знакомство с Дворжецким, любовь, препятствия, работа, увлечения, роли, спектакли, Саратов, Горький, рождение и воспитание сына Евгения, жизнь семьи — все это захватывающе интересно, с сохранением авторской интонации, описано самой Ривой Яковлевной в книге «Вацлав Дворжецкий — династия», выпущенной нижегородским издательством «Деком» в 1999 году. Евгений Дворжецкий, достигший популярности и славы своими работами в театре (РАМТа, на Малой Бронной и «Школа современной пьесы») и кино (11 фильмов), еще успел незадолго до своей трагической кончины блистательно и легко провести в Нижнем презентацию этой книги. Однако в книге, посвященной звездной семейной династии «по мужской линии», Рива Яковлевна почти не касается важнейшего периода в ее жизни — работы в театральном училище. Она начала преподавать здесь актерское мастерство в 1962 году, параллельно с работой в Горьковском ТЮЗе (где поставила около 70 спектаклей, среди которых особенно известны «Сказка о царе Салтане», «Последние», «Олеко Дундич», «Красные дьяволята»), а с 1982 года пришла в училище совсем, возглавила драматическое отделение и по сей день продолжает это удивительное и по-настоящему творческое дело: набирать совсем молодых, ничего не умеющих делать на сцене ребят, а через четыре года выпускать из стен alma mater настоящих артистов, личностно сложившихся людей, разлетевшихся теперь уже по всему миру. Имя Левите для многих и многих театральных людей звучит как своеобразный пароль, роднящий людей по совершенно определенным признакам. На ее курсе между ребятами всегда складывается особая атмосфера доверия, открытости, порядочности, участия друг к другу. Новый курс Рива Яковлевна набрала совсем недавно, этим летом. Вот и на юбилее: музыкальный гонг — и из-за кулис «веером» появились озорные, улыбающиеся, обаятельные лица этих ребят: «А вот и мы!» Была замечательная пауза, когда они просто смотрели в зал, на свою учительницу, у которой сегодня такой знаменательный день… А зал смотрел на них и проникался к ним симпатией… Сколько раз приходили на первый курс такие же ребята, и уже через четыре года — аншлаги на дипломных спектаклях. Юбилей шел своим чередом. Поздравить Риву Яковлевну пришли все театры города, консерватория, филармония, администрация, приехали бывшие ученики, рвались на сцену все нынешние студенты (кукольный курс зажигательно станцевал еврейский танец)… Масса телеграмм — от самых замечательных людей нашей страны. Над всем царили воля, организаторский талант и умный юмор директора училища Татьяны Васильевны Цыганковой, удивительного и верного друга виновницы торжества. И еще: весь вечер на сцене радовал всех, кто сидел в зале… трехлетний Миша, сын Евгения и Нины Дворжецких, который приехал на юбилей своей бабушки (для него она просто «Рива») вместе со свой мамой — заслуженной артисткой и педагогом Щукинского училища. Он бегал со сцены в зал и обратно, принимал вместе и вместо бабушки поздравления, собирал упавшие цветы, подавал реплики — видно было, что сцена и для самого младшего Дворжецкого — его родной дом. Старшая дочь Евгения и Нины — Аня — не смогла приехать на юбилей бабушки: она снималась в Ялте в художественном фильме. Вот и есть вполне обоснованная надежда, что театральная династия Дворжецких продолжится самым естественным образом. И не только по мужской, а и по женской линии.

Ольга НАУМОВА

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.