Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ

ВСЕ В МЕТРО!

Я. Стоклоса. «Метро». Театр «Московская оперетта».
Режиссер и хореограф Януш Юзефович

«Метро» — неожиданный проект для Московского театра оперетты. Именно проект, явление, не просто спектакль.

Во-первых, до сих пор соперничать с бродвейскими постановками мюзиклов отечественным театрам не то чтобы удавалось. Во-вторых, не удавалось прежде всего по бедности. А бедный Бродвей — это, сами понимаете, не Бродвей. В-третьих, уровень исполнения даже в бедном варианте всегда оставлял желать лучшего — надо же иметь подготовку, которую получить решительно негде (и чтоб микрофонное пение, и пластика, и танец, и кураж, и способ существования раскованно победный). В общем, казалось, не наш это менталитет, мироощущение не то, самосознание опять же.

Теперь выяснилось, что Время делает свое… Оно рождает поколение, воспитанное на видео, на клипах, на всеобщей американизации не то чтобы страны Россия, но мира. И вновь выяснилось, что время освоить пласт культуры, который ощущался чужим (раньше бы сказали чуждым) и далеким, пришло.

Время выбрало Москву не случайно. И Театр оперетты тоже не случайно.

Не буду напоминать о финансовых потоках, которе бурно протекают по столице нашей Родины, — кое-какие ручейки не минуют, очевидно, и Большой Дмитровский. А следовательно, и спектакль обставлен по последнему слову техники. Конструкции на поворотном круге, световые эффекты, лазерный луч, направленный в зал, как в казино или на дискотеке, звуковая аппаратура — все здесь как положено. (Сценограф Януш Сосновский, создававший декорации к «Метро» в Америке и Польше, внес свои коррективы и для метро России).

Театр оперетты, осознанно или нет, но был готов к вливанию свежей крови в свой организм. Для осуществления проекта специально набиралась труппа — молодые люди с необходимыми вокальными и пластическими данными, которые в опытных руках Януша Юзефовича (режиссера и хореографа одновременно) оказались способными выдать необходимый класс. Стрелки часов искусства направили свой «указующий перст» в нужную сторону…

Мюзикл польского композитора Януша Стоклосы (он же и колоритно дирижирует спектаклем) уже освоился в нью-йоркском и варшавском метро. Чем московское хуже — с бесконечно поющими и играющими на всевозможных инструментах лицами самых разных возрастов и судеб? Так на сцене возникло не что-то для нас экзотическое, а вполне узнаваемое, близкое и понятное. Участники разворачивающегося действа были определенно способны ощущать происходящее как собственное — жизнь, профессиональное становление, даже влюбленность.

История, расказанная в «Метро», проста — собирается энное количество молодых людей из разных городов и весей, дабы предстать перед вполне равнодушными очами продюсера, который набирает труппу для постановки мюзикла. Все они благополучно проваливаются на этом самом смотре, но зато образуют собственную труппу и создают собственный спектакль на одной из станций метро. Держит эту общую историю некий лирический стержень — любовь молодой солистки к режиссеру, который и осуществляет «метрошный проект». Собственно, весь спектакль — рассказ героини о своей любви, которая заканчивается трагически — гибелью возлюбленного под колесами поезда, и еще — уходом всей труппы к тому самому продюсеру, который поначалу всех отверг, а теперь, после успеха, перекупил обратно…

Надо ли говорить, что сей рассказ отчасти сопрягается с личными историями тех, кого отсматривали, отбирали, отсеивали, и тех, кто сегодня живет в этом самом «Метро», пусть и водруженном на сцене Театра оперетты. Живет, видимо, в полном счастии и удовольствии. Эта положительная энергия мощно устремляется со сцены в зал, затмевая собой печальный конец, словно не позволяя каждому подумать о предательстве и смерти. Они все играют так, будто собираются жить вечно. В этом что-то есть… Отдельно содержательное, возникающее помимо предписанного сюжета. Более того, зрительный зал аккумулирует в себе именно положительную энергию, ибо и в зале лица столь же молодые и воодушевленные.

Вот это единение во всеобщей надежде на лучшее и дает эффект со-бытия, со-причастности и эффект новизны, казалось бы невозможной на умудренной опереточными традициями сцене театра. Вот почему «Метро» — больше чем спектакль…

Январь 2000 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.