Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО…

Г. Доницетти. «Да здравствует мама!». Камерный музыкальный театр «Санкт-Петербург-опера».
Режиссер Юрий Александров, дирижер Сергей Калагин

Над оперой всегда подшучивали, сколько она существовала. Потому что любили. Но случилось в России такое время, когда потерялся к опере интерес: очень уж она напыжилась, стала убийственно серьезной и скучной. Зрители посещали ее все хуже, любили все меньше, а подшучивать и вовсе перестали.

Нынче возвращаются к музыкальному театру и симпатии и способность добродушно над ним посмеяться. Впрочем, в «Санкт-Петербург-опере» шутили со дня открытия: 6 лет назад в стилизованном под средневековье представлении «Игра о Робине и Марион» лихо честили сей романтический жанр. Потом пошутили (неудачно) с маленькой оперой Гайдна «Избрание капельмейстера», разыграв ее как происшествие в советской канцелярии. Теперь взялись за Доницетти.

Оказалось, что его «Театральные приятности» сочинения 1827 года ничуть не устарели. Опера, это незаконопослушное дитя любви театра и музыки, по-прежнему живет большими страстями, но благополучно существует бок о бок со страстишками мелкими, полна любви и возвышенной лирики, а привыкла к дрязгам и распрям своих жрецов — певцов, дирижеров, режиссеров. Переводчице либретто «Театральных приятностей» Марине Мишук пришлось лишь слегка пройтись по тексту современным пером. Предложен и новый вариант названия — «Viva la mamma!» Вечная, неумирающая театральная мама, которая имеет обо всем единственно правильное мнение; мама, управляющая из кулуаров артистами и импрессарио, обеспечивающая карьеры и благословляющая закулисные браки.

Мама Агата в эксцентричном исполнении Александра Подольхова — эпицентр, от которого расходятся волны страстей. Правда, временами, когда заканчивается очередной сценический скандал, драматургия спектакля несколько никнет. Ибо литературная первооснова музыкальной шутки Доницетти — конечно же, лишь повод для демонстрации театральных курьезов. Примадонна (Нина Глинкина) выводит божественные фиоритуры и тут же закатывает вульгарные истерики; ее муж (Сергей Дрейт) артистично рекламирует жену и одновременно волочится за юной дебютанткой; «валютный» тенор эффектным разрывом с труппой едва не доводит дело до катастрофы, но внезапно «раскаявшись», вышибает слезы умиления любовной арией. Мир сцены и кулис наводнен трагедийными персонажами в духе Шекспира-Верди, фавнами, беременными женщинами, рвущимися к славе инженю и, конечно же, деловитыми бездельниками. Присутствует и лошадь, любимая принадлежность оперной сцены.

Спектакль «Да здравствует мама» забавно и нарядно «одет» художником Вячеславом Окуневым. В представлении много смешного, а кое-что, вроде ватника и ушанки русского «валютного» тенора или оперной похоронной процессии, совмещенной с оплакиванием надежд на приличный гонорар, — придумано режиссером Юрием Александровым просто отлично. Непринужденно вмешиваясь в сценическое действие, умело управляет оркестром и певцами дирижер Сергей Калагин.

Хотя капустнический настрой спектакля слегка и придает ему окраску «домашних радостей», при наличии профессиональных исполнителей он способен доставить зрителям настоящее удовольствие.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.