Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ХРОНИКА

АНЕКДОТА НЕ ЖЕЛАЕТЕ-С?

Анекдоты XX века. Моноспектакль М. Черняка.
Молодежный театр на Фонтанке

В Молодежный театр, отличительной чертой которого давно стала задушевность, зрители приходят отдохнуть. Раньше, когда в зале были чудесные мягкие кресла, там, чего греха таить, порой даже можно было с комфортом вздремнуть. Но на спектаклях, поставленных М. Черняком, не спалось — веселые и динамичные комедии, остроумные моноспектакли разгоняли тоску и поднимали настроение. Спектакль «Анекдоты XX века» не исключение.

В прошлом столетии история анекдота пошла по пути превращения устного народного творчества в печатное слово. Анекдоты стали издавать целыми книгами, ими забиты страницы журналов и газет, отчего культурная ценность анекдота как явления несколько снизилась, исчез самый главный его элемент — рассказчик.

Актер утверждает, что спектакль появился случайно, благодаря тому, что Михаил Черняк славится в театре умением разрядить обстановку, заполнить паузу, занять внимание слушателей забавным рассказом. На самом деле, анекдотов в спектакле очень мало: так, в начале каждого действия — парочку «для затравки». Основа моноспектакля — литературные произведения А. Аверченко, Н. Огнивцева и В. Конецкого. Но прежде чем к ним приступить, М. Черняк предлагает задавать ему вопросы о Молодежном театре, актерах, спектаклях. Он выходит на сцену и обращается к зрителям, как к друзьям, явно радуется, когда слышит первый смех — реакцию на непритязательную, в общем-то, шутку. С первых минут между сценой и залом возникает не просто контакт, но доверительная атмосфера дружеской беседы. И неподдельная радость охватывает оттого, что есть в нашей компании приятель, который умеет так здорово рассказывать истории!

Первый литературный анекдот Аверченко «Четверо» — как раз о таком человеке, устранившем дорожную скуку среди пассажиров своего купе. Все четыре персонажа этой истории в исполнении Черняка имеют не только индивидуальную интонацию и пластику, но и проявляют характер, так что, кажется, точно знаешь, как они поведут себя дальше, за рамками этого рассказа. М. Черняк представляет Аверченко как мастера создания «острых театральных ситуаций», где герои подчас должны играть несвойственные им роли, как, например, в рассказе «Мой первый дебют». Однако случается, что и во время собственного спектакля сам актер попадает в такие ситуации и виртуозно их преодолевает. Тут и у театроведа появится возможность рассказать байку про артиста.

М. Черняк играет моноспектакль. Декорация — два стула, две подставки в виде колонн. На одной из них две карнавальные маски — просто как символ, а на другой — тетрадочка «с ролью» и стакан воды. Актер играет, зал внимательно слушает. Вдруг по проходу спускается женщина и потихоньку пытается пройти через сцену к выходу. Черняк за ее спиной подмигивает зрителям и прикладывает палец к губам: «Тс-с!» Мол, не будем мешать, не понравилось — пусть уходит. Все смеются, женщина чувствует, что причина смеха — она, оборачивается и говорит актеру с укоризной: " Кашель меня замучил!" В ответ Черняк, всплеснув руками, восклицает: «Так выпейте воды!» И отдает даме свой стакан. Женщина взяла воду, отпила немножко, а потом вместе со стаканом вернулась на свое место. Зал — в диком восторге, смех, аплодисменты; Черняк как-то ловко переходит к Аверченко и продолжает сцену. Не удивительно, что после этого зрители полюбили артиста, как родного. Посыпались вопросы об актерах, спектаклях, гастролях, о С. Спиваке и его деятельности в Москве.

Улучив удобный момент, Черняк снова вернулся к анекдотам, причем в стихах, советуя всем прочитать Н. Огнивцева. Несколько уморительных стихотворений были поданы Черняком так, что через личное отношение актера к ситуациям и героям сложились образы и оценки, которые зал готов был разделить с рассказчиком. Об антракте Черняк объявил гостям: «Хороший коньячок у нас в буфете!» И все засмеялись. И пошли проверить.

Рассказ В. Конецкого «К вопросу о психологической несовместимости», по мнению актера, изобиловал «сложными» словами: «трал», «калым», «коробки с фильмом», которые Черняк любезно растолковал. Здесь, изображая героев рассказа, артист перевоплощался и в матросов, и в корабельного кота, вокруг которого строится сюжет. И, кроме того, снова предложил зрителям самим почитать книги Конецкого.

Реклама — еще одна особенность этого спектакля. Все ответы на вопросы об артистах Черняк как бы невзначай обращал в рекламу спектаклей, в которых они заняты, рассказал о репертуаре театра на месяц вперед, и можно быть уверенным, что это сработает. Настолько велико обаяние актера и его талант общаться с людьми. Зрителю, ему ведь немного надо — чуть-чуть внимания, побольше любви, несколько добрых слов — и зал ответит.

Елена БОРИСОВА

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.